Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Нужна поддержка? Иди в «Атамекен»!

28 Января 2016
12200 просмотров

О сервисной поддержке бизнеса: куда обращаться, если есть предпринимательская идея

Сотрудники департамента сервисной поддержки Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» побеседовали с журналистами за традиционным пресс-завтраком. Темой обсуждения стали нефинансовые услуги НПП в рамках единой программы «Дорожная карта бизнеса 2020».

Услуги по сервисной поддержке и информационному обеспечению оказываются Нацпалатой через Центры обслуживания предпринимателей на областном уровне и Центры поддержки предпринимателей на районном, что позволяет максимально охватить активное бизнес-сообщество страны. Информацию предоставляют менеджеры-консультанты, определенные Региональными палатами предпринимателей на местах в результате конкурсного отбора.

Директор департамента Багдат Телебай сообщил, что за 2015 год в открытых по всей стране Центрах обслуживания предпринимателей получили услуги 35 тыс. казахстанцев, еще около 212 тыс. – в Центрах поддержки предпринимателей. В бизнес-школе обучилось свыше 15 тыс. предпринимателей и людей, изъявивших желание заняться собственным бизнесом.

«Бизнес-Школа» включает в себя проекты «Бизнес-Советник», «Бизнес-Рост» и проектное обучение с применением принципов наставничества. В настоящее время во всех регионах созданы бизнес-классы, соответствующие всем стандартам, набраны тренеры.

«В 2015 году впервые в Казахстане реализовалось информационное обеспечение населения с предпринимательской инициативой, в рамках чего было открыто 188 Центров поддержки предпринимательства. Мы охватили все районные центры, моно- и малые города. Мы дошли до поселков, чтобы люди просто приходили и задавали вопросы. Там мы консультируем, как открыть предприятие, какие есть финансовые институты, госпрограммы. Это позволяет ликвидировать правовую безграмотность среди начинающих предпринимателей. Если человек заинтересовался, дальше он уже хочет получить сервисную поддержку. Одна из услуг ЦПП – это сбор заявок на сервисную поддержку», - отметил эксперт департамента Юрий Беседин.

Он подчеркнул, что сама госпрограмма по поддержке предпринимателей предполагает только перечень услуг. Нацпалата же пошла дальше, она помогает регистрировать бизнес. «То же самое с продвижением проектов – этого нет в наших обязанностях, но мы сейчас сами вводим это в комплекс сервисных услуг, потому что на это есть спрос. Помогаем получить финансирование. Можем сказать, что за целый год, по данным ЦПП, мы не просто проконсультировали и выполнили плановые показатели Министерства национальной экономики, но и помогли открыться примерно 1600 предпринимателям», - добавил эксперт.

При этом Ю.Беседин отметил, что программа актуализируется с учетом запросов предпринимателей.

«В этом году мы внесли проект в Министерство национальной экономики, потому что требования со стороны предпринимателей меняются. Поэтому мы по 8 услугам внесли изменения. В частности, много вопросов стало по сопровождению проектов. Человек обращается, мы ему помогаем по тем же юридическим вопросам: как открыть дело, оформить, получить финансирование – даем консультации в рамках сервисной поддержки. Но предприниматель хочет, чтобы мы еще дальше его сопроводили, например, в институтах развития: помогли защитить бизнес-план и так далее. Сейчас мы внесли одну услугу по сопровождению проектов в институтах развития, госорганах, банках, по вопросам получения разрешительных документов. Если правительство поддержит наши изменения, то мы будем заниматься этими вопросами», - сказал он.

«Здесь все зависит от интереса обратившегося. Если ему нужна консультация о том, как правильно зарегистрировать предприятие, он обращается в ЦОП, ЦПП. Если ему, будучи действующим предпринимателем, необходимо выйти на международные рынки, он также обращается к нашим консультантам для того, чтобы узнать о мерах нефинансовой поддержки вплоть до сбора заявок на подачу документаций в те или иные институты развития», - добавил его коллега Арнур Дарбаев.

Также Дарбаев сообщил, что «Атамекен» осуществляет экспертизу государственных программ. «Госорганы, прежде чем внести изменения в законодательство в вопросах развития предпринимательства, направляют их в НПП. Таким образом, формируется обратная связь между нами и предпринимателями. Исходя из проблем бизнеса, мы вносим определенные коррективы, даем рекомендации», - сказал он.

Беседин также добавил, что в этом году в ЦПП в районах, где осуществлялась только консультация по мерам господдержки, теперь будут оказываться услуги по ведению бухучета и юридические консультации. «Раньше это было только в некоторых ЦПП, теперь во всех. В селе или районных центрах это необходимо», - пояснил он.

«Если брать 14 год, тогда наш департамент осуществлял лишь одно направление: сервисная поддержка бизнеса. В 2015 году у нас уже три направления: помимо сервисной поддержки бизнеса бизнес-школа и информационное обеспечение предпринимателей. В 2016 году наш департамент уже охватывает пять направлений: добавились «Деловые связи» и «Старшие синьоры». То есть мы расширяем свое поле деятельности», - добавил эксперт.

Эксперт департамента Ерлан Мустафин рассказал подробнее о новых направлениях. «Направление «Деловые связи» предполагает обучение предпринимателей руководящего состава навыкам менеджмента, стратегии развития предприятия, маркетинга, коммуникаций, клиентоориентированности, внешнеэкономической деятельности. В течение года 500 человек обучается, получает сертификаты. Международным партнером НПП по этой программе является германский центр «GIZ», который из этих 500 выбирает для себя проекты, которые могут работать совместно с германскими предприятиями. Люди, которые проходят собеседование, отправляются на бесплатную зарубежную стажировку. В течение месяца они посещают ведущие германские предприятия. Некоторые предприниматели выезжают с одной бизнес-идеей, встречаются с немецкими коллегами, там меняют мнение и открывают другое предприятие совместно с немцами. В этом году мы отправим в Германию 52 человека по этой программе. После стажировки мы проводим конференцию, где обсуждаем, какие были проекты. И в дальнейшем помогаем их осуществлять: ведем переговоры с германской стороной и помогаем этим людям реализовать свой опыт, полученный во время стажировки», - сказал он.

Проект «Старшие синьоры», по словам Мустафина, предполагает привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа на казахстанские предприятия.

Заместитель директора департамента сервисной поддержки Мухтар Мырзахметов упомянул об еще одном проекте НПП «Наставничество». «Мы приглашаем состоявшегося успешного в определенной отрасли предпринимателя, и он на своем примере обучает несколько желающих открыть похожий бизнес», - сообщил он.

Также М.Мырзахметов подчеркнул, что помимо сайта Национальной палаты, начинающие бизнесмены могут также почерпнуть полезную информацию в специальных пособиях, выпущенных НПП. «Например, есть книга «100 проектов МСБ». Там есть вся информация: какая сумма нужна, чтобы начать бизнес, какие разрешительные документы - вплоть до ориентировочной прибыли и сроков окупаемости. У нас было первое издание, потом появилось второе, к лету уже будет третье», - добавил эксперт.

Юрий Беседин, в свою очередь, добавил, что в период кризиса очень актуальны бесплатные консультации специалистов для уже действующих предприятий. «Некоторые предприниматели не могут содержать у себя в штате бухгалтера и юриста, или, допустим, заниматься вопросами госзакупок, внедрять систему менеджмента. Сервисная поддержка как одна из антикризисных мер направлена на помощь предпринимателям в этом вопросе: они могут обратиться в ЦОП и ЦПП и получать услуги этих специалистов в течение года бесплатного», - сообщил представитель НПП.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры