ЕАЭС: первые успехи и поражения
Товарооборот Казахстана с Россией упал на 30 процентов
Эксперты Национальной палаты предпринимателей дали расклад по промежуточным итогам евразийской интеграции для казахстанского бизнеса.
Традиционный пресс-завтрак для журналистов, организованный Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», открыл заместитель директора департамента экономической интеграции Аскар Кысыков. Он привел данные о влиянии внешних факторов на казахстанский бизнес в процессе интеграции.
«В первом квартале 2015 года падение товарооборота с Россией составило около 30%, что, в том числе, связано с европейскими санкциями. В 2014 году у нас тоже отмечается падение товарооборота по всему ЕАЭС. Показатели товарооборота с Российской Федерацией и Республикой Беларусь сейчас даже меньше, чем в 2010 году. Экспорт в Беларусь упал в два раза», - сказал он.
Основными причинами печальной статистики Аскар Кысыков назвал снижение деловой активности и падение курса рубля.
В ходе беседы с журналистами затрагивался вопрос взаимных санкций России и стран Европы, который все еще остается актуальным и не может не затрагивать казахстанский бизнес. На эту тему подробно высказался директор департамента технического регулирования НПП РК Сергей Радаев. Он отметил, что даже если формально Казахстан не участвует в санкционном противостоянии, некоторые импортные товары, которые везут в Казахстан через Россию, задерживаются там, подвергаются многочисленным проверкам, из-за чего приходят в негодность.
Поэтому некоторые зарубежные продукты в Казахстане просто исчезли с прилавков, а иные, - например, мясомолочная продукция из Финляндии, плодоовощная продукция из Польши, Голландии и проч., - в дефиците.
«Мы надеялись, что для нас это (санкции – прим.автора) обернется благом. Считалось, что мы заместим продукцию, которая не связана с экзотическими фруктами - например, мясомолочную. Но тут сыграли роль другие факторы – в частности, низкий курс рубля. В итоге наша продукция на наших рынках конкурирует с более дешевой продукцией из России. Здесь клубок проблем – это и ответные меры Российской Федерации, и низкий курс рубля. Ввиду нашего зависимого транзитного положения мы тоже страдаем», - сказал Сергей Радаев.
В то же время эксперт поспешил добавить, что сейчас ситуация налаживается, и, по мере укрепления российской валюты, и повышения инфляции, рынок оживает.
Сергей Радаев акцентировал внимание аудитории на такой составляющей интеграции, как техническое регулирование в рамках ЕАЭС.
«Так как между нашими странами нет таможенных барьеров, теперь главным инструментом конкуренции является техническое нормирование. Кто и как заложит какие-то конкурентные преимущества в нормативную документацию, которая теперь едина для всех, тот и добьется, что продукция его страны, при прочих равных условиях, будет иметь преимущества. Этим активно пользуются наши партнеры», - сказал он.
«Назвать такие действия «добросовестными» - язык не поворачивается. Я поясню, как это все складывается. Наша система техрегулирования направлена на нужды нашей экономики, которая всегда была импортозависимой. Мы, руководствуясь принципами снятия торговых барьеров в ВТО, закладывали в наше регулирование минимальные требования безопасности к продукции. Тем самым мы никаких барьеров не чинили… Теперь мы вступили в интеграционное объединение с сильными игроками, которые производят свою продукцию. Они защищаются от внешних конкурентов через нормирование: выставляют жесткие требования к продукции. Мы сейчас попали в такую ситуацию, когда Россия имеет свой рынок производителей, защищает свой рынок, а Казахстан имеет меньший сегмент производства по всем отраслям и мало регуляторов», - отметил эксперт.
С. Радаев отметил, что Россия, имея научный потенциал, испытательную базу и квалифицированные кадры, взяла на себя разработку 87% всей нормативной базы – 50 технических регламентов в рамках ЕАЭС.
«Они выстраивают политику под имеющихся у них производителей, и, соответственно, закладывают особенности регулирования. Мы в этом процессе сразу отстали. Может быть, повлияло наше традиционное «авось». Мы видели, что ЕврАзЭС до этого не сработал, думали, что и нынешнее объединение тоже так пройдет. А потом, когда очнулись, у всех все отрегулировано, мы ввозим нашу продукцию, а нам говорят: «Извините, ваша продукция не может пройти подтверждение соответствия, сертификат на нее не выдается». То есть, мы попали в капкан», - заявил он.
В то же время директор департамента техрегулирования Нацпалаты подчеркнул, что с образованием НПП ситуация изменилась в лучшую сторону.
«Сейчас говорят: «Вот голос бизнеса, а бизнес – против». И это так. Некоторые регламенты, которые оказывают существенное влияние, мы просто остановили. Когда партнеры поняли, что у нас это закреплено Законом, и что мы можем в случае обоснованных сомнений заявлять об этом, с нами начали считаться», - подчеркнул эксперт.
С. Радаев также отметил низкую информированность бизнесменов об изменениях, которые вводятся в Казахстане в рамках ЕАЭС и обратился ко всем казахстанцам.
«Все граждане страны – участники этого процесса регулирования…Все ресурсы открыты, доступны, и каждый должен сам повышать свою грамотность. Поэтому, если вы хотите что-то приобрести, открыть бизнес, заняться торговыми операциями, надо изучить правовое поле», - считает эксперт.
В целом, вступление Казахстана в ЕАЭС эксперты назвали «вызовом, и благом для казахстанских предпринимателей».
«Мы сейчас активно взаимодействуем с Министерством национальной экономики. Но это все делается не сразу. В Европейском союзе, который принят за модель в нашем интеграционном объединении, эти процессы шли не одно десятилетие. А мы технические регламенты, в соответствии с которыми единым знаком маркируется обращение продукции, разработали за 2 года - то, что разрабатывалось в ЕС 30 лет. Мы очень сильно ускорились», - добавил Сергей Радаев.
Директор департамента таможенного администрирования НПП РК Алихан Мамбеталин рассказал о развитии таможенной службы в Казахстане.
«Основной вопрос, который нас сейчас волнует – это внедрение «единого окна». Этот вопрос у нас в Казахстане уже «с бородой» - мы давно пытаемся автоматизировать таможенную систему. На Астанинском экономическом форуме выступали эксперты из Всемирной таможенной организации. Они условно делят развитие таможенной службы на три стадии. Сначала таможня создает информационные системы для своих нужд – то, что у нас в Казахстане происходило эти годы. То есть они автоматизировали свои собственные процессы. Вторая ступень – это таможня для правительства, то есть она выполняет какие-то функции, которые поручает правительство. Мы оцениваем, что наша таможенная служба сейчас на этом этапе. Третья фаза развития таможенной службы – это уже таможня для общества, бизнеса – к чему мы сейчас и стремимся. Стратегия Нацпалаты в части таможенного администрирования направлена на то, чтобы таможенная служба оказывала сервисные услуги по отношению к бизнесу, а не фискальные, и даже карательные, как у нас это сейчас происходит», - сообщил он.
Алтынай Жумжумина
Оставьте комментарий:
Комментарии: