Узаконить отношения, или как сделать союз эффективным?
Защитить инвестора, дать регионам возможность запускать совместно с государством взаимовыгодные проекты и упростить бюрократические процедуры. Это не полный перечень предложений, внесенных в новый Закон "О государственно-частном партнерстве". При этом инициатива разработать и создать самостоятельный законопроект, регулирующий партнерство государства и бизнеса, идет от самих предпринимателей.
Работающий сегодня закон "О концессиях", даже после правок, не раскрывает все возможности механизма партнерства государства и бизнеса. К тому же, большинство инвестиционных проектов жестко подвязаны к выплатам из госбюджета. Направление закона "О ГЧП" – создать механизм альтернативный бюджетному финансированию.
Инициатива разработать работающий и прогрессивный закон "О ГЧП" поступала сразу из нескольких источников. Государственные органы, предприниматели, квазигосударственные и национальные компании давно поднимали проблему ограниченных возможностей концессии, как инструмента развития ГЧП. По мнению всех сторон, с помощью концессии невозможно реализовать многие важные и интересные проекты, и нужен механизм, способный стать ей альтернативой.
Чтобы не уходить в профессиональные подробности, я могу выделить несколько основных направлений проекта закона "О ГЧП". Первое направление – это защита прав инвесторов. Мы хотим на уровне закона максимально защитить тех предпринимателей, которые хотят и планируют инвестировать в ГЧП-проекты. То есть расширить их права на вне судебную защиту, на защиту в третейском и арбитражном судах. Мы прописали защиту интересов кредиторов и финансовых организаций и всех, кто в различных формах финансирует в проекты. Этим самым мы даем возможность приходить в проекты не только крупным международным инвесторам и компаниям, но и, в первую очередь, отечественным, региональным инвесторам.
Отсюда вытекает второе направление – ориентирование закона на региональные проекты, или малые формы ГЧП. Мы хотим, чтобы их запуск стал существенно упрощенным в сравнении с ныне действующими возможностями, прописанные в законе "О концессиях". Это означает снижение до минимума количество экспертиз, а документы проекта будут базироваться на типовых формах – готовых пакетах документов. Такой подход сэкономит до двух лет, которые уходят для подготовки проекта. По сути, если действующий порядок процедур больше ориентирован на крупные инфраструктурные проекты, то наша новая концепция позволит сократить административные барьеры до минимума и в кратчайшие сроки запустить проект. Региональные отделения Национальной палаты предпринимателей будут активно участвовать в этом процессе, не допуская задержки сроков и волокиты.
Третье направление – это институциональное ГЧП. Мы прописали возможность создания совместных предприятий между государством и предпринимателем. На сегодня такая форма ГЧП в законодательстве обозначено, но скорее декоративно: не прописаны ни формы, ни схемы их взаимодействия.
Четвертое направление – участие в ГЧП–проектах компаний квазигосударственного сектора: акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, национальные компании и холдинги, а также институты развития с участием государства. Самое главное в этом направление – неподдельный интерес к ГЧП-проектам всех перечисленных квазигосударственных компаний.
Пятое направление в законе "О ГЧП" - новые формы контрактов. Сегодня ГЧП по сути ограничено концессионными механизмами. Мы хотим пополнить список лизинговыми отношениями, контрактами на бездефектное содержание, контрактами жизненного цикла и другими.
В заключение, отмечу, что новой закон будет продолжать политику передачи экспертизы проектов местным органам власти. Предпринимателям из регионов не придется приезжать в Астану, чтобы провести все необходимые процедуры. В новом законе маслихаты наделят специальными функциями, которые позволят им самостоятельно определять перечень ГЧП, которые будут реализовываться в регионах. Главный плюс такого подхода в том, сто маслихаты представлены жителями региона, и они имеют более полную и актуальную информацию по необходимым в их регионе ГЧП–проектам (дошкольные учреждения, больницы, водоснабжение и др.).
Согласно плану, закон должен быть принят до декабря текущего года. В крайнем случае, в июне 2015 года.
Аналитик АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" Евгений Аманбаев
Оставьте комментарий:
Комментарии: