Минтранс против самосвалов: угроза для экономики или спасение дорог?
Бизнес-сообщество и представители государственных органов встретились в стенах НПП «Атамекен» для обсуждения предлагаемых Министерством транспорта поправок к Закону «Об автомобильном транспорте» (статья 38-2). Основной темой стал запрет эксплуатации тяжеловесных самосвалов с 1 января 2026 года. Данная мера направлена на сохранение дорог, но вызывает множество вопросов со стороны бизнеса.
Минтранс предлагает перенести запрет на использование большегрузных самосвалов на более ранний срок — с 1 января 2025 года (норма в Примечании). По мнению ведомства, интенсивное движение таких транспортных средств является основной причиной разрушения дорожного полотна. В ответ на это бизнес-сообщество высказало серьезные опасения по поводу негативных последствий для экономики страны.
Заместитель председателя правления НПП Мурат Амрин поддерживает усиление контроля за соблюдением допустимой массы и осевых нагрузок грузовых автомобилей, но предостерегает от полного запрета на движение самосвалов.
«Полный запрет негативно скажется на развитии малого бизнеса, а также на добросовестных участниках рынка, которые соблюдают установленные нормы. Также под ударом окажется промышленный сектор страны, который инвестировал и наладил производство данных самосвалов», — подчеркнул он.
Что будет с бизнесом?
Министерство транспорта считает, что ограничение на самосвалы необходимо для защиты дорог от разрушения. Однако представители бизнеса утверждают, что запрет приведет к удорожанию всех сопутствующих услуг и товаров. Промышленность, строительство и коммунальное хозяйство, где самосвалы играют ключевую роль, ощутят значительный удар.
В Казахстане зарегистрировано более 60 тыс. самосвалов, и запрет затронет большинство из них, выполняющих определенную роль в крупных городах. Ограничения коснутся перевозок инертных материалов и даже вывоза снега в зимний период.
«Мы видим риски для экономики: ограничение производства, удорожание строительства, снижение доступности жилья и рост социальной напряженности. Необходим сбалансированный подход с учетом акцента на развитие промышленности», — заявил заместитель ген. директора ТОО «СемАз» Кыдыролла Жумагулов.
В ответ на ограничения от Минтранса, представители строительной отрасли в лице президента Ассоциации застройщиков Казахстана Виктор Микрюков, отмечают устаревшие подходы к строительству дорог.
«Качество проседает. Если стоит вопрос разрушения дорог, то почему на таких участках не перейти на бетонное покрытие», - отмечает спикер.
Несмотря на необходимость сохранения дорожного полотна, бизнес-сообщество призывает искать компромиссы дабы избежать резкого роста цен и социальных волнений. Палата предпринимателей настаивает на выработке более гибких решений, которые сохранят инфраструктуру и минимизируют ущерб для экономики. По результатам совещания Нацпалата обязуется направить соответствующее письмо в адрес Правительства.
Напомним, предложенная инициатива уже была отсрочена два года назад с подачи Национальной палаты предпринимателей.
Примечание: в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта и недропользования» от 29 декабря 2022 года № 174-VII ЗРК автомобильные перевозки грузов самосвалом, разрешенная максимальная масса которого превышает установленную законодательством РК допустимую общую массу автотранспортного средства, по автомобильным дорогам общего пользования и улицам населенных пунктов Республики Казахстан не допускаются с 1 января 2026 года.
Оставьте комментарий:
Комментарии: