Бизнес под лупой. После моратория госорганы начали чаще проверять предпринимателей
В повестке очередного заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова сегодня участившиеся проверки бизнеса. Контрольная и надзорная деятельность в отношении предпринимателей выросла в 2 раза
Действоваший в Казахстане с 1 января 2020 года мораторий на проведение проверок малого и микро бизнеса закончился в декабре 2023 года.
Анализ, проведенный экспертной группой, показал, что введение моратория на проведение проверок бизнеса оказало позитивное влияние на социально-экономическое развитие страны, а прогнозы скептиков, что введение моратория ухудшит дисциплину предпринимателей и значительно осложнит ситуацию в области безопасности и здоровья населения не подтвердились.
Однако, после отмены моратория деятельность государственных органов, контролирующих предпринимательскую деятельность, кардинально изменилась. За январь-март 2024 года число проверок субъектов частного предпринимательства выросло почти в 2 раза. Больше всего проверок проводилось в городах Алматы и Астана, Туркестанской, Костанайской, Алматинской и Карагандинской областях.
Почти 93% проверок субъектов частного предпринимательства носили внеплановый характер. Большинство этих проверок касалось налогов, соблюдения трудового законодательства, архитектуры, градостроительства и санитарно-эпидемиологического благополучия.
По мнению члена Совета Соловьевой Айгуль, распространённость внеплановых проверок свидетельствует, что закон позволяет чиновникам преодолевать установленные ограничения на проведение плановых проверок.
Сделанный законом акцент на приоритетность профилактического контроля в первом квартале 2024 г. вообще не учитывался службами контроля в области налогов, архитектуры, градостроительства, медицинских услуг и торговли. В этих сферах контроль проводился только для устрашения и наказания.
Также значительно возросло число необоснованных обращений государственных органов за регистрацией проверок. Органами прокуратуры только за первый квартал 2024 года было отказано в регистрации проверок на 62,4% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.
Резкий рост проверок бизнеса как следствие повлек увеличение количества санкций (административной ответственности) в отношении предпринимателей. За январь-март 2024 года зарегистрировано почти 3 миллиона административных производств, что на 41,4% больше, чем за этот период предыдущего года. Наибольшее число правонарушений зарегистрировано в торговле, налогообложении и охране здоровья населения.
Каждая проверка – это административная волокита, с которой бизнесменам зачастую приходится необоснованно разбираться. Число прекращенных административных дел по сравнению с предыдущим периодом увеличилось в 2,1 раза.
«Сложившаяся в начале года административная практика является результатом искажения целей и задач законодательства, закрепившего новую регуляторную политику в отношении предпринимательства», - подчеркнул Каирбек Сулейменов.
На Совете отмечено, что чрезмерное усиление контроля за деятельностью бизнеса не имеет под собой объективных причин, т.к. экономическое развитие страны в начале года не имела каких-либо негативных тенденций, требующих усиления административного влияния.
Несоразмерность контроля за предпринимательской деятельностью повлекло снижение инвестиционной активности и рост преступных злоупотреблений служебными полномочиями государственными служащими.
Каких-либо изменений в подходах к проведению проверок с карательных на предупредительные или профилактические не произошло. Каждая из проверок отмечалась наложением административных штрафов или иного взыскания на предпринимателей.
«Чрезмерная активность государственных органов на усиление контроля за деятельностью бизнеса не имеет под собой объективных причин, а продиктовано только стремлением шире применять свои полномочия в отношении предпринимателей, которые были приостановлены в период введенного моратория», - подытожил Каирбек Сулейменов.
В ходе Совета были озвучены ряд рекомендаций Министерству экономики, Генеральной прокуратуре, Министерствам финансов, здравоохранения, промышленности и строительства:
Так, Совет Министерству экономики рекомендует:
- скорректировать деятельность государственных органов на сокращение государственного контроля и надзора субъектов бизнеса с приоритетом проведения профилактического контроля;
- с учетом последствий введения моратория, оказавших позитивное влияние на развитие экономики, рассмотреть возможность установления на постоянной основе режима контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства, действовавшего в период моратория на проведение проверок.
Генеральной прокуратуре предложено провести анализ причин роста регистрации проверок, эффективность влияния их проведения на соблюдение законности, правопорядка и предупреждения правонарушений, а также соразмерности налагаемых взысканий на предпринимателей, для усиления мер профилактически нарушений.
Оставьте комментарий:
Комментарии: