Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

В Палате предпринимателей ВКО более 40% обращений бизнеса приходится на сферу земельных отношений

24 Апреля 2023
- Восточно-Казахстанская область
5555 просмотров

На заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции в Палате предпринимателей ВКО обсудили наиболее актуальные проблемы в сфере земельных отношений – такие, как отсутствие подзаконных НПА и неудовлетворительная работа платформы Е-лицензирование. Также представитель Антикора проинформировал членов Совета о ходе реализации проекта «Бизнеске жол» в Восточно-Казахстанской области.

 

В Палате предпринимателей ВКО прошло ежемесячное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Игоря Шацкого и с участием первого заместителя прокурора ВКО Мейрама Таутенова.

В ходе заседания начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров ПП ВКО Рауан Абдуллин сообщил о том, что по статистке 2022 года в Палату поступило 332 обращения, из них 133 пришлось на сферу земельных отношений, что составляет более 40%.

«Наиболее актуальной проблемой в данной сфере, по нашему мнению, является отсутствие НПА и работа платформы Е-лицензирование. К примеру, в системе недоступны услуги по предоставлению земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта и продление срока аренды земельного участка. При этом срок возобновления доступности первой из указанных услуг запланирован на 31 декабря 2023 года. По продлению срока аренды земельного участка до настоящего времени отсутствует подзаконный нормативный правовой акт, который определял бы порядок оказания данной госуслуги», – рассказал Рауан Абдуллин.

Подобное положение дел, отмечает представитель РПП, приводит к тому, что услуги оказываются в бумажном виде и без конкретного алгоритма действий, тем самым проявляются признаки административных барьеров и завышенных требований к услугополучателям. Из-за отсутствия определенного перечня услугодателями могут запрашиваться излишние документы, справки, заявления и другие сведения, для истребования которых нет никаких законных оснований. Сроки оказания услуг также не регламентированы, что приводит к необоснованным отказам и волоките, и как следствие – к недовольству со стороны услугополучателей.

«В некоторых случаях, когда земля только осваивается, возникает дополнительная проблема: отсутствие критериев освоения земельного участка приводит к невозможности принятия обоснованного решения о продлении либо отказе в продлении срока его аренды. В целях недопущения нарушений прав услугополучателей мы считаем необходимым устранить указанный пробел», – подчеркнул Рауан Абдуллин.

Он также добавил, что несовершенство и отсутствие интеграции информационных систем – к примеру, Е-лицензирование и ИИС центров обслуживания населения – сильно сказываются на качественном оказании госуслуг в сфере земельных отношений. В этой связи Палата предпринимателей ВКО настаивает на проведении дальнейшей автоматизации государственных услуг, интеграции и совершенствовании информационных систем, переходе к оказанию услуг по принципу «одного заявления» и «услуг без отказа». Реализация этих подходов позволит значительно оптимизировать бюрократические требования и повысить доверие предпринимателей и населения к государственному аппарату, подытожил Рауан Абдуллин.

Заместитель руководителя Управления земельных отношений ВКО Даулет Сарманов согласился с замечаниями докладчика и сообщил, что с 1 июля 2023 года в Казахстане вступит в законную силу обновленный Земельный кодекс, который существенно упрощает выдачу земельных участков. До этого времени предстоит принять все соответствующие подзаконные акты, внести изменения в Закон об архитектурно-градостроительной деятельности, Закон о естественных монополиях.

«Новый Земельный кодекс предусматривает отсутствие рассмотрения заявлений на земельных комиссиях в городах районного значения. Данным законом предусматривается уменьшение сроков рассмотрения заявления до 15 дней. То есть заявитель подает заявление посредством электронной системы eGov, заявление поступает в архитектуру, архитектура рассматривает пул госорганов для согласования, распределяет эти заявления по госорганам. В случае положительного заключения этих органов земельный участок попадает дальше в НАО «Правительство для граждан» для изготовления идентификационного документа. А идентификационным документом в данном случае будет служить Единый кадастровый паспорт недвижимости, который будет объединять в себе и госакт, и техпаспорт. На самом деле с 1 июля мы ожидаем революцию в сфере предоставления земельных участков», – отметил Даулет Сарманов касательно земли, предоставление которой не требует торгов.

По словам спикера, до 10 мая продлится работа по объединению и интеграции информационных баз данных ГЗК («Государственный земельный кадастр») и РН («Регистрация недвижимости»). В то же время, в Восточном Казахстане ведется активная работа по подготовке геопортала, через который будут проводиться государственные услуги.

В свою очередь Мейрам Таутенов подтвердил, что в Земельный кодекс действительно внесены серьезные изменения, и выразил надежду, что все поднятые Палатой вопросы снимутся, когда будут приняты все подзаконные акты и Закон вступит в силу.

«Надо будет обязательно проводить информационную работу. К 1 июля мы уже должны все подготовлены быть, чтобы потом без каких-то пробуксовок эта работа пошла дальше. То есть те вопросы, которые есть по применению этого кодекса, надо уже сейчас формулировать, направлять в центральные органы и получать на них ответы, чтобы мы могли и сами применять эти нормы правильно, и людям разъяснять новые требования законодательства», – подчеркнул заместитель прокурора ВКО.

По итогам обсуждений председатель Совета Игорь Шацкий огласил резолюцию, согласно которой Управлению земельных отношений и Палате предпринимателей ВКО рекомендовано направить письмо в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан и в центральный аппарат НПП «Атамекен» о необходимости в кратчайшие сроки разработать и утвердить стандарт государственной услуги «Продление срока аренды земельного участка». После получения исчерпывающей информации от МСХ члены Совета совместно проведут среди субъектов бизнеса разъяснительную работу о новых положениях Земельного кодекса.

Также в ходе заседания первый заместитель руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ВКО Талгат Башев сообщил о реализации проекта по защите предпринимателей «Бизнеске жол», запущенного Антикором в 2023 году.

«В целях оперативного рассмотрения обращений бизнеса разработан алгоритм между Антикоррупционной службой и НПП «Атамекен», создана специальная мобильная группа, которая состоит из сотрудников Антикора, Нацпалаты «Атамекен» и ее территориальных подразделений, а также представителей общественности. В соответствии с данным алгоритмом совместная работа проводится по принципу мобильности, объективности, справедливости и гласности. Мобильная группа незамедлительно выезжает по проблемным вопросам предпринимателей и дает точечные разъяснения и рекомендации», – рассказал Талгат Башев.

Представитель Антикора привел конкретные примеры оказания помощи предпринимателям, столкнувшимся с административными барьерами в процессе подачи документов на конкурс грантового финансирования и на земельный аукцион. После вмешательства Департамента права предпринимателей были полностью восстановлены и поставлен вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры