Гособоронзаказ: действующее законодательство не предусматривает обязательного применения отечественного сырья
Практика размещения гособоронзаказа у консорциумов показала свою эффективность. Однако несколько лет назад от нее отказались. Сейчас появилась возможность законодательно вернуть успешную практику, доработав выявленные недостатки.
При консорциальной модели для исполнения заказа производители сырья являются равноправными исполнителями гособоронзаказа наравне со швейными предприятиями. Такая кооперация позволяет увеличивать объемы использования отечественного сырья при производстве товаров для обеспечения армии.
По словам исполняющего обязанности председателя комитета обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен» Батырбека Аубакирова, такая мера поддержки отечественным производителям сырья уже доказала свою эффективность.
«В 2016 – 2019 годах существовала практика заключения долгосрочных договоров с объединениями отечественных предприятий в рамках гособоронзаказа. Тогда местное содержание при производстве продукции по сырью было доведено до 95%. Реализовывалось несколько инвестпроектов по созданию или модернизации предприятий, производящих ткани и трикотажное полотно», - рассказал Батырбек Аубакиров.
В ходе разработки первой редакции законопроекта «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» в 2019 году норма о включении консорциумов в исполнители государственного оборонного заказа получила поддержку депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, а также положительное заключение Правительства.
«Однако норма так и не была включена из-за сжатых сроков разработки законопроекта. Предполагалось включить ее в рамках последующих законопроектов», - объясняет глава комитета обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен».
В «Атамекене» по этому вопросу была сформирована позиция еще в 2018 году. В письме от 10 мая 2018 года руководителю рабочей группы по законопроекту «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» приводился ряд доводов в поддержку консорциальной модели для участия в гособоронзаказе.
«Модель работы объединения юридических лиц является более совершенной и высокой ступенью взаимодействия как бизнеса между собой, так и бизнеса с государством», - говорится в письме.
В нацпалате отмечают такой подход как эффективную меру обеспечения роста внутреннего производства страны и обеспечивающую экономическую независимость страны. Мера позволяет предотвратить отток денежных средств из страны, создать условия для выхода на полную производственную мощность и увеличения местного содержания, а также представить возможность объединить производственные предприятия разного цикла от выпуска сырья с целью создания готового конечного продукта.
По словам Батырбека Аубакирова, в настоящее время появилась возможность возвращения этой нормы поддержки отечественного производства в рамках внесения изменений в закон.
«Безусловно, модель консорциума, которая была реализована, неидеальна. Но она значительно более совершенна, чем старые методы закупок. В то же время, учитывая предыдущий опыт работы консорциумов, необходимо предпринять дальнейшие шаги по усовершенствованию данного механизма, предусмотреть усиление прозрачности работы, а не полностью запрещать его», - отмечает Батырбек Аубакиров.
К слову, в период 2016-2019 годы поставка вещевого имущества для нужд МО РК по форменному обмундированию и по обуви осуществлялась в рамках долгосрочных договоров с объединениями производителей. Для исполнения заказа по договорам в эти годы было задействовано 60 казахстанский предприятий. После отмены нормы в 2020-2021гг. для исполнения оборонного заказа были привлечены около 30 предприятий, причем более половины заказа ежегодно исполняли лишь шесть компаний.
Оставьте комментарий:
Комментарии: