«Атамекен»: проблемные вопросы бизнеса взяты в работу
На площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» прошли встречи бизнес-сообщества с председателем президиума Тимуром Кулибаевым. По итогам диалога, сформирован список системных проблем из почти трехсот вопросов, которые НПП будет решать на правительственном уровне.
Встречи Тимура Кулибаева с бизнес-сообществом проходят регулярно. Пул обсуждаемых вопросов, в зависимости от экономической ситуации и запросов бизнеса, меняется. Основными актуальными темами во время этой встречи стали: ситуация в АПК, налоги, маркировка на лекарства, молочную продукцию, сопроводительные накладные на товары, внедрение акциза.
«Накануне съезда «Атамекен» мы хотели встретиться с предпринимателями и максимально открыто поговорить о проблемах в каждой отрасли», – отметил в приветственном слове Тимур Кулибаев.
Алматинские предприниматели подняли вопрос пересмотра подходов по внедрению цифровых инициатив со стороны ведомств: электронные счет-фактуры (ЭСФ), сопроводительные накладные на товары (СНТ), маркировка. Исполнительный директор «Ассоциации прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова подчеркнула, - выполнение новых, более сложных правил, приведет к возникновению множественных проблем у предпринимателей, особенно у малого бизнеса и станет дополнительным источником коррупционных рисков.
«Пилотный проект переносили 7 раз. Малый бизнес не справляется с внедрением накладных в рознице. ЭСФ, в части прослеживаемости, выполняют требования международных соглашений, но сам механизм до конца не реализован. Предприниматели до сих пор относят коробками бумажные документы, хотя проверки должны проходить автоматически. При этом, СНТ почти полностью дублируют электронные счет-фактуры и виртуальный склад», – подчеркнула Анастасия Калашникова.
В октябре 2020 года на площадках ряда молочных предприятий запущены пилотные проекты с апробацией процессов цифровой маркировки, в том числе на предприятии Восточно-Казахстанской области ТОО «Эмиль».
«После пилотного проекта мы посчитали, что только на выходе маркированной продукции с предприятия, ее стоимость вырастет на 29%. Рост сформируют: приобретение оборудования и программного обеспечения, оплата труда дополнительных штатных единиц и оплата оператору АО «Казахтелеком» 3,5 тенге за каждый промаркированный экземпляр продукции. На этапе реализации конечному потребителю с учетом оплаты труда дополнительных сотрудников, банковского обслуживания и других операций молочка будет обходиться дороже на 39,2%», – рассказал руководитель ТОО «Астана-Бизнес» Фарид Абитаев.
Представители молочной отрасли рассказали Тимуру Кулибаеву, что, в общей сложности, стоимость молочной продукции, прошедшей маркировку, вырастет почти на 70%. Это скажется на объемах производства и потребует колоссальных инвестиционных вложений. Предприниматели предлагают сделать маркировку молочной продукции на территории Казахстана на добровольной основе, то есть для предприятий, экспортирующих свою продукцию в страны ЕАЭС.
Ещё одна проблема – кассовая дисциплина среди предпринимателей. Из 560 тыс. субъектов МСБ, имеющих кассовые аппараты, используют их только половина. В 2021 году количество «уклонистов» еще увеличилось на 11%.
«На самом деле не используются они по причине пандемии и потому, что бизнес закрывается. Совершая покупки в большинстве случаев, покупатели не требуют чеки от продавцов, либо, получая чеки, просто выбрасывают их за ненадобностью. Получается, что на сегодня чеки необходимы государству как в элемент контроля предпринимателей», – озвучил инициативу председатель регионального совета г. Алматы Максим Барышев.
Максим Барышев сказал во время встречи, что предприниматели нуждаются в создании рыночных стимулов, которых можно добиться, внедрив сервис «налоговый кэшбек» по примеру банковских карт.
«Это возможность получить возврат за совершенную покупку в размере 1% от оплаченной суммы, использовать который можно будет для оплаты налогов с физических лиц: на транспорт, имущество и землю», – добавил Максим Барышев.
Также, он озвучил опасения отечественных IT-компаний из-за новости о разработке цифровой платформы госуправления российской финтехкорпорацией.
«Если мы, как предприниматели, хотим развить единорогов, то необходимо заказы распределять внутри страны. В Казахстане есть айтишники, которые способны сделать не хуже россиян – отметил представитель IT-бизнеса.
Большинство обсуждаемых проблемных вопросов связаны с агропромышленным комплексом, животноводством и растениеводством – субсидирование, поддержка переработчиков мясной продукции, страхование, развитие племенного скотоводства. Предприниматели северных областей остановились на вопросе контроля и надзора за розничными ценами на социально значимые товары.
Предельные цены формируются без учета себестоимости выпускаемой продукции и рентабельности бизнеса, что влечет нарушение цепочек сбыта и заставляет бизнес работать в убыток, считает генеральный директор ТОО «Жас-Канат 2006» из Костаная Кайрат Маишев. Более того, перечень социально значимых продовольственных товаров предусматривает неравный подход по отдельным видам продукции. К примеру, в перечень входит пшеничный хлеб из муки первого сорта, молоко и кефир с долей жирности 2,5% только в мягких упаковках.
«На «топовые» виды и сорта, производители могут регулировать ценообразование без ограничений и за их счет перекрывать убытки по товарам из перечня социально-значимых. Однако, производители яйца лишены такой возможности, поскольку в продовольственной корзине указано яйцо категории С1, так как по нормам министерства торговли, яйцо категории С2 не хватит для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Тогда как казахстанские фабрики полностью покрывают внутреннее потребление, в том числе производимым яйцом категории С2 для социально уязвимых слоев населения», – рассказал Кайрат Маишев.
Кроме того, производители столкнулись с удорожанием кормовых. По словам учредителя ТОО «ПТФ «Есильская» Северо-Казахстанской области, Мурата Бакирова, ежегодное удорожание зерновых на более 50% (2020г.- 75 тыс. тг., 2021г.-115 тыс. тг.) и масленичных культур (2020г.-65 тыс. тг., 2021г.-170 тыс. тг.), расходных материалов, ведут к удорожанию себестоимости яйца всех категорий.
«Зерно и прочие кормовые продукты занимают до 70% в структуре себестоимости яйца. Для снижения, предлагаем создание фуражного фонда по обеспечению птицеводческих хозяйств полугодовым запасом зернофуража», – отметил Мурата Бакирова.
В бизнес-среде продолжается обсуждение введения акциза на сахаросодержащие напитки, который продвигается в рамках национального проекта «Здоровая нация» на 2020-2025 годы. Введение акцизного налога планируется с 7% в 2021 году до 45% к 2025 году. Предприниматели уверены, что введение акцизного налога станет серьезной нагрузкой и приведет к сокращению объема производства и рабочих мест.
«Проведенный обзор мировой практики показал, что введение акцизного налога только на безалкогольные напитки в качестве самостоятельной меры может оказаться мало эффективной и не приведет к сокращению потребления сахара среди населения, если они не поддерживаются аналогичными налогами на другие продукты с высоким содержанием сахара и широкомасштабными образовательными кампаниями. При этом, потребление напитков в нашей стране значительно ниже по сравнению с европейским, американским и азиатским рынками, где был введен такого рода налог», – отметил генеральный директор ТOO «Первый Пивзавод» Бакытбек Алгазиев.
Институт экономических исследований при министерстве финансов посчитал, что внедрение акцизного налога в 10% приведет к уменьшению объемов производства на 12,6% и вызовет сокращение около 6 тыс. рабочих мест. Увеличение налога на 20% сократит объем производства на 26,4% и закроет 5 тыс. рабочих мест.
Бизнесмены, также, поднимали вопросы туризма, правил пересечения госграницы, въезда, поддержки отечественных товаропроизводителей в строительстве, налоговые вопросы.
«Все проблемные вопросы вынесем на рассмотрение правительства, чтобы найти как можно больше эффективных решений по поддержке бизнеса», – подытожил встречи Тимур Кулибаев.
Оставьте комментарий:
Комментарии: