Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Экспортное зерно не только на лицензированных элеваторах: Трейдеры ждут правила квоты

17 Апреля 2020
4947 просмотров

15 апреля в «Атамекен» состоялось онлайн совещание по проблемным вопросам экспортеров зерна под председательством Эльдара Жумагазиева.

Открывая встречу, Жумагазиев обозначил ключевые вопросы.

 

«Пока судьба вагонов, по которым грузоотправители не успели произвести оформление необходимых документов до введения приказа о запрете и квотировании экспортной продукции, не решена. И второй вопрос – согласно приказа, бизнесу не ясно - могут ли участвовать в квоте экспортеры, которые хранят свое зерно на собственных нелицензированных складах».

Первый вопрос обсуждения – это «замороженные» на станциях вагоны с продукцией на экспорт, в том числе с пшеницей. Ранее, этот вопрос поднимался на совещании 7 апреля. За несколько дней до выхода приказа о запрете госорганы приостановили оформление разрешительных документов, и была заморожена подача вагонов. То есть, до 2 апреля, до даты выхода приказа о запрете, на станциях было порядка 900 вагонов с различной продукцией.  

 «Мы неоднократно поднимали этот вопрос, вагоны были отгружены до 2 апреля, сейчас нет возможности их выгрузить» - озвучил позицию трейдеров генеральный директор ТОО NurlyZholTrade Канат Кубесов.

По его словам, из Министерства селького хозяйства связывались, собрали данные, и заверили, что вопрос будет решен, но по сей день, вагоны, стоят.

На это заявление ответил представитель Министерства сельского хозяйства

«Принцип, точка отчисления у нас - 2 апреля. Мы ждём подтверждение КТЖ, что вагоны этих 6 компаний которые оставались два дня назад, подавали документы до 2 апреля. Есть факты, что подавалось одно количество вагонов, а сейчас завяляется больше. Поэтому, - сообщил Азат Султанов, директор Департамента производства и переработки растениеводческой продукции  Министерства сельского хозяйства РК - разбираться будут точечно – с каждым заявителем».

76 вагонов 6 компаний до сих пор не выпущены – сообщил Кельбуганов Нуржан Амангельдинович, исполнительный директор по планированию перевозок АО "КТЖ-Грузовые перевозки". Представитель КТЖ подтвердил, что касательно оставшихся компаний уже предоставляли информацию, и что со стороны перевозчика задержек по поставке пшеницы на экспорт нет.

Президент ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана» Нурлан Оспанов заметил, что нужно разделять экспортеров на тех, кто уже был имел всю документацию к отправке, и тех, кто даже 2 апреля, загрузившись, еще не имел фито-сертификаты.

Как высказались другие бизнесмены – как и участники Зернового Союза, так и отдельные экспортеры, проблема коснулась не только техкомпаний, грузы которых продолжили ожидание на станциях погрузки. Одним из решений вопроса для компаний стала быстрая отгрузка зерна на лицензированные хранилища, что соответствовало правилам. Таким образом, им удалось попасть в число квотированных трейдеров.

Но, разумеется, не все компании сработали так оперативно.

В заключение вопросов отгрузки, представитель Министерства селького хозяйства, пояснил, что по действующими заявлениям, в данный момент и в последующем, ведомство применяет адресный подход в решении вопроса. «Было 66 компаний, сейчас их осталось пять-шесть» - подвел обсуждение Азат Султанов.

Участники сошлись во мнении, что всем нужно внимательнее отнестись к правилам, и успеть подготовиться к получению майской квоты. И здесь уже очень важны детали процедуры квотирования, которых и касался второй вопрос обсуждения.

У экспортеров сложились разночтения приказа о предоставлении квоты на экспорт зерна: один пункт обновленного приказа говорит о возможности подтверждения наличия зерна иными, кроме зерновой расписки, документами, т.е. допускает складские справки с нелицензированных складов. Другой пункт противоречит предыдущему, и гласит, что о необходимо предоставлять информацию о лицензированном элеваторе, откуда будет поставляться зерно на мельницы.  

Далее, директор департамента АПК Палаты «Атамекен» Нурлыбек Муканов пояснил разницу между лицензированными хранилищами и обычными складами. Очевидно, что дело в стоимости оснащения элеваторов. Лицензированных, в силу дорогостоящего оборудования, значительно меньше. На рынке зернохранения доля бюджетных зерноскладов занимает существенную долю.

Отсюда, множество обращений в Палату предпринимателей - внести изменения в действующий приказ или дать пояснение по возможности участвовать в квотировании по складской справке из зернохранилища.

С таким предложением отраслевые эксперты обратились к Министерству сельского хозяйства. Муканов отметил в презентации, что предлагается соблюдать обязательный стандарт по оснащенности склада – помещение, авто, оборудование, журнал учета и договор на объем с крестьянскими хозяйствами.  Кроме того, ежедневно -  предоставлять сведения о зерне в уполномоченные органы.

При допуске для квотирования зерна с нелицензированного хранилища, повышаются риски сохранения фитосанитарных требований. «Необходимо соблюдать процессы жизненного цикла зерна, требования к его безопасности независимо, откуда бы мы его ни грузили» - добавил Нурлан Оспанов.

Представитель Министерства сельского хозяйства ответил, по гарантированному объему поставок на внутренний рынок – те 30% должны быть на лицензированных элеваторах, должны быть подтверждены зерновыми расписками. По остальному объему у трейдера будет возможность подтвердить наличие и качество зерна документами. Азат Султанов пояснил, что в ближайшее время будет определен и опубликован перечень документов для подтверждения наличия пшеницы не лицензированных складах.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры