Двойная трактовка закона: с чем еще сталкиваются предприниматели?
С 2014 года «Атамекен» ведет Реестр проблемных вопросов, который позволяет решать системные проблемы отечественного бизнеса.
Системные проблемы возникают у предпринимателей в связи с несовершенством действующего законодательства и решить их самостоятельно бизнесменам, как правило, не под силу. "Атамекен", благодаря координации усилий предпринимателей и заинтересованных госорганов, сдвинул с мертвой точки не один десяток подобных проблем.
Для начала несколько цифр: только с начала этого года «Атамекеном» решены 42 системные проблемы республиканского масштаба, из них 7 касаются сферы торговли. Давайте рассмотрим их подробнее.
Купили, чтобы вернуть
В 2017 году в Реестр НПП был включен проблемный вопрос о том, как рассчитать покупателя, если он желает вернуть товар, приобретенный во время акции со скидкой.
Суть проблемы заключалась в том, что недобросовестные покупатели специально приобретали товары в магазинах в период акций для последующего возврата. Таким образом они получали выручку, равную разнице в цене покупки и цене возврата. Вопрос удалось снять только после обращения бизнесменов в "Атамекен" и дальнейшего внесения поправок в законодательство «О защите прав потребителей». Теперь при расторжении договора расчеты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки. Проще говоря, купил товар по акции - вернут за ту же стоимость.
Общепит: на условиях честной конкуренции
Министерство образования и науки РК объявило конкурс в сфере общественного питания, однако не до конца проработало требования.
Согласно Приказу Минобразования и науки РК «Об утверждении Правил организации питания, обучающихся в организациях среднего образования...» победителем конкурса признается поставщик, набравший наибольшее количество баллов и предложивший наилучшие условия выполнения обязательств по сравнению с другими. При этом, в соответствии с критериями выбора поставщика услуги или товаров, было предусмотрено наличие опыта работы на рынке. То есть, предпочтение отдавалось субъектам рынка, оказывающим услуги только в сфере среднего образования.
Из-за разнящихся требований в конкурсе выходило, что имея большой стаж работы в сфере общественного питания, заявитель не имел возможности конкурировать с другими субъектами рынка, что создавало антиконкурентные действия. С такими жалобами бизнес обращался в НПП.
Проработав вопрос с министерством, «Атамекен» закрыл эту проблему в Реестре – в правила были внесены поправки.
«Дань за доступ к прилавку»
Обеспечение доступа отечественной продукции повседневного спроса в розничные сети выделена как республиканская проблема и находилась в Реестре «Атамекена» с 2016 года.
Предприниматели жаловались на существенные сборы розничных сетей за аренду торговых полок, так называемая «дань за доступ к прилавку», на большие сроки отсрочки платежа за поставленную продукцию (до 90 дней) и неравные условия, касающиеся возврата непроданных товаров.
Данный вопрос решен в рамках подписанного Главой государства закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес среды и регулирования торговой деятельности». А точнее изменения в закон о регулировании торговой деятельности в части установления ретробонусов (торгового вознаграждения) для поставщиков социально значимых продовольственных товаров на уровне 0%, а для других продовольственных товаров на уровне 5% от суммы договора поставки.
Бизнесу на колесах - зеленый свет
Этим же законом решена другая проблема предпринимателей, занятых в сфере выездной, передвижной торговли, проще говоря «бизнеса на колесах».
Изучение международного опыта показало, что именно «бизнес на колесах» не один десяток лет процветает в странах Европы и США. Предприниматели арендуют грузовики и автобусы, переоборудуют их и отправляются на улицу кормить сотни людей в день, постоянно меняя место своей дислокации. Людей в таком деле привлекают прежде всего низкие инвестиционные затраты и высокая прибыльность.
Однако, нормы законодательства РК не позволяли открывать подобный бизнес в нашей стране. Основным барьером были санитарные нормы, пожарные правила и необходимость получения разрешений.
Для получения такого разрешения необходимо соответствовать множеству требований, которые разработаны только для стационарных объектов питания, в т.ч. требования нахождения объектов питания только в зданиях и помещениях, обязательное наличие централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, туалетов, вентиляционных систем, складских, производственных помещений и др.
Подписанные Президентом РК поправки по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности наделили местные исполнительные органы компетенцией по определению и утверждению мест и маршрутов размещения нестационарных торговых объектов.
Подобных примеров множество в каждой сфере бизнеса. Всего за годы работы в Ресстр НПП было включено свыше 600 проблемных вопросов предпринимательства, 428 из них – полностью решены, 123 вопроса в настоящее время находятся на стадии решения.
Оставьте комментарий:
Комментарии: