Причины и условия возникновения теневой экономики в Казахстане обсудили в «Атамекене»
Какие меры помогут снизить уровень «теневой» экономики в Казахстане, обсудили на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП РК «Атамекен».
Согласно статистике, ежегодно доля теневой экономики в Казахстане уменьшается. Однако остро продолжает стоять вопрос: почему бизнес прячет свои активы и деятельность от налоговиков.
«Лидирующая позиция в ненаблюдаемой экономике приходится именно на сферу торговли. За последние три года ее доля в ВВП колеблется от 6 до 9%, объем которой доходит до 5,2 триллионов тенге», - сказал депутат Мажилиса Парламента РК Павел Казанцев.
По словам спикера, есть несколько причин ухода бизнеса в «тень». Первое - крайне слабая поддержка со стороны государства. Второе - отсутствие стратегии развития внутренней торговли.
«Да, есть регионы, где акиматы пытаются поддержать торговые организаций, а есть регионы, которые не только не оказывают помощь, а в некоторых случаях даже стимулируют работать нелегально - отбирая торговые места. Например, сегодня реализует программа «1000 - мест уличной торговли». СПК предоставляют земельные участки для торговли. Прекрасная идея! Но где дают места предпринимателям? В большинстве там, где земля не имеет коммерческого интереса: на пустыре, окраине или в промзоне. Как можно торговать там, где нет покупателя?», - задал вопрос Павел Казанцев.
В качестве решения он подчеркнул необходимость создания эффективной государственной стратегии финансовой и нефинансовой поддержки розничной торговли. Также внести отрасль в перечень приоритетных секторов экономики, что, по словам Павла Казанцева, подтолкнет бизнес выйти из тени.
Кроме того, встречи с предпринимателями показали, что причины ухода в «тень» - несовершенство законодательства, дорогостоящие бюрократические процедуры и недоработки налоговой и банковской системы. Согласно информации Комитета статистики МНЭ РК уровень «теневого» к 2019 году возрос до 29,8%, тогда как по поручению Елбасы в течение трех лет его доля должна быть сокращена на 40%.
«Мы пересмотрели методику по мировым стандартам, должна сказать, что за три года плотной работы госорганам удастся сократить «теневой» оборот на 40%. Мы уже утвердили план по борьбе с теневой экономикой. В настоящее время проводится оценка ненаблюдаемого сектора экономики по 6 категориям, например, сознательно не регистрируемые виды деятельности или бизнес, занимающиеся незаконной деятельностью», - поделилась заместитель Председателя комитета статистики МНЭ РК Гульнара Керимханова.
В свою очередь Комитет госдоходов МФ РК поделился проводимой работой в части сокращения «теневого оборота». В частности, одними из методов станет внедрение онлайн-ККМ, отслеживание продукта от отправителя до покупателя. Также госорган рассматривает возможность начисления кэшбэка покупателям, сообщившим о правонарушении, что позволит сократить количество проверок и исключит бюрократическую составляющую между владельцем и представителем госоргана.
Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов подчеркнул, что взятки дают не предприниматель предпринимателю, а предприниматель за услуги, в том числе закупки.
«3,6 трлн тенге это закупки, где 75% неконкурентные. Соответственно разница конкурентными и неконкурентными по одним и тем же товарам составляет 34%. Начинают воровать не когда проводят тендер, а когда закладывают бюджет. В целях расхода госбюджета мы просим внедрить процедуру проверки цены, чтобы разницы по покупке одного и того же кресла не достигала 300%», - предложил Рустам Журсунов.
С 1 января 2020 года работа по патенту будет упразднена, что вызовет стресс у более 100 тысяч предпринимателей.
«Мы полгода назад пошли на встречу, понимая, что с патента нужно уходить, но было встречное требование к министерству по совершенствованию налогового режима по упрощенной декларации, чего не было сделано. Взимать налоги с оборота неправильно, ведь львиная доля «оборотки» это заемные средства», - сказал Рустам Журсунов.
Резюмируя, Председатель Совета Каирбек Сулейменов подчеркнул необходимость кардинально пересмотреть госполитику финансовой и нефинансовой поддержки «Розничной торговли», направленной на стимулирование развития на основе партнерства государства и бизнеса.
«Сегодня мы видим, что закрепленная Законом «О регулировании торговой деятельности» поддержка торговой деятельности не реализуется государством. Нам необходимо тщательно подойти к ее пересмотру. Также необходимо внимательно и без спешки подойти к вопросу безналичного расчета и в частности кэшбэка, необходимо понять из каких источников будет производиться обеспечение», - завершил Каирбек Сулейменов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: