Пора определить форму отношений между бизнесом и государством – Каирбек Сулейменов
Пути сокращение административных барьеров и коррупционных рисков в сфере государственно-частного партнерства обсудили на заседании Совета по защите прав предпринимателей НПП РК «Атамекен».
«В Национальную палату предпринимателей и региональные филиалы поступает большое число обращений от субъектов бизнеса об имеющих место административных барьерах в сфере государственно-частного партнерства», - подчеркнул председатель Совета Каирбек Сулейменов.
Несмотря на прогрессирующий рост проектов ГЧП установленные подзаконными актами ограничения в применении законодательства, недостаточная правовая регламентация остаются проблемами, порождающими административные барьеры, в том числе и коррупционные риски.
Практически не охвачены проектами государственно-частного партнерства сферы водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, транспорта, строительства дорог, связи, аварийно-спасательной деятельности и туризма.
«За три года не был реализован ни один проект государственно-частного партнерства при строительстве инфраструктуры специальных экономических зон, хотя в Законе «О государственно-частном партнерстве» для этого заложен правовой механизм. Недостатки связаны с отсутствием системности по продвижению государственно-частного партнерства, нескоординированностью в работе центральных и местных исполнительных органов, незаинтересованностью в увеличении проектов государственно-частного партнерства, а также невниманием к проблемам и потребностям в отраслях, регионах и по республике в целом», - отметил депутат Мажилиса Парламента РК Аманжан Жамалов.
На сегодняшний день реализуемые проекты ГЧП замкнулись на сфере здравоохранения и образования, а квазигоскомпании не охотно вовлекаются в реализацию программы. Анализ показал, что ни подзаконными актами уполномоченного органа, ни корпоративными документами субъектов квазигосударственного сектора, участие коммерческих организаций, созданных с участием государства, в ГЧП до настоящего времени детально не регламентировано. Поэтому формы участия субъектов квазигосударственного сектора в государственно-частное партнерство, закрепленные статьей 30 Закона о ГЧП, на практике не применяются.
«Мы видим, что законодательно все права для активного участия в реализации проектов ГЧП у квазигоссектора есть. Но, чтобы закон заработал, необходимо пересмотреть во внутренних документах компаний детализацию применения закона. В них нет ни слова о реализации и возможности участия в проектах ГЧП», - рассказал Аманжан Жамалов.
Еще одна проблема на пути реализации проектов – анализ и экспертиза предложений. Как показала практика, подобные экспертизы проектов сегодня проводят дочерние предприятия акимата, что влечет к созданию организационного конфликта интересов. Для того чтобы привлечь к работе частные консалтинговые организации независимые от «хотелок» акиматов, необходимо рассмотреть вопрос передачи этих услуг в рынок.
Кроме того, низкая договорная дисциплина со стороны государственного партнера подрывает авторитет государства в договорных отношениях, ограничивает развитие ГЧП, а в отдельных случаях эти действия содержат элементы незаконного вмешательства государства в бизнес процессы, заметил депутат Мажилиса Парламента РК Кенес Абсатиров.
Использование административного ресурса в договорном процессе позволяет государственному партнеру добиваться необоснованных уступок со стороны частного партнера и дополнительных преференций для государственного партнера. Зачастую приводит к неисполнению своих обязательств.
Так выполнившем все условия договора предпринимателям МИО Мангистауской области задолжали 500 млн тенге, Кызылординской – 270 млн К слову, долг акимата Кызылорды был «пожертвован» предпринимателями ко дню празднованию 200-летия города.
«Нам пора совершенствовать форму отношений между бизнесом и государством. Госчиновник при заключении договора о реализации проекта ГЧП действует на основании бюджетного кодекса и законов о бюджете, госзакупках. Отсюда сотрудничество «бизнес-государство» носить не совсем договорной характер. Необходимо помнить, что оказание услуг в рамках государственного заказа, госбюджета должно быть максимально прозрачным», - акцентировал секретарь Совета Батыржан Ашитов.
Нарушение прав частного партнера в ходе переговорного процесса, а также в период реализации договоров ГЧП связано с тем, что роль НПП, задачами которых является обеспечение взаимовыгодного партнерства между бизнес-сообществом и органами государственной власти, фактически нивелирована на всех стадиях реализации ГЧП. Это позволяет, как организаторам процесса ГЧП, так и государственным партнерам, использовать административное давление на частного предпринимателя, добиваться включения в договоры явно невыгодных условий для предпринимателей.
«Основными проблемами, порождающими административные барьеры и коррупционные риски в сфере государственно-частного партнерства, являются недостаточное правовое обеспечение и противоречивая правоприменительная практика, что становится препятствием на пути бизнеса», - резюмировал Каирбек Сулейменов.
По итогам заседания Совета уполномоченным госорганам было рекомендовано расширить признаки государственно-частного партнерства для включения в это понятие более широкого перечня договоров, заключаемых между государством и предпринимателями, сократить процедуры согласования проектов ГЧП с предоставлением большей самостоятельности местным исполнительным органам управления и ряд других рекомендаций.
В работе заседания Совета приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Болат Палымбетов, руководители министерств национальной экономики образования и здравоохранения.
Оставьте комментарий:
Комментарии: