Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Решено 70% проблем: «Атамекен» продолжает работу по дерегулированию бизнеса

28 Ноября 2018
2987 просмотров

Сколько проблем бизнеса было выявлено и решено Нацпалатой за 5 лет на диалоговой площадке по обсуждению итогов работы проекта по защите бизнеса и инвестиций «Protesting business and investments» рассказал Заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Рустам Журсунов.

«Я хотел бы отметить, что мы получили достаточно хороший импульс. За все время мы рассмотрели более 25 тысяч заявлений, из которых 42 % было решено. Более 131 млрд. тенге составила сумма защищенных имущественных прав», - рассказал на диалоговой площадке Рустам Журсунов.

Также он отметил, что до 2017 года отмечался ежегодный рост жалоб (в 2014 году – 4 573, в 2015 году – 5 314). В 2017 году количество обращений снизилось до 5 195, но при этом изменилось само их содержание.

Если раньше в первых рядах были жалобы по вопросам земельных отношений, налогов и закупок (в 2014 году – 17% земля, 10% налоги, 8% закупки; в 2015 году – 20% земля, 15% налоги, 10% – закупки; в 2016 году – 12% земля, 14% налоги, 13% закупки), то в 2017 году стало больше обращений по спорам между предпринимателями (20%) и по административным барьерам (9%) (12% – земля, 9% – налоги; 8% – закупки).

«На начальном этапе мы задавались вопросом, как проводить общественный мониторинг и определять: хороший этот закон или нет. Поэтому мы сделали продукт реестр проблем бизнеса», - отметил Рустам Журсунов.

За 5 лет Нацпалатой было выявлено 604 проблемы, 425 (70%) из которых удалось решить, 50 – на стадии решения, на обсуждении с госорганами остается 129 проблем.

Сегодня решение системных проблем ведется в различных направлениях, в том числе за счет Дорожных карт, разработанных и реализуемых совместно с Генеральной прокуратурой и Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также в рамках поручений Канцелярии Премьер-Министра совместно с Министерством нацэкономики.

«На 72% сокращено количество разрешений, уведомлений и лицензий. Если раньше их было порядка 1115, то сегодня осталось 315, что по нашим подсчетам дает экономию примерно в 1,5 млрд. тенге в год. Плюс снижение издержек в 600 млрд. тенге в совокупности», - почеркнул Журсунов.

Всего, по итогам работы в данном направлении ежегодное снижение финансовых потерь бизнеса составляет 4 млрд. тенге. Нацпалатой продолжается работа по сокращению требований к бизнесу совместно с Министерством нацэкономики. На сегодня исключено 20 сфер контроля из 114, 108 из 540 контрольных и надзорных функций госорганов, которые дублируются и не связаны с рисками. Также уменьшено 17 154 требований по проверке субъектов предпринимательства из 30 497 или на 58%. Сроки проверки также были пересмотрены с 30 до 15 рабочих дней, а для внеплановых проверок – с 30 до 10 рабочих дней. Результатом стало сокращение количества самих проверок на 30%.

Отдельно Рустам Журсунов остановился на вопросах экспертизы. Кстати, всего Нацпалатой было выдано 24 тыс. экспертных заключений.  

«Действительно, поставлена достаточно серьезная работа. Хочу сказать, что это не только заслуга НПП, это делается совместно с нашими аккредитованным организациями, которых у нас больше 141. Если динамику посмотреть, то в 2015 году коэффициент удовлетворения предложений бизнеса составлял 30%, нам удалось путем сотрудничества с госорганами увеличить этот процент до 73%», - отметил заместитель Председателя Правления.

Отдельной темой доклада стал госконтроль, а точнее изменение его системы. В фокусе должны быть нарушители, а не добросовестный бизнес.
Проведенный в текущем году анализ НПП совместно с прокуратурой в 6 сферах  (налоговая, пожарка, СЭС, земля, труд, экология) выявил ряд недостатков. Это отсутствие реестра подконтрольных субъектов, анализа эффективности регулирования, стратегических целей и индикаторов контроля.

«Говоря более конкретно,  то инспекции по труду из установленных 30-ти критериев используют только 4, а 63% проверок этих инспекций (249 из 397) проведены пост-фактум. У органов экологического контроля 81% проверок (669 из 826) проведены за несвоевременную сдачу отчетов, хотя в данной сфере это несущественное нарушение. Что касается жалоб по налогам, то в этом году коэффициент в пользу предпринимательства составил почти 30%, в 2016 году этот показатель составлял 12%», - отметил Рустам Журсунов.

По таможенным вопросам в пользу бизнеса вынесено 37% решений. В целом почти в 3 раза сократилось и количество самих жалоб, что говорит о качестве аудита. Доводы бизнеса были услышаны, подытожил спикер.

Что касается проблем в сфере конкуренции, то КРЕМиЗК старается сократить число госпредприятий, однако решающее слово за государством, которое оставило за собой 348 видов деятельности.

«Если посмотреть, то это услуги по уборке, штукатурные работы, реклама, техобслуживание автотранспорта, именно в этих нишах работает МСБ. Для чего это государству? Все это необходимо передать на аутсорсинг», - отметил он.

Рустам Журсунов привел в пример опыт акимата Астаны, который отказался от собственного автотранспорта и пересел в такси, что привело к сокращению расходов на 200 млн. тенге в год. Что говорит о том, что сегодня необходимо изменить правила игры и применить, так называемый, принцип «гильотины», который успешно рекомендовал себя в процессе сокращения разрешительных документов и контрольно-надзорных функций.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры