Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Трансформация МСБ - страхование и выход из тени

22 Сентября 2018
3964 просмотров

Вопрос определения перечня объектов, подлежащих страхованию, обсудили на площадке «Атамекена». Сегодня состоялось совместное заседание Комитета торговли и Комитета развития малого и среднего бизнеса, под председательством Кайрата Мажибаева и Раимбека Баталова.

В связи с несчастными случаями в торговых домах России, связанными с пожарами Нацпалата совместно с бизнесом обсуждает внедрение вмененного страхования. Условия такого страхования определяются договором страховой компании и клиента. 

В рамках совещания было озвучено несколько критериев для выбора субъекта страхования. Управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана Ерлан Бурабаев сообщил, что вмененная форма страхования в Казахстане уже работает для судебных исполнителей и таможенных брокеров. В качестве критерия он предложил применять опыт страхования опасных объектов, где категорийность определяется потенциальным количеством пострадавших. В первую категорию попадают объекты с максимальным количеством потенциальных пострадавших.   

«Если максимально возможное число потерпевших объекта от 150 до 300 человек, страховая сумма составляет 30 МРП, или 72 млн.тенге. Тариф по обязательному виду страхования составляет от 0,72% до 2,2%», - рассказал Ерлан Бурабаев.

Кайрат Мажибаев акцентировал внимание на том, что торговые центры – не единственные места с массовым пребыванием людей. Поэтапно объектами вмененного страхования станут аэропорты, вокзалы, больницы и стадионы. 

Согласно закону под объектом с массовым пребыванием людей понимаются здания, сооружения, помещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-просветительских и иных организаций. 

Законодательство уже дает нам критерии, от которых можно отталкиваться, - отметил эксперт департамента экономики и анализа НПП РК «Атамекен» Бекжан Отарбаев. Законом «О гражданской защите» и законом «О противодействии терроризму» определен перечень объектов подпадающие под понятие «объектов с массовым пребыванием людей».  Крупные торговые центры страхуются на добровольной основе. Мы видим заинтересованность бизнеса, дополнительной нагрузки на них уже не будет.

Еще одним предложением стало рассматривать в качестве критерия квадратуру торговых площадей.  

«На общем совещании с Комитетом по чрезвычайным ситуациям на площадке Нацпалаты поступило предложение страховать субъекты торговли, начиная с площади более 2 тысяч кв.м. Таких субъектов в Казахстане сегодня 267. Плюс добавить уже модернизированные универсальные рынки, их насчитывается 312», - озвучил управляющий директор/директор департамента торговли НПП РК «Атамекен» Александр Савидов.

Пока вопрос определения критериев остается открытым. Бизнес Алматы готов предоставить Нацпалате данные о своих торговых площадях для расчета стоимости страхования по предложенным вариантам. 

На заседании также обсудили инструменты, которые помогут увеличить эффективность малого и среднего бизнеса и сократить теневой оборот продукции. По данным исследования, до сих пор не во всех магазинах применяют кассовые аппараты с функцией передачи данных и POS-терминалы, в том числе из-за процентов за безналичное обслуживание. Имеет место и непрозрачный учет бухгалтерии: нет гарантии, что владелец магазина получает на руки всю выручку от продавца. В этой связи Комитет предлагает бизнесу внедрить специальные ERP-системы, которые автоматизируют процессы на объекте торговли, включая учет движения товаров и ведение бухгалтерии. 

При этом система совмещает в себе функции POS-терминала и кассового аппарата. В качестве стимула для таких предпринимателей планируется создать специальные налоговые льготы, снизить ставку для безналичных доходов, исключить безналичные платежи из учета порога по НДС.

«Если малый бизнес начнет активно внедрять цифровые технологии, то это может привести к увеличению его эффективности. Если сегодня чистая прибыль одного магазина составляет в среднем от 5 до 7% (при показателе оборота в 2,5 – 3 млн тенге), то после цифровизации она может увеличится на 20%», отметил председатель комитета торговли Президиума НПП РК «Атамекен» Кайрат Мажибаев.

Также в ходе совещания Комитетов были утверждены профессиональные стандарты «Организация питания» и «Индустрия питания» входящих в них профессий. 

Согласно данным Агентства РК по статистике количество объектов общественного питания выросло с 2006 по 2011 годы более чем в 2 раза и составило 19,343 тыс. заведений. Сегодня создание стандартов способствует налаживанию связей между учебными заведениями и бизнесом. Основные заинтересованные стороны – действующие объекты общественного питания, как крупные, так и небольшие. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры