Мы просто первопроходцы - эксперт рассказал о причинах проблем в мукомольной отрасли
В последние годы казахстанская мукомольная отрасль переживала не лучшие времена. Дефицит зерновозов, проблемы с возвратом НДС, потери рынков сбыта, демпинг со стороны соседних стран… По словам главы Союза зернопереработчиков Казахстана Евгения Гана, причина одна — нет четкой экспортной стратегии в сфере переработанной сельхозпродукции. Об этом он заявил на совещании с мукомолами, которое прошло в Палате предпринимателей Костанайской области 13 августа.
На совещании обсудили итоги работы первого полугодия, обсудили виды на урожай и возможные сценарии рынка зерна и муки нового урожая.
«В этом маркетинговом году мы продали 10,5 млн тонн зерна и муки, то есть на 2 млн больше. Но я не слышал, что где-то трубили в фанфары и говорили, что вырастили больше. При этом доля муки в общем экспорте упала, но в физическом весе она даже выросла, - говорит глава Союза. - В январе 270 тысяч тонн муки мы отгрузили – это рекорд. Вот такие вот у нас успехи в этом году. И это при катастрофической нехватке вагонов и зерновозов… Интересно, что сами мукомолы говорят, что экспорт упал. Иногда возникает такое чувство, что у нас есть тайная гильдия мукомолов, которая потихоньку отгружает товар».
По итогам полугодия больше всего муки ушло на экспорт в Афганистан — 668 000 тонн. Узбекистан на втором месте — 449 000 тонн (на 24 %, чем за аналогичный период 2017 года). В Таджикистан отгрузили 41 000 тонн, в Кыргызстан - 22 000.
«Экспорт пока мы в 2, 5 раза увеличить не сможем, - признает Евгений Ган. - Наша задача хотя бы удержать его в тех объемах и направлениях, которые есть сейчас. Я хочу, чтобы все понимали: проблема не в экспорте муки на сегодняшний день. Надо поддерживать экспорт переработанной продукции в целом. У нас нет четкой понятной экспортной стратегии в сфере переработанной сельхозпродукции… Проблема нашего мукомолья в том, что мы переросли все отрасли лет на 10. И мы в той стадии развития, до какой еще не дошли ни птичники, ни молочники, ни сыроделы, ни колбасники. Когда они дойдут до того же уровня присутствия на внешних рынках, к ним будут применяться те же самые механизмы сдерживания. Мы просто первопроходцы».
Евгений Ган привел в пример Узбекистан, где существует масса программ поддержки всех сфер бизнеса. К примеру, плодоовощная продукция, выращенная в Узбекистане, с учетом освобождения от налогов и таможенных платежей стоит практически в 2 раза дешевле, чем аналогичная продукция, произведенная в парниках Шымкента.
«Еще один пример того, как бороться с импортом казахстанской муки — это Таджикистан. Каждый год мы отгружаем туда на 50 000 тонн меньше, благодаря той налоговой политике, которая у них есть», - говорит глава Союза зернопереработчиков Казахстана.
Самым перспективным пока остается афганский рынок. Но эти перспективы нельзя считать долгосрочными, считает эксперт. Если цена на зерно поднимется, Пакистан может вернуться на рынок Афганистана и вытеснить Казахстан. Особенно, если учесть, что афганский рынок не требует исключительного качества муки, а значит сможет взять ее в любом месте.
«Что ждет мукомолов в этом году? Я не думаю, что будут какие-то резкие колебания, - высказал свою точку зрения Евгений Ган. - К тому же я не люблю делать прогноз на цены, могу только назвать основные факторы и тренды. Например, на цену может повлиять политика нашей Продкорпорации, которая в этом году подняла с 37 000 тенге за одну тонну до 42 000. Фактор понижения: высокие запасы зерна в России. Если раньше у нее была небольшая дверца на наш рынок, то теперь открылись ворота. 560 тысяч тонн зерна уже ввезено из России. Но, повторюсь, проблема даже не во внешних рынках, проблема в нас самих. Нас слишком много, мы толкаемся локтями».
В заключение Евгений Ган посоветовал костанайским мукомолам стать более «корпоративными». По его наблюдениям, в тех регионах, где зернопереработчики держатся вместе, системные проблемы решаются гораздо быстрее.
Оставьте комментарий:
Комментарии: