Итоги 2017: чем помогла бизнесу Национальная палата предпринимателей?
«Атамекен» защитил права предпринимателей свыше чем на 92,5 млрд тенге
За период с сентября 2013 года по октябрь 2017 года в систему НПП РК «Атамекен» поступило 21 280 обращений по линии защиты бизнеса. Более 44% обращений решено положительно. Защищено прав предпринимателей на сумму свыше 92,5 млрд тенге.
Если говорить о содержании обращений, за 9 месяцев 2017 года наибольшее число жалоб поступило в следующих сферах: 20% – споры между предпринимателями и физлицами, 12% – в сфере земельных отношений, 9% – в области налогообложения, 9% – по административным барьерам, 8% – закупки. В прошлые годы больше всего поступали по вопросам земли (12%) и налогов (9%), в 2017 году – споры между самими предпринимателями. Защищено прав на 8,4 млрд тенге – в 2014 году, на 14,4 млрд тенге – в 2015 году, на 28,9 млрд тенге – в 2016 году, на 40,8 млрд тенге – за 9 месяцев 2017 года.
Нерешенные вопросы находятся на постоянном контроле. Вновь поступающие обращения рассматриваются в установленном порядке. Общая тенденция касается снижения количества обращений, увеличения суммы защищенных прав. За 9 месяцев 2016 года поступило более 5400 обращений, за аналогичный период 2017 года – 4044, наблюдается снижение на 25%.
За 9 месяцев 2017 года в региональные секторы аппарата бизнес-омбудсмена поступило 3 471 обращений по линии защиты бизнеса. Наибольшее количество 527 обращений поступило в Восточно-Казахстанскую область, в ЮКО - 392 обращений, в Акмолинскую - 307. Наименьшее количество обращений – в Западно-Казахстанской области - 77 обращений, Атырауская - 112 и в Астане - 126.
Как сохранить свое имущество
Для защиты прав и законных интересов предпринимателей созданы Советы по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при «Атамекене».
За 9 месяцев 2017 года Региональными советами проведено 89 заседаний, рассмотрен 221 вопрос. Вынесено 303 рекомендации, из которых поддержано 147 (42%). 19 рекомендаций касалось привлечения к ответственности должностных лиц за нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
По инициативе Совета РПП Карагандинской области руководитель отдела администрирования НДС Управления государственных доходов по району им.Казыбек би привлечена к дисциплинарной ответственности за неправомерное выставление требований не предусмотренных законодательством.
Советом РПП ВКО инициировано рассмотрение Советом по этике ДАДГСиПК ответственности акима сельского округа в связи с незаконным преследованием предпринимателя. Аким понижен в занимаемой должности.
Советом РПП Мангистауской области рекомендовано на Совете по этике ДАДГСиПК рассмотреть ответственность акима села Рахат города Жанаозен. Он прекратил судебные преследования в порядке гражданского судопроизводства ТОО «West Mangystau» в части оказания услуг по саночистке территории села, инициированного им же необоснованно.
Советом по защите прав предпринимателей НПП РК «Атамекен» для Региональных Советов даны следующие рекомендации:
- строить работу Советов на основании плановости с учетом специфики регионов, анализа обращений предпринимателей;
- проводить заседания не реже одного раза в месяц;
- регулярно рассматривать результативность внесенных рекомендаций в государственные и иные органы;
- в случаях выявления фактов нарушений законодательства должностными лицами, повлекших необоснованное ограничение прав предпринимателей, вносить ходатайства в Советы по этике;
- для более глубокого анализа рассматриваемых вопросов создавать предметные рабочие группы;
- использовать практику выездных заседаний в районы и на крупные предприятия и организации, инициировать совместное рассмотрение вопросов с органами прокуратуры и департаментами госслужбы и др.
В 2017 году Советом проведено 8 заседаний по следующим вопросам:
1. «О мерах по сокращению административных барьеров и коррупционных рисков в сфере санитарно-эпидемиологического надзора при применении Санитарных правил и норм» (14 рекомендаций, МНЭ, АДГСиПК, ВС, РПП);
2. «О мерах по защите прав предпринимателей при рассмотрении их жалоб и обращений» (11 рекомендаций, МСХ, МИР, АДГСиПК, ГП, МЮ, Самрук-Казына, РПП);
3. «Совместное заседание Советов по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и Палаты предпринимателей Кызылординской области» (3 рекомендации, РПП);
4. «О мерах по сокращению коррупционных рисков в сфере государственных закупок» (22 рекомендации, Правительство, МФ, ВС, РПП);
5. «Проблемные вопросы, связанные с лжепредпринимательством» (4 рекомендации, МФ, ВС, ГП, КГД);
6. «О мерах по сокращению коррупционных рисков в сфере транспортного контроля» (12 рекомендаций, МИР, МНЭ, МВД, ГП);
7. «О взаимодействии субъектов предпринимательства и служб экономических расследований в противодействии коррупции и сокращению теневой экономики» (15 рекомендаций, Правительство, КГД, ГП, МВД, МИР, РПП);
8. «О состоянии работы Советов по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции региональных Палат предпринимателей» (14 рекомендаций, РПП).
Снижено давление госорганов на бизнес
По результатам совместной работы с Генпрокуратурой резко снижено давление правоохранительных органов на бизнес. Внесены изменения в Правила регистрации в едином реестре досудебных расследовании. Запретили регистрацию заявлений и сообщений, по которым имеется налоговый или гражданско-правовой спор, о нарушениях в сфере налогового законодательства без приложения акта налоговой проверки, о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок. Это минимизировало вовлечение в уголовную орбиту предпринимателей.
Количество возбуждаемых уголовных дел снижено на 82% – с 7900 до 1400. В конце 2016 года проведена амнистия, позволившая более 640 осужденным предпринимателям вернуться в экономическую деятельность.
Проведена совместная работа по гуманизации уголовного законодательства, снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере. В ходе разработки законопроекта учтены предложения НПП РК «Атамекен» по 25 статьям УК, в частности, по исключению «лжепредпринимательства» (ст.215), включению в 6 статей примечаний об освобождении от ответственности лиц, впервые совершивших деяния, связанные с «уклонением от уплаты налогов», «незаконным предпринимательством», «незаконным использованием товарного знака» и другим видам.
В 8 статьях снижены размеры штрафов за уголовные проступки с 500 МРП до 200 МРП и в двух статьях - с 300 МРП до 150 МРП. Эти подходы отражены в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы», который подписан Главой государства 3 июля 2017 года.
23 ноября 2017 года проведен II-ой Форум по защите бизнеса «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства». Утверждена Дорожная карта с ГП на 2018 год. В нее включены мероприятия по дальнейшему совершенствованию административного и уголовного законодательства.
Рекомендации «Атамекена» в работе госорганов
Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции РК и Национальной палатой утверждена Дорожная карта по реализации Соглашения о сотрудничестве. В рамках Дорожной карты с начала 2017 года организованы совместные общественные мониторинги по выявлению коррупционных рисков в 16 сферах предпринимательства, включая налоговое и таможенное администрирование, сферы экологии, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной и промышленной безопасности, транспортного контроля и так далее.
Итоги мониторингов обсуждены с участием уполномоченных госорганов, общественности и предпринимательского сообщества. Госорганами разработаны Планы мероприятий по устранению выявленных коррупционных рисков, рекомендации находятся на стадии исполнения.
Выработано 280 рекомендаций, 62% которых связаны с коррупционными рисками в нормативно-правовых актах, 38% - с организационно-управленческой деятельностью.
Госорганами принимаются меры для исполнения рекомендаций, в частности:
- в сфере здравоохранения – прорабатывается вопрос перевода закупок лекарственных средств в электронный формат на платформе сайта электронных закупок Министерства финансов;
- в сфере сельского хозяйства – в рамках законопроекта конкретизированы санкции за нарушения требований хранения, транспортировки и применения пестицидов, урегулированы основания для отказа выдачи карантинного сертификата и др.;
- в сфере госзакупок – ведется работа по внедрению Реестра жалоб потенциальных поставщиков, реализации механизма Единого предварительного квалификационного отбора на электронных площадках веб-портала госзакупок и закупок «Самрук-Казына»;
- в сфере налогового администрирования – в проекте нового Налогового кодекса предусмотрена норма по ограничению внесений изменений и дополнений не более 1 раза в год, разрабатывается Интегрированная система налогового администрирования;
- в сфере таможенного администрирования – в целях исключения дискреционных полномочий, адмбарьеров и бюрократической волокиты разрабатывается Таможенный кодекс в новой редакции, усиливается контроль на таможенных постах, исключается деятельность посредников;
- архитектуры и градостроительства в целях обеспечения открытости и прозрачности совместно с МИО прорабатывается вопрос размещения на официальных сайтах акиматов проектов детальной планировки и информации о наличии схем инженерных коммуникаций населенных пунктов;
- в сфере земельных отношений – ведется работа по внедрению единой республиканской базы данных сведений о лицах, стоящих на учете для получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство;
- в сфере транспортного контроля – прорабатываются вопросы по восстановлению работоспособности существующих САИС (ремонт весового оборудования, проведение метрологической экспертизы), реализации пилотного проекта по установке САИС, разработанной на основе Reaction-LoadcellPlate корейского производства компании ENB Group с дальнейшим применением механизма ГЧП, разработке инвестиционного предложения по проекту «Цифровизация транспорта» и др.
Регулируем ли квазигоссектор?
С 2016 года НПП РК «Атамекен» участвует в работе по повышению ответственности в сфере закупок квазигоссектора, разработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора» (МФ).
Часть предложений НПП РК «Атамекен» по квазигоссектору отражена в законопроекте, в частности предусмотрены:
1) централизованная служба по контролю за закупками. Она создается Советом директоров холдинга, нацкомпании. В ее функции входит осуществление контроля за закупками холдинга, нацкомпании.
2) административная ответственность за нарушения в сфере закупок квазигоссектора;
3) единая точка доступа к закупкам (информационная система, интегрированная с информационными системами закупок – госзакупками, закупками Самрук-Казына, недропользователей). НПП осуществляет создание, сопровождение и обслуживание единой точки доступа.
В настоящее время законопроект находится на стадии согласования с госорганами (повторно, после рассмотрения в Правительстве и Администрации РК). Далее НПП РК «Атамекен» полагает участвовать в согласовании законопроекта и его рассмотрении в Парламенте РК.
Форум «Атамекена» с Верховным судом - верхушка айсберга
7 декабря 2017 года в совместно с Верховным Судом РК состоялся Форум на тему: «Повышение эффективности судебной защиты прав и законных интересов бизнеса». В нем приняли участие представители НПП РК «Атамекен» и Верховного Суда, депутаты Парламента, судьи, представители центральных госорганов, национальных компаний, неправительственных организаций. Посредством видеоконференцсвязи с регионами были подключены судьи местных судов, представители госорганов и бизнес-сообщества.
В ходе Форума подписан План совместных мероприятий на 2018 год, который подразумевает мероприятия по анализу судебной практики споров предпринимателей, информационное взаимодействие на центральном и региональном уровнях, обсуждение проблем бизнеса на совместных площадках, участие представителей НПП РК «Атамекен» в заседаниях советов при Верховном Суде.
Также совместное изучение возможности внедрения искусственного интеллекта, совершенствование арбитражного производства, совместное исследование среди предпринимателей для оценки судебной системы.
Оставьте комментарий:
Комментарии: