Как работать с «особенными детьми»: Казахстану нужна методика
Вопросы инклюзивного образования в дошкольной образовательной системе обсудили за круглым столом, организованного Казахстанской ассоциацией дошкольных организаций (КАДО) и Республиканской ассоциацией «Асыл бала» при поддержке НПП РК «Атамекен».
На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями в развитии могут получить образование не только в специальных закрытых интернатах, но и ходить в обычные детсады и посещать общеобразовательные школы. Такое специальное образование как часть общей системы образования и носит название - инклюзивное образование.
«Сегодня в этом направлении сделано немало. Однако мы до сих пор не достигли некоторых задач в развитии инклюзивного образования. По-прежнему, не хватает педагогов, уровень подготовки которых в целом должен оставаться высоким. Понятно, что не так быстро поломать систему, но переоценку нужно произвести самому обществу. Чем быстрее мы перейдем к инклюзиву, причем не только в детсадах, школах, но и в высших учебных заведениях, тем лучше. Возможно, в частной среде этот вопрос будет решаться быстрее. Большое спасибо «Атамекен» за поднятие этой актуальной проблемы», - в своем приветственном слове сказала депутат Мажилиса, Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Загипа Балиева.
Совсем недавно, 12 декабря, отдельный раздел, посвященный проблеме инклюзивного образования, по словам члена Комитета социально-культурного развития Мажилиса Натальи Жумадильдаевой, был вынесен на расширенное заседание в Парламенте.
«При том, что в полной системе образования необходимо порядка 92% охвата инклюзивом, в школьной системе он составляет 80%. Это дети, которые находятся на дому, в специальных учреждениях. Мы все понимаем, что инклюзив — это доступная среда. Между тем, для людей с особыми потребностями не предусмотрены элементарные удобства, нет гигиенических комнат, уборных, не везде есть пандусы», - отметила мажилисвумен.
Несмотря на создание в стране специализированных центров, открытие детских садов с инклюзивным образованием, коррекционных кабинетов, вопрос интеграции детей с особенными потребностями в общество остается открытым. Обсуждая проблему, участники прений говорили о недостатке материально-технической базы, специальных приспособлений, дефиците педагогов, тьюторов (наставников), учебно-методической литературы.
«Вся нормативно-правовая база у нас есть, но нет резервов. Существенную поддержку бы могла оказать предпринимательская общественность», - добавила руководитель управления образования МОН РК Айгерим Кудеринова.
Талгат Доскенов, председатель Комитета социальной сферы и социального партнерства Президиума НПП РК «Атамекен», председатель Казахстанской ассоциации предпринимателей напомнил о реестре социальных проблем, созданного в рамках акции «Атамекенім».
«Предприниматели могли бы оказать предметную, конкретную помощь людям с ограниченными возможностями, нужно просто оставить заявку», - отметил он.
В свою очередь директор Департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев предложил воспользоваться проектом ТОМ: Kazakhstan. В рамках мейкатона мейкеры (умельцы) совместно с людьми с ограниченными возможностями создают прототипы, для решения их повседневных проблем.
Резюмировала итоги встречи Загипа Балиева. По мнению обмудсмена, министерству образования и науки необходимо разработать специальную инструкцию для участников системы инклюзивного образования.
«Тогда, допустим, предприниматель, желающий оказать помощь, будет знать, сколько конкретно ему нужно произвести (поставить) необходимого оборудования. Как построить, на сколько и каких детей, к примеру, с ДЦП, «солнечных детей», «детей дождя». Нужна отдельная методика. В стране свыше 7 тысяч школ, вам необходимо изучить, сколько детей, в каком регионе с какими заболеваниями находятся на учете», - подчеркнула Загипа Балиева.
Напомним, одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана является совершенствование системы инклюзивного образования. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%.
Оставьте комментарий:
Комментарии: