Затянувшийся техрегламент ЕАЭС: бизнес принял решение
Наднациональному регулированию в строительстве Казахстана не быть
1 ноября 2017 года состоялось заседание Комитета строительства и ЖКХ НПП РК «Атамекен» под председательством Александра Беловича.
Председатель Комитета Александр Белович поприветствовав участников, перечислил вопросы повестки дня.
Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Ельдос Рамазанов отметил активную работу НПП с Министерством по инвестициям и развитию РК и непосредственно с вице-министром Романом Скляром.
«На сегодня из десяти тем, выбранных для проведения совещаний в сфере строительства с бизнесом и уполномоченными органами, уже проведено восемь и по 80% вопросов приняты решения и имеется исполненение», - сообщил Ельдос Рамазанов.
Директор департамента строительства Аспена Досмаганова отметила, что положительная динамика достигнута по следующим проблемным вопросам строительного бизнес-сообщества сметное ценообразование, контрольно-надзорные функции госорганов, отдельные разрешительные документы, предоставление прав на земельные участки для целей строительства.
На сегодняшний день в Комитете строительства НПП аккредитовано 12 ассоциаций, 26 представителей которых, члены с правом голоса.
Вице-президент ОЮЛ «Национальная ассоциация проектировщиков РК» Мейербек Жаманкулов отметил, что на протяжении нескольких лет государства-члены ЕАЭС не могут прийти к единому мнению по проекту технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».
«Строительная продукция в виде зданий и сооружений не может регулироваться наднациональными нормативами, это не предмет взаимной торговли, они не пересекают границы государств», - отметил Мейербек Жаманкулов.
В этой части, Ельдос Рамазанов подчеркнул, что сегодня на заседание Комитета специально приглашен Председатель Комитета обрабатывающей промышленности НПП РК «Атамекен» Владимир Бобров, чтобы совместно выработать единую позицию и направить в уполномоченный орган.
«На сегодня наши опасения заключаются в том, что, если мы не будем участвовать в данном процессе, то наши товары станут непотребными. Поскольку идет общий техрегламент (здания, сооружения и стройматериалы), то к нему надо либо не надо присоединяться вообще, либо присоединяться и участвовать. Эту позицию я поддерживаю, но, чтобы при этом учитывались наши национальные интересы», - высказал свою позицию Бобров.
В свою очередь, отдельными членами комитета была отмечена необходимость внесения изменения в Договор ЕАЭС.
«Критерием истины всегда был договор. Почему нельзя исключить из техрегламента здания и сооружения, потому что в договоре ясно написано «…в отношении продукции, не включенной в единый перечень, нельзя выдвигать национальные обязательные требования…». Соответственно необходимо корректировать договор ЕАЭС», - пояснил свою точку зрения Канапия Нурбатуров, председатель ОЮЛ «Ассоциация «Индустриальные строительные технологии РК».
В итоге члены комитета путем голосования пришли к выводу, что казахстанский бизнес, в том числе и стройиндустрии выступает за принятие технического регламента, но с условием, что страны – члены союза будут устанавливать строительные нормы и правила на национальном уровне. Бизнес опасается того, что любое внесение изменений в техрегламент или его приложения, будет занимать значительное количество времени, нормативы не будут гибкими и существует риск замедления темпов строительства.
«В этой связи, «Атамекен», выступает за разработку модельных строительных норм и правил, которые члены Союза могут у себя применять без изменения редакций или путем их адаптации с учетом климатический и иных особенностей», - закрыл вопрос Александр Белович.
Однако все члены комитета признали, что для реализации указанной позиции Нацпалаты необходимо инициировать перед уполномоченным органом необходимость внесения поправок в Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 года.
Был поднят и вопрос объемов частной комплексной вневедомственной экспертизы.
«Как известно, согласно 47 шагу «План нации - 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» предусматривается поэтапная передача экспертной деятельности - до 90% в конкурентную среду. На сегодняшний день 60% объема экспертных работ осуществляется частными экспертными организациями. К 2018 году запланирована передача - 70 %, в 2019 году – 80 % и к 2020 году – 90 %», - сообщил Белович.
Комментарии по объему работ частных экспертных организаций дал Тасболат Абдуллин от Ассоциации застройщиков Казахстана, отметив, что большинство членов Нацпалаты - экспертные организации работают в регионах, где активно строительство и реконструкция инженерных сетей и данный вид объектов необходимо оставить в конкурентной среде.
Членами Комитета единогласно принято решение о том, что строительство жилых зданий до 12 этажей включительно для районов с обычными геологическими условиями и до 10 этажей включительно - в районах с повышенной сейсмической активностью закрепить за частной комплексной вневедомственной экспертизой и предложить уполномоченному органу оставить за конкурентной средой 70 процентов объема работ.
«Частная экспертиза должна помогать частным застройщикам, инвесторам, в том числе и иностранным, бизнесу в целом. Для этого этот рынок и создавался», - отметил Александр Белович.
Ельдос Рамазанов, обратившись к руководству Палаты экспертных организаций, отметил, что в «Атамекене» поступают различного характера вопросы, в том числе жалобы на деятельность Палаты. В этой связи, рекомендация для Палаты – садиться за общий стол переговоров и решать проблемы консолидировано.
«В «Атамекен» поступают обращения от экспертных организаций, которые не состоят в членстве Палаты и отмечают, что Палата создает антиконкурентные действия - необоснованный размер членских взносов, порядок исключения их членства палаты, положений устава и т.п.», - отметил Ельдос Рамазанов.
Подводя итоги, Александр Белович озвучил острую проблему отрасли, которую он поднял перед Премьер-министром Республики Казахстан - это наличие на рынке компаний с лицензиями, у которых вообще нет опыта.
«Как выдают и кто выдает эти лицензии, по каким принципам - не ясно. Нам, добросовестным компаниям, конкурировать с этим потоком уже становится сложно. Нужно прекратить это», - резюмировал Белович.
Все члены комитета единогласно поддержали вопрос и необходимость его решения на более высоком уровне.
Оставьте комментарий:
Комментарии: