Кто нуждается в переаттестации?
Ряд экспертов технического и авторского надзоров Казахстана могут остаться без аттестации
Об этом сегодня в ходе селекторного совещания, организованного Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции и НПП «Атамекен» на тему итогов работы в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, заявил заместитель председателя правления Нацпалаты Рустам Журсунов.
Он отметил, что на сегодняшний день остро стоит вопрос аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, т.е. экспертов технического и авторского надзоров.
«Ранее процедура аттестации экспертов регламентировалась Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2012 года, согласно которым был установлен 5-летний срок переаттестации экспертов. В настоящее время аттестация проводится в соответствие с Правилами аттестации экспертов, утвержденных приказом Министерством национальной экономики Республики Казахстан от 27 ноября 2014 года и введенными в действие с февраля 2015 года. Действующими правилами не предусмотрена процедура переаттестации и не регламентирован срок переаттестации. Таким образом аттестаты, выданные после февраля 2015 года, являются бессрочными. В данном случае снятие ограничения срока действия аттестата эксперта исключает обязанность по переаттестации и соответственно Правила имеют обратную силу на ранее выданные аттестаты экспертов», - рассказал Рустам Журсунов.
При этом действующим законодательством не предусмотрено переоформление аттестатов с указанным сроком действия на бессрочные аттестаты. В связи с чем в настоящее время управления государственного архитектурно-строительного контроля Актюбинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей и города Астаны отказывают аттестованным экспертам в переоформлении аттестатов на бессрочные и заявляют о необходимости прохождения повторной аттестации.
«По мнению данных органов, оказание услуги непредусмотренной государственным стандартом будет являться «скрытой услугой». При этом оставшиеся 11 регионов проводят данную процедуру на основании разъяснения Министерства национальной экономики РК», - отметил зампред НПП.
Он подчеркнул, что согласно реестру аттестованных экспертов, размещенному на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан за период с января 2012 года по февраль 2015 года в указанных регионах было аттестовано 2798 экспертов, из которых 1528 по городу Астане.
Другой проблемой, по мнению руководства Нацпалаты, являются проводимые органами государственного архитектурно-строительного контроля проверки деятельности лиц, осуществляющих технический надзор за ходом строительства.
«Согласно Предпринимательскому Кодексу РК на данный вид контроля не распространяются требования параграфа 2 главы 13 Предпринимательского кодекса, тем самым данные проверки проводятся уполномоченным органом без вынесения акта о назначения проверки и регистрации проверки с органами правовой статистики и специальных учетов, что в свою очередь создает условия для совершения коррупционных правонарушений», - отметил Рустам Журсунов.
Он привел пример, когда в Костанайской области эксперты ТОО «Надежда – С» только за 4 квартал 2016 года получили 9 уведомлений о явке для проведения проверки обеспечения технического надзора при строительстве объектов, что не позволяет предпринимателю полноценно исполнять принятые на себя обязательства и негативно отражается на предпринимательской деятельности.
«Национальная палата считает недопустимым наличие условий, ограничивающих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию коррупции. Полагаем необходимым проведение дополнительной работы в данном направлении, направленной на устранение причин возникновения данных условий», - заявил он.
Рустам Журсунов подчеркнул, что архитектурно-строительная сфера в нашей стране имеет огромное значение для развития экономики страны и является одной из самых обширных сфер, тесно связанной с деятельностью местных исполнительных органов и ряда государственных контрольных органов. Проводимая совместно с Агентством работа по выявлению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, показывает, что в данной сфере основном преобладают факты хищения, взяточничества и злоупотребления должностными полномочиями как на стадии подготовки разрешительной документации, так и на стадии осуществления строительства.
Оставьте комментарий:
Комментарии: