Таможня VS предприниматели: проблемы есть
Отсутствие регламентации таможенного контроля создает условия для коррупции
Сегодня на очередном заседании Совета по противодействию коррупции и теневой экономике Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова рассмотрели вопрос «Об усилении взаимодействия предпринимательства и таможенных органов в противодействии коррупции».
Сулейменов, открывая заседание, отметил, что в политике органов государственных доходов стратегическая тема увеличения поступлений в бюджет окончательно поглотила такие важные вопросы, как поиск стимулов для законопослушного бизнеса, равноправный диалог, открытость и прозрачность таможенного администрирования и т.д. «Этого допускать нельзя. Выполняя важнейшую задачу пополнения бюджета, следует, не нарушая закон, учитывать интересы предпринимателей. От бизнесменов поступают жалобы о притеснениях их со стороны таможни. Здесь надо сказать объективно, что поток жалоб не является обвальным, как это было 3-4 года назад, но проблемы есть, и весьма существенные», - сказал он.
Депутат Мажилиса Парламента, член Совета по противодействию коррупции и теневой экономике Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аманжан Жамалов доложил о результатах посещения экспертной группы Совета регионов, где были проведены встречи с акимами, сотрудниками таможни и предпринимателями-участниками внешнеэкономической деятельности. В частности, он остановился на проблемах взаимодействия бизнеса и государства в сфере внешнеэкономической деятельности и имеющихся коррупционных угрозах этой сферы. Так, он отметил, что предприниматели жалуются на длительность и непрозрачность таможенных процедур, слабую инфраструктуру пунктов пропуска и зон таможенного оформления, субъективизм должностных лиц при принятии решений.
По словам Жамалова, отсутствие ясной правовой регламентации таможенного контроля создает условия для коррупционных рисков. Так, Кодекс о таможенном деле устанавливает для таможенных органов необоснованно широкие дискреционные полномочия. Ничем не ограниченное право на истребование дополнительных документов создает возможности для должностных злоупотреблений.
«Таможенный досмотр может существенно влиять на время оформления товаров. Это создает заинтересованность в его «ускорении». Однако сроки проведения досмотра устанавливаются по усмотрению таможенного инспектора, законодательством эти сроки не обозначены. На практике факты коррупции среди сотрудников таможни широко распространены именно за ускорение таможенного оформления», - сказал он.
Предпосылки для коррупции создает и отсутствие установленного порядка проведения таможенного осмотра помещений и территорий. Недостаточно урегулированы и вопросы выездной таможенной проверки. При назначении экспертиз, направления запросов в другие государства проверки могут быть приостановлены на неограниченный срок. Временной диапазон приостановления в законе отсутствует. Это также является коррупционным фактором. Жамалов отметил, что предприниматели часто высказывают замечания в отношении таможенной экспертизы. Она может применяться как в профиле риска, так и по усмотрению должностного лица таможенного органа. «Подобные пробелы законодательства способствуют совершению коррупционных преступлений», - добавил он.
Из-за проведения необоснованных проверок нарушаются договорные обязательства предпринимателей. «По данным Счетного комитета, в 2015 году подразделениями КГД при проведении порядка 36 тыс. досмотров выявлено лишь 103 нарушения таможенного законодательства. Одной из причин этого является слабое методическое обеспечение системы управления рисками (СУР). Она не позволяет получать должную информацию о результатах применения мер по минимизации рисков для решения контрольно-аналитических задач. По результатам применения СУР проведено 1455 таможенных экспертиз с выявлением всего 13 фактов нарушений таможенного законодательства. При этом в некоторых случаях стоимость партии товаров, по которым СУР была назначена экспертиза, составляла всего от 6 до 200 долларов США», - сказал депутат.
Существующая информационная система управления рисками, несмотря на значительные финансовые вливания, систематически дает сбои, т.к. многие ее компоненты не интегрированы между собой, констатировал он.
«Серьезной проблемой, влияющей на развитие внешнеэкономической деятельности, являются перекосы при определении таможенной стоимости импортируемых товаров. Система управления рисками носит явно фискальный характер. Преследуется цель - неустановление объективной таможенной стоимости товара, а искусственное ее завышение для увеличения поступлений в бюджет», - отметил Жамалов.
Докладчик констатировал, что невыполнение требований закона влечет за собой ущемление прав предпринимателей, а, соответственно обжалование этих незаконных действий в суды. Так, по данным Генпрокуратуры, судами рассмотрено 117 заявлений об обжаловании незаконных действий должностных лиц КГД при осуществлении таможенного контроля (в 2015 году - 75, за 6 месяцев 2016 года - 42), из которых удовлетворено - 32, или каждое третье.
Имеющиеся на сегодняшний день проблемы таможенного администрирования сдерживают развитие внешнеэкономической деятельности, увеличивают издержки бизнеса, считает Жамалов.
Он также отметил, что система таможенного контроля недостаточно эффективна против серого ввоза товаров. «По данным органов государственной статистики, рынок розничной реализации телефонов для сотовой и другой беспроводной связи составляет 139 млрд тенге. Нелегальные схемы ввоза товаров, так называемый серый импорт, по мнению экспертов, получили широкое распространение в этом рынке. Серый рынок поддерживают сами покупатели, желающие приобрести товар по низким ценам. Использование «серых» схем ограничивает конкуренцию и ставит в неравные условия законопослушных участников ВЭД», - сказал депутат.
По словам Жамалова, международная практика показывает, что Автоматизированная информационная система учета мобильных терминалов (АИСУМТ), используемая в Европейском Союзе, США и других государствах, эффективно противостоит серому, полулегальному ввозу телефонов. «В Казахстане разработана такая система (АИСМТ), которая презентована в КГД в 2015 году. Вместе с тем, мер по ее применению принято не было, хотя законодательство позволяет оперативно произвести ее адаптацию и внедрение для обеспечения таможенного контроля», - сказал он.
По словам докладчика, серьезной критике со стороны бизнеса подвергается также система обжалования незаконных решений КГД и урегулирование таможенных споров, поскольку апелляция находится внутри самой системы КГД. Предприниматели обращаются больше в суды, чем в вышестоящий орган. В 2014 году судами рассмотрено 13,2% исков предпринимателей, а КГД - 7,5% жалоб. «В целях обеспечения независимости, открытости и прозрачности рассмотрения жалоб по таможенным (налоговым) вопросам необходимо создание Апелляционной комиссии при Министерстве финансов с участием в его работе независимых экспертов», - предложил он.
Опросы общественного мнения предпринимателей свидетельствуют о высоком уровне коррупции при оказании услуг в сфере таможенного администрирования. «Согласно социологическим исследованиям, наиболее коррумпированными услугами в сфере таможенного администрирования является таможенный контроль на границе, дополнительная проверка стоимости товаров, решение по классификации товаров и сверка расчетов. Размер взятки, согласно исследованиям, наиболее высок для таможенной очистки товаров и проведения дополнительной проверки по стоимости товаров (в среднем 100-110 тысяч тенге)», - отметил депутат.
«Таким образом, в сфере взаимодействия органов государственных доходов с предпринимательством республики продолжают оставаться серьезные организационные и правовые проблемы. Их решение должно способствовать успешному развитию экономики страны», - подытожил Аманжан Жамалов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: