Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Организации по продвижению туризма в РК – быть

14 Сентября 2016
14130 просмотров

НПП совместно с МИР РК проводит анализ готовности рынка к передаче госфункций в сфере туризма в конкурентную среду

9 сентября на площадке Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» состоялись общественные слушания по передаче функции МИР РК «Распространение информации о Казахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке и внутри государства, в том числе путем проведения республиканских и международных выставок и ярмарок в области туристской деятельности» путем аутсорсинга в конкурентную среду.

В обсуждении, проведенном в формате видеоконференции с подключением всех регионов, приняли участие представители Департамента индустрии туризма МИР РК и местных исполнительных органов, туристских ассоциаций, турфирм, гостиниц и туристских информационных центров - всего более 150 человек.

Открывая общественные слушания, член Правления, заместитель Председателя Правления Юлия Якупбаева отметила открытость обсуждений и широкое вовлечение бизнес-сообщества в процесс передачи государственных функций в бизнес-среду, в том числе в НПП, что позволит добиться консолидации всего рынка на благо туристской отрасли.

В своем выступлении Юлия Якупбаева отметила, что из всех государственных функций в сфере туризма наиболее готовая к передаче - это продвижение информации о Казахстане на международном туристском рынке и внутри государства. К сожалению, сегодня можно констатировать, что в мировом рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2016 года Казахстан занимает по эффективности маркетинговых мероприятий по привлечению туристов 111 место среди 141 стран. До настоящего времени не определена политика по брендингу дестинации. Отсутствует туристский бренд (логотип, слоган) Казахстана. Отсутствует официальный туристский портал страны. В 2014 году был разработан государственный официальный туристский портал www.kazakhstan.travel. Хотя, в поиске информации о Казахстане в Google выходит сайт www.visitkazakhstan.kz как республиканский туристский сайт. Следует отметить, что государством были выделены средства на разработку сайта, однако на продвижение сайта финансовые средства не выделялись.

Несмотря на периодически проводимые выставки, роуд-шоу и т.д., не предусмотрено финансирование на создание и трансляцию рекламных видеороликов в республиканских и зарубежных СМИ.  Не проводится системная пропаганда Казахстана в качестве туристской дестинации на международных телеканалах, нацеленных на многомиллионные аудитории. В мировой практике практически все успешные и развивающиеся страны мира регулярно используют массовые коммуникации. Так, в 2013 году прошла рекламная кампания Германии под слоганом «Smart Germany», Китая - «Made in China», Южной Кореи - «Advanced Technology Korea», Бахрейна - «Bahrain – Business Friendly», Азербайджана, Турции и многих других стран.

В настоящее время в Министерстве по инвестициям и развитию РК продвижением страны на центральном уровне занимаются всего 4 чел., а на региональном уровне всего 2-3 чел.

Анализируя проводимые маркетинговые мероприятия, Юлия Якупбаева отметила, что выделяемого только государством финансирования в рамках бюджетной программы «Формирование национального туристского продукта и продвижение его на международном и внутреннем рынке» недостаточно. В настоящее время данная бюджетная программа предусматривает лишь проведение 7 международных выставок, 3 внутренних мероприятий, производство рекламно-имиджевой продукции и сопровождение туристского Интернет-ресурса Казахстана.

Например, в 2016 году в Грузии на продвижение в каждом целевом рынке (Казахстан, Россия, Азербайджан, Армения, Турция, Украина, Беларусь, Польша, Израиль, Литва) выделено порядка $1,4 млн долларов США. В результате за последние годы Грузия продемонстрировала один из самых высоких в мире темпов роста туризма: общее количество прибытий туристов в страну увеличилось с 1,5 млн. до 6 млн. человек в 2015 году. Общие доходы от туристской деятельности выросли за тот же период с 475 млн. долларов США до 2 млрд. долларов США, более чем в 20 раз превысив среднемировой показатель.

Учитывая, что НПП объединяет всех участников рынка, а также имеет региональную сеть, в качестве одного из вариантов можно рассмотреть создание Национального офиса по туризму (в мировой практике - Destination management organization (DMO) с участием НПП и Министерства по инвестициям и развитию РК для следующих целей: разработка и продвижение бренда Казахстана как туристской дестинации, продвижение турпродуктов на внутреннем и мировом рынках, разработка и внедрение турпродукта, создание и ведение единого туристского сайта Казахстана, система информирования посетителей и т.д.). В наблюдательном совете данной организации могли бы быть представлены все ключевые игроки рынка – отельеры, логисты, рестораторы, ассоциации туротрасли и торговли.

В презентации был представлен положительный опыт работы подобных организаций в таких ведущих туристских дестинациях мира как German Convention Bureau, Azerbaijan Convention Bureau и Moscow Convention Bureau. В качестве дополнительного финансирования данной организации предлагается внедрить туристский взнос с посетителя в гостинице за каждый день проживания (в мировой практике – bed tax). Как правило, взнос не превышает 1-2 долларов США и не создает нагрузки на субъекты бизнеса, так как гостиницы только аккумулируют данные средства.

«Нам необходимо сегодня обсудить 4 вопроса: нужна ли специальная организация по продвижению; в какой форме (ГЧП, государственная или частная); все плюсы и минусы данных форм; нужен или не нужен туристский взнос» - так обозначила задачу для участников Юлия Якупбаева.

 Председатель Комитета туристской отрасли НПП Р. Асанбаева отметила необходимость создания такой организации: «У нас уже было и Агентство по туризму и Комитет индустрии туризма и даже Министерство туризма, также, я уверена, есть и имиджевые ролики, которые пылятся на полках и не продвигаются. Маркетинг – это только 10% работы. Главное здесь – продвижение. Провести выставку – это важно, но гораздо важнее пригласить зарубежных партнеров на b2b встречи, заключить договоры. Также я полностью согласна, что необходимо внедрить туристский взнос. Многие страны уже давно ввели эту практику, и эти деньги могут стать серьезным подспорьем в продвижении туризма Казахстана. Важны институциональные реформы».

Отметил необходимость передачи данной государственной функции в конкурентную среду и исполняющий обязанности директора Департамента индустрии туризма МИР РК Кайрат Садвакасов: «В целом передача госфункций необходима. Нами были рассмотрены варианты заключения сервисного контракта с привлечением инвесторов, либо передача данной функции в квазигосударственный сектор. Сейчас видим как Республиканское ДМО (при Министерстве (по типу АО «KAZNEX») с возможным участием НПП РК в формате ГЧП)».

Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова также подтвердила как сам факт передачи госфункций, так и создание ДМО: «То, что ряд функций государства будет передаваться в конкурентную среду – это, безусловно, радует. Что касается ДМО – однозначно, такая организация с вкладом государства в формате ГЧП нужна. Сегодня мы видим, как активизировались регионы по развитию и продвижению своего турпотенциала, однако никто не приедет в отдельно взятую область, если мы не будем позиционировать  страну в целом. Также считаем необходимым внедрение туристского взноса».

Во время обсуждения представители туррынка обсуждали различные варианты туристского взноса. Так, Асия Назарова, Директор гостиницы Absolute г.Астана отметила, что «туристской взнос или bed tax – это не нововведение, это опыт передовых стран и нормальная практика за рубежом. Это вклад каждого посетителя в развитие туризма».

В пользу обсуждаемых предложений высказалась и Президент ОЮЛ «Столичная ассоциация туризма» Рысты Карабаева: «Те, кто проходили зарубежные стажировки в области туризма, видели работу ДМО на практике. Также зарубежные эксперты, которые привлекались для разработки системных планов развития туризма в РК, отметили, что работа такой организации требует серьезных финансовых вливаний - $4-5 млн. на первоначальном этапе. Здесь таких денег никто не выделяет. Но нужно понимать, что без определенных затрат невозможно получить эффект».

Национальная ассоциация индустрии туризма в лице Президента Гаухар Женисбек также поддержала создание ДМО в формате ГЧП и введение туристского взноса. При этом, она предложила рассмотреть другие варианты создания ГЧП помимо ДМО с участием НПП РК.

Присоединились к дискуссии и представители МИО. Так, Шынарбек Батырханов, руководитель управления туризма Акмолинской области, сказал: «Создание ДМО поддерживает не только бизнес, но и государственные органы. В рамках подготовки к ЭКСПО зарубежные партнеры удивляются, что в РК нет Национального офиса по туризму. Нам нужно прилагать совместные усилия, чтобы Казахстан стал доступнее всему миру через туризм. Думаю, что туристский взнос будет эффективен, но это предполагает внесение изменений в законодательство. Кроме туристского взноса, предложил бы также рассмотреть введение курортных карт или туристских сертификатов».

Закрывая обсуждение, модератор Ю. Якупбаева отметила: «Все необходимые изменения мы внесем. Сейчас как раз формируется пакет предложений для рассмотрения рабочей группой под председательством Первого заместителя Премьер-Министра. Хочу подытожить, что, в целом, все высказались за создание ДМО в формате ГЧП. А детали принимаются к обсуждению».

Напомним, что передача некоторых государственных функций в конкурентную среду предусмотрена Планом нации «100 конкретных шагов», для реализации чего в январе текущего года была создана специальная комиссия.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры