Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Изучаем закон «О платежах и платежных системах»

23 Августа 2016
12449 просмотров

Отдельные нормы вступят в силу через несколько лет

Шестьдесят статей - именно столько содержит основной закон, который, напомним, Глава государства подписал 26 июля с.г., а в печати его опубликовали на днях.

Разработчиком документа выступил Национальный банк Казахстана, сотрудники которого теперь будут вести государственный контроль за платежными системами и поставщиками платежных услуг. Расскажем о самых принципиальных нормах.

Действие настоящего закона распространяется на физических и юридических лиц, «являющихся субъектами отношений, возникающих при осуществлении платежей и переводов денег в Республике Казахстан, а также в процессе функционирования платежных систем рынка платежных услуг».

Несколько слов об основных требованиях к платежным системам, установленным в законе. Здесь приоритет отдан регуляторным нормам, нежели техническим параметрам. Так, правила платежной системы, а также изменения и дополнения, сведения о тарифах  оператора платежной системы и обо всех изменениях этих тарифов должны быть опубликованы на его интернет-ресурсе. При этом переходить на новые тарифы операторы вправе только после публикации на сайте тарифных поправок. Помимо этого, законом запрещается включать в правила платежной системы нормы, ограничивающие участие участников одной платежной системы в других, включая и нормы об исключительном участии. Еще поставщикам запрещено в одностороннем порядке повышать размер комиссий, установленных в договоре на дату заключения между поставщиком платежных услуг и клиентом. Исключения составляют комиссии и за международные платежи и переводы денег, «по которым поставщик платежных услуг уведомляет клиента об изменении комиссий в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними». Отметим, что закон также запрещает платежной организации осуществлять иную предпринимательскую деятельность, за исключением, например, покупки, продажи, имущественного найма недвижимого имущества, рекламных, маркетинговых, консультационных и информационных услуг. Кроме этого, поставщикам разрешается разработка, адаптация, модификация, техническая поддержка программного обеспечения, создание и обеспечение безопасности информационных систем и сетей.

Если говорить о других запретах, то юрлицо, не являющееся оператором платежной системы, «не имеет права использовать в своем наименовании слова «платежная система» и производные от них слова, предполагающие, что оно осуществляет деятельность по обеспечению функционирования платежной системы». Выступать поставщиками платежных услуг вправе только Нацбанк, банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, операторы почты, осуществляющие почтовые переводы денег, платежные организации, агенты, субагенты. При этом поставщики платежных услуг по закону могут отнести в список значимых, если, например, поставщик осуществляет платежи и переводы денег «в системно значимой или значимой платежной системе, операторами которых являются резиденты Казахстана, в течение года в объеме не менее показателя, установленного Нацбанком». Еще одно условие - оказание поставщиком «услуг по выпуску платежных карточек и обработке операций с их использованием на территории РК и за рубежом в течение года в объеме не менее показателя, установленного финрегулятором». Оказание услуг по осуществлению платежей через электронные терминалы и системы удаленного доступа без использования платежных карточек  в течение года в объеме не менее показателя, установленного Нацбанком, тоже одно из условий включения в этот список.

 В законе предусмотрено десять оснований для исключения Нацбанком платежной организации из реестра платежных организаций. Среди них - «систематическое (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) непредставление сведений о платежных услугах в Национальный банк РК), предоставление недостоверных сведений о платежных услугах либо недостоверных сведений, подлежащих отражению в документах, влияющих на принятие решения об учетной регистрации платежной организации. «Красную карточку» от Нацбанка можно также заработать и за систематическое невыполнение требований законодательства о платежах и платежных системах, неосуществление платежной организацией деятельности в течение двенадцати последовательных календарных месяцев со дня включения в реестр платежных организаций или прекращения своей деятельности на период более шести месяцев подряд. Добровольное прекращение своей деятельности путем реорганизации (присоединение, слияние, разделение, выделение, преобразование) или ликвидация тоже станут основаниями для  потери места в реестре.

Данный закон вводится в действие через тридцать календарных дней после дня его первого официального опубликования. При этом обращаем внимание, что ряд норм вступят в силу позже. В частности, это пункт 3 статьи 2, который вводится в действие с 16 декабря 2020 года. Здесь речь идет о том, что установленные требования к банкам станут обязательными и для филиалов банков-нерезидентов РК, созданных на территории нашей страны, но только через три с небольшим года. 

Жанар Сердалина


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры