Казахстан готовится к соляному прорыву
На западе Казахстана имеется несколько месторождений калийных солей, запасы которых являются в числе самых крупных в мире
Однако, как выяснилось, иностранные компании проявляют более активный инвестиционный интерес, в отличие от казахстанского крупного бизнеса. Об этом в эксклюзивном интервью palata.kz рассказал управляющий директор АО «KAZNEX INVEST» Ерлан МУРАТОВ.
- Казахстан по некоторым аспектам мог бы занять сильные позиции, - отметил Е. Муратов. - Я говорю сейчас о запасах калийных солей. У нас в Западно-Казахстанской области есть ряд уникальных месторождений, соляных куполов, по некоторым оценкам наших геологов, до 60. В них сосредоточены, наверное, крупнейшие в мире, не разработанные, но доказанные запасы калийных солей. Если выключить все месторождения по миру, можно обеспечить мировой спрос в течение 100 лет. Ежегодное потребление в мире калийных солей - прямое или в сложных удобрениях - примерно 60-64 млн тонн в год. Именно разработка этих солей и их экспорт имеет колоссальный потенциал. Это одна из задач нашего агентства - привлечь туда стратегического инвестора. Проект большой и требует участия стратегического инвестора или группы стратегических инвесторов. Мы сейчас таргетируем проект через МИД Казахстана, наши посольства, наших представителей. Надеемся, что результаты все-таки будут, несмотря даже на кризис, население в мире достигнет 9 млрд в недалеком будущем, и спрос на продукцию сельхозназначения будет пользоваться колоссальным спросом. Второе - Казахстан производит пищевую продукцию очень высокой экологической чистоты. Это может быть тем премиум-сегментом, где мы могли бы играть значительную роль.
- «KAZNEX INVEST» ищет стратегического инвестора за рубежом. А почему не привлекаете инвесторов внутри Казахстана, коли речь идет о стратегически важных объектах?
- Мы ищем. Дело в том, что объем инвестиций там порядка полутора миллиарда долларов.
- В Казахстане нет таких бизнесменов и компаний, которым по карману такие инвестиции?
- Бизнесмены-миллиардеры-то у нас есть, список Forbes в общем доступе находится. Дело в том, что список проектов, которые ими ведутся, не охватывает эту отрасль.
- А ваша организация пробовала выходить на участников того же списка Forbes, вы предлагали им возможность инвестирования в эти соляные проекты?
- Да, эта информация достаточно широко известная. Пока ответов от казахстанских компаний мы не получили. Есть более понятные и прибыльные, с их точки зрения, проекты, дело в том, что выход на плановую мощность и первоначальные инвестиции - они очень высокие. Несмотря на то, что эти проекты прошли самую важную стадию госкомиссию по запросам и имеют подтвержденные запасы по JORC - западная система учета запасов, проект как таковой уже переходит в стадию привлекательных для инвесторов. Он уже прошел стадию геологоразведки. Казахстан граничит с Россией, Китаем. По фосфорным удобрениям китайцы уже сами работают, по калийным удобрениям было бы интересно. Второй момент - НПА уже сделаны, в каком количестве необходимо вносить удобрения в почву при проведении работ. Эти проекты для казахстанской бизнес-элиты известные. И если бы интерес был, то поверьте, они могли бы справиться своими силами, привлекая партнеров из-за рубежа.
- Если на соляные месторождения РК придет один или несколько иностранных инвесторов, то не произойдет ли конфликта интересов с казахстанскими компаниями, которые уже осваивают эти месторождения?
- Иностранные инвесторы зайдут как акционеры, то есть, выкупа здесь нет. Здесь будет сращивание технологий, предоставление рабочего капитала, очень длинные деньги. И чем интересен этот вход – эти деньги не заемные, они даются напрямую. Естественно, сам партнер заинтересован в профильности этого проекта, чтобы он был максимально близок к его интересам. Второе - это прибыльность проекта.
- Получается, что в случае прихода зарубежного инвестора львиная часть доходов от экспорта казахстанской соли будет уходить за границу?
- Абсолютно неправильно. Мы не вмешиваемся в структуру сделки структура акционирования. Это предмет договоренности между держателем этого проекта и той стороной, которую он привлекает. Если они захотят перевести основную нагрузку на заемный капитал, и внутри сделать 50% на 50%, 40% на 60%, 20% на 80% - это сугубо их личное дело. Как будет структурирована сделка, это, в первую очередь, зависит от отраслевого министерства, второе - желание самого казахстанского партнера, третье - нужно пройти определенные процедуры.
У нас нет мандата по продаже этих месторождений, у нас есть мандат на привлечение инвесторов. Наша задача - в первую очередь создать СП, либо привлечь стратегического партнера с технологиями, потому что зачастую для многих проектов, которые реализуются, нужны технологии, которых у нас нет.
- Спасибо за интервью!
Жанар Сердалина
Оставьте комментарий:
Комментарии: