Помочь выбрать подходящую профессию
Необходимо объединение образовательных учреждений и производственных структур в профессиональной ориентации учащихся в РК
На конференции в «Атамекен» обсудили и одобрили создание единых подходов в профориентационной работе
На площадке Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» встретились представители ведомств и организаций, ответственные за теоретическое и практическое применение профориентационных подходов в РК.
Директор Департамента развития человеческого капитала НПП Олжас Ордабаев в приветственном слове к участникам мероприятия отметил, что, с одной стороны, в Казахстане существует проблема безработицы, а с другой стороны, огромное количество работодателей находится в поиске кадров.
Одной из причин такого дисбаланса представитель Национальной палаты назвал отсутствие системной, эффективной профориентационной модели. Профессиональная ориентация как часть образовательного процесса, которая связана с выявлением природных способностей обучающегося и его ориентацией на дефицитные профессии является основой продуктивного использования трудовых ресурсов в стране.
«Мы неоднократно искали работников для больших предприятий обычных профессий, швей, например. И по таким простым профессиям очень сложно было набрать людей», - сказал он.
Гульсила Муздыбекова, главный эксперт Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК подчеркнула, что в целях формирования осознанного выбора профессий, возможностей и перспектив в программе старших классов будут предусмотрены часы по профессиональному ориентированию учащихся.
Директор Центра профориентационного тестирования и консультирования «Нұр Бағдар» Айша Сабур, в своем выступлении отметила, что в Казахстане есть понимание значимости профориентации, но нет единого подхода в этой работе. «Все заинтересованные ведомства, структурные подразделения, компании проводят эту работу, исходя из своего видения. Нет единой согласованной стратегии. Мы хотели бы предложить возможность создания единого органа по профориентации в РК, где присутствовали бы все заинтересованные стейкхолдеры – министерства и ведомства, которые уже включены в эту задачу», - предложила она. «Орган взял бы на себя разработку единого видения и стратегия развития профориентации в стране, а также распределение обязанностей среди заинтересованных участников процесса – стейкхолдеров», - пояснила она.
А.Сабур констатировала, что в стране существует большой разрыв между образованием и рынком труда. «К сожалению, зачастую происходит так, что, либо выпускается слишком большое количество специалистов какой-то профессии, и они не могут найти себе применение, либо, наоборот, в какой-то профессии кадров недостаточно. А у нас еще есть профессии, по которым в принципе невозможно получить образование. В то же время есть большой разрыв между работодателем и системой образования. То есть, либо кадров не хватает, либо они не мотивированы, потому что они были неправильно отобраны, получили диплом, не хотят работать по этой профессии. Либо они работают, но приходят, чтобы отсидеть на рабочем месте и скорее уйти», - отметила она.
О серьезной роли институтов молодежной политики в профориентационной работе рассказала Алия Сарсекеева, главный эксперт консалтингового управления Научно-исследовательского центра «Молодежь». Спикер призвал к тесному взаимодействию школ и колледжей с молодежными организациями в ходе ориентации и диагностики учащихся.
Жанар Мамбеева, административный директор ТОО «Нур Багдар», презентовал материал по проведенному социологическому исследованию знаний школьниками 9-10 классов современных профессий. «Профессиональная ориентация - это не только ознакомление учащихся с предприятиями, с профессиями, это более глубокий вопрос, связанный с профессиональной диагностикой, выявлением природных способностей и так далее», - сказала она.
Понимание значимости вопроса профориентации подвигло НПП РК к инициативе разработки единой, сквозной модели профориентационной ориентации с обязательным включением элементов профессиональной диагностики.
Острая необходимость в объединении усилий образовательных учреждений, государственных и производственных структур в организации профессиональной ориентации не только школьников, но и взрослого безработного населения явилось одной из основных задач проведения конференции.
Оставьте комментарий:
Комментарии:
Нурс
Нурс
арман
Айзере
Bekbolat