Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Глава государства подписал проект Предпринимательского кодекса

30 Октября 2015
10812 просмотров

Масштабные изменения в законодательстве о защите конкуренции

30 октября 2015 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал проект Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. С принятием кодекса Закон РК «О конкуренции» утратит силу, и положения названного Закона переходят в раздел «Экономическая конкуренция» нового кодекса.

В стенах Парламента РК после интенсивной дискуссии с активным участием Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» (далее - НПП  «Атамекен») по обсуждению проекта Предпринимательского кодекса принят ряд новелл, направленных на совершенствование законодательства в области защиты конкуренции, в частности, изменение критериев определения доминирующего положения субъектов рынка, поэтапная отмена ведения реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение и их отчетности, введение институтов уведомления, согласительной комиссии, приведение понятия «картель» Модельному закону о конкуренции, трансформация направления деятельности антимонопольного органа.

1. Изменение критериев определения доминирующего положения субъектов рынка

Факт занятия доминирующего положения на определенном товарном рынке признавался лишь на основании контроля субъектом рынка незначительной доли товарного рынка (35% при одностороннем доминировании и 15% при коллективном доминировании) без учета обязательного к применению ряда важных качественных критериев.

В соответствии с новыми дополнениями, на основе предложений НПП «Атамекен» односторонним доминированием признается:

- если доля субъекта на рынке составит 35 и более процентов и при совокупности следующих обстоятельств:

1) возможность субъекта рынка в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на товарном рынке;

2) наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;

3) продолжительность существования возможности субъекта рынка оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

- если доля субъекта на рынке составит 50 и более процентов. В этом случае достаточно превышение субъектом рынка порогового значения без учета дополнительных критериев.

В соответствии с новыми поправками коллективное доминирование будет признаваться, если совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов, или совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов и при совокупности следующих обстоятельств:

1) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей субъектов рынка неизменны или подвержены малозначительным изменениям;

2) реализуемый или приобретаемый субъектами рынка товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

3) информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Применение в совокупности доли и ряда важных критериев позволит объективно установить положение субъекта на товарном рынке.   

2. Поэтапная отмена ведения реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, и их отчетности

С 2016 года антимонопольный орган будет вести реестр только регулируемых рынков, а с 2017 года данный реестр отменится полностью и, соответственно, отменится представление периодичной отчетности субъектами-доминантами в антимонопольный орган. Предложение по отмене Реестра неоднократно выносилось НПП «Атамекен» на обсуждение с антимонопольным органом.

В настоящее время в Реестр включены около 900 субъектов рынка, в том числе субъектов МСБ. Отмена обязательной периодической отчетности перед антимонопольным органом позволит им экономить трудовые, финансовые затраты и сконцентрироваться на производственных вопросах.

3. Введение института уведомления

Впервые, по предложению НПП «Атамекен», в антимонопольное законодательство вводится понятие «институт уведомления» - это когда в отношении лица, в действиях которого усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, в частности, за:

установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене;

необоснованный отказ от заключения договора или от реализации товара с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара либо уклонение, выразившееся в непредставлении ответа на заключение такого договора в срок, превышающий тридцать календарных дней;

необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки, не проводится расследование без вынесения уведомления.

В случае если субъект рынка выполнит условия уведомления, в отношении него расследование не проводится и лицо не привлекается к административной ответственности.

4. Введение института согласительной комиссии

Вводится инсититут «согласительной комиссии» при проведении антимонопольным органом расследования, в состав которого помимо сотрудников антимонопольного органа войдут независимые эксперты объекта расследования. Согласительная комиссия будет рассматривать проект заключения по результатам расследования на предмет полноты и качества в нем доказательств. 

5. Приведение понятия «картель» Модельному закону о конкуренции

Понятие «картель» введено в Закон РК «О конкуренции» (далее – Закон) в мае 2015 года Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам естественных монополий и защите конкуренции». Также указанным законом было предоставлено право антимонопольному органу не уведомлять субъекта рынка, подпадающего под проверку по признакам картеля, о начале расследования («рейд на рассвете»). Однако понятие «картель» было введено в широком смысле, где под термин подпадают также антиконкурентные согласованные действия, которые, по сути, не требуют наличия доказательства соглашения (сговора) между участниками. Такое расширенное определение понятия «картель» предоставляет право антимонопольному органу не уведомлять субъекта рынка, в действиях которых усматриваются признаки антиконкурентных согласованных действий, о начале расследования.

НПП «Атамекен», не соглашаясь с таким подходом антимонопольного органа, предложила сузить понятие «картель», ограничившись антиконкурентными соглашениями и, учитывая, что принятие решения о проведении расследования в отношении предпринимателя не означает его виновность, предложила уведомлять предпринимателя о начале расследования на момент проведения расследования.

Предложение НПП «Атамекен» было одобрено депутатами и в новой редакции кодекса понятие «картель» сужено и приведено в соответствие с Модельным законом о конкуренции, установлена обязанность антимонопольного органа вручить копию приказа объекту расследования, в действиях которого усматривается признаки картеля, в момент проведения расследования.

6. Трансформация направления деятельности антимонопольного органа.

Деятельность антимонопольного органа при проведении расследований направлена, в основном, на выявление фактов ущемления прав потребителей, нежели фактов ограничения конкуренции на товарном рынке. Тем самым антимонопольный орган не способствовал развитию и защите конкуренции и не служил в качестве меры поддержки бизнеса, а скорее, являлся органом для борьбы с бизнесом для удовлетворения прав потребителей.

В соответствии с новой редакцией кодекса антимонопольный орган не будет проводить расследования, связанные с ущемлением прав потребителей при антиконкурентных согласованных действиях и недобросовестной конкуренции. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры