Крупные бренды уходят из торговых центров «на улицу»
Предприниматели страдают из-за повышения цены на аренду помещений в ТРЦ, которая привязана к иностранной валюте
Все предприятия торговли арендуют помещения и напрямую зависят от стоимости аренды. В зависимости от направления бизнеса эта статья расходов составляет от 5% до 30% от товарооборота компании. При повышении стоимости аренды, которая в большинстве договоров аренды нежилых помещений имеет привязку к иностранной валюте, для сохранения уровня рентабельности предприниматель должен либо повышать конечную цену товара, либо держать цену на нынешнем уровне для сохранения спроса.
Эксперты отмечают, что арендаторы вынуждены более жестко вести переговоры с моллами на фоне падения трафика и продаж на 35-40% даже в популярных торговых центрах. Кроме того, значительно снижается сумма среднего чека.
В 2015 году ритейлеры как в Казахстане, так и в России продолжат снижение затрат, и будут рассматривать помещения только в тех торговых центрах, где трафик вызывает меньше всего сомнений и арендная ставка адекватна сниженному спросу. «В целом, если девелоперы рассчитывают, что профессиональные ритейлеры будут открывать новые интересные бренды в их торговых центрах, владельцы торгово-развлекательных центров должны вести гибкую арендную политику. Например, отменить привязку к доллару в договорах аренды, компенсировать расходы на отделку, предоставлять каникулы на оплату во время ремонта помещения», - считает секретарь секретариата торговли Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Жибек Ажибаева.
Так, по словам Ажибаевой, сегодня крупные бренды рекомендуют оставить несговорчивых владельцев торгово-развлекательных центров и делать ставки на стрит-ритейл. Уровень продаж узнаваемых марок сегодня выше на улице, нежели в ТРЦ, так как владельцы отдельно стоящих магазинов более лояльны в отношении своих арендаторов.
«Например, «KIMEX и Grazie» существуют на рынке уже более 20 лет. Если взять пятерку топовых магазинов, то как раз четыре из пяти - это стрит-ритейл. То есть эти магазины на улицах более активны, чем те, что находятся в ТРЦ. К тому же арендодатели стрит-ритейла идут на уступки легче, чем владельцы ТРЦ», - добавила она.
Тем не менее стрит-ритейл может быть хорош только для узнаваемых брендов, а менее известные магазины обычно мало привлекают прохожих, и для них наилучшая позиция - продавать в ТРЦ, куда люди приходят конкретно за покупками.
В связи с остатками из старой коллекции также увеличиваются затраты на складское хранение. Логистика и таможенные платежи составляют львиную долю себестоимости товара. Остатки доходов составляют 40-50%. В результате ритейлеры снижают заказ на следующий сезон порядка на 50-60%. При наличии какого-то оборота ритейлеры пытаются оттягивать дисконт, но рынок все равно вынуждает, остатки все равно остаются. Кроме того, ритейлеры по многим нишевым продуктам в рамках сети снижают наценки, чтобы хоть как-то в тенговой цене оставаться более доступными для среднего потребителя.
«В связи с переходом к свободно плавающему обменному курсу на сегодняшний день проводится еженедельный мониторинг цен на товары первой необходимости. Данный мониторинг показал, что наблюдается тенденция
к повышению цен на продовольственные товары как отечественного, так и импортного производства. Тем не менее в группе непродовольственных товаров идет планомерное повышение цен на товары первой необходимости. Все, что касается промышленной группы, товары, которые импортируются в Казахстан (импортная одежда, обувь и т.д.), то на эти товары цены повысились на 20-40%», - констатировала представитель НПП.
Сегодня Казахстан зависит от импортных товаров, так как в стране низкая локализация производства, поэтому обесценение тенге вызвало необходимость поднятия цен по многим товарным группам.
В целях исключения дефицита ГСМ марки Аи 92-93, Правительством было принято решение отказаться от регулирования цен на бензин в Казахстане. После отмены регулирования цен на бензин произошло резкое увеличение цен в сфере торговли, перевозок и общественного транспорта.
«Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным на площадке НПП РК «Атамекен» провести рабочую встречу с участием представителей торгово-развлекательных центров, банков второго уровня и управления предпринимательства и промышленности акимата города Астаны для обсуждения проблемных вопросов аренды торговых площадей», - заключила она.
Оставьте комментарий:
Комментарии:
Беимхан
2. Как может ТРЦ отказаться от привязки к доллару, если у девелопера кредит в долларах? Тут надо привлекать и банков, но банк тоже где-то покупал этот "кредит" в долларах. Замкнутый круг? Но этот вопрос можно решить, если все стороны вместе сядут за стол переговоров
3. Все "правильные" ТРЦ представляют арендатором каникулы во время ремонтных работ, но иногда есть фактор "жадности" со стороны не самого владельца объекта, а менеджеров, но еще и арендатор должен четко определят срок открытия.
4. Компенсировать отделочные работы. Тут надо границу четко определят, это конечно хороший инструмент в руках девелопера, если он этого сможет сделать, но опять такие девелопер не благотворительная организация. Если бренд на самом деле интересный, и арендатору надо помочь в начале, то есть другой механизм, девелопер может сделать ремонт магазина в рассрочку или включить расходы в стоимость аренды на вес срок договора.
5. Street Retail. У нас не было культуры стрита практически. В Алматы это было Арбат и улица Гоголя, но туда ходят только гипер-лояльные клиенты, а в Астане проспект Республики есть. К сожалению, предпосылка для развития стрита пока нет не в Алматы, не в Астане. Причин много. В других мегаполисах помещения на стритах принадлежат городу, и город может унифицировать этот вид торговли. А у нас разные владельцы, что приводит в бардачной системе, разные соседства и так далее.
6. В статье нет одного из главных пунктов! Сервис со стороны арендаторов. ТРЦ дает площадку для торговли, привлекая трафик, но девелопер не будет за арендатора продавать его продукции. Больше половины, если не большинство покупателей не довольны сервисом в магазинах, в кафе и так далее. Тут надо девелоперу создать свою собственную службу контроля качества (проверят витрины магазинов, делать таинственные покупки для определения слабых мест в сервисе и так далее). Эта служба должна тесно работать с арендаторами, на любом уровне от директора магазина до топ менеджеров.
Заключение: Девелопер и арендатор должен вести открытий диалог, они от этого получить только плюс. Но, они не должны забывать про НЕГО, про ПОКУПАТЕЛЯ.