Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

«Атамекен» предлагает усилить общественный контроль

27 Марта 2018
5264 просмотров

Соответствующие организации будут дисциплинировать предпринимателей

Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» проведен анализ и выработаны предложения по профилактике таких происшествий, как пожары в местах массового скопления, ситуация с пассажирскими перевозками, возгорание автобуса на трассе в Актюбинской области, падение лифтов в жилых комплексах Астаны, случаи массового отравления в пунктах общественного питания.

Одной из главных причин возникновения вышеуказанных случаев является недобросовестная предпринимательская деятельность и несоблюдение требований безопасности.

НПП РК «Атамекен» защищает и поддерживает добросовестных, законопослушных предпринимателей.

Для минимизации нарушений предпринимателей Нацпалатой предложены следующие инициативы.

Это - усиление обществ по защите прав потребителей. В целях устойчивого развития страны считаем необходимым создание системы, равно обеспечивающей интересы как государства и бизнеса, так и общества в целом, в частности потребителей.

Государственный контроль снижается, количество проверок уменьшается, но, чтобы не создавать вакуум и атмосферу вседозволенности предпринимателей - «Атамекен» предлагает усилить общественный контроль путем развития сферы защиты прав потребителей.

Для бизнеса общественный контроль предпочтительнее государственного, и население больше будет доверять итогам общественного контроля. К тому же подобные меры будут способствовать повышению уровня правовой грамотности самого населения.

Соответствующие организации обеспечат защиту интересов населения и будут дисциплинировать предпринимателей соблюдать нормы законодательства.   

Для того, чтобы в сферу пришли квалифицированные специалисты, на начальном этапе развития, считаем необходимым бюджетное финансирование, размещение госзаданий по созданию и поддержке обществ по защите прав потребителей.

Следующее - усиление требований к предпринимателям в отраслях, имеющих наибольший риск ущемления и нарушения прав населения.

К примеру, ситуации с возгоранием автобусов и городскими автобусными перевозками наглядно показали необходимость больших реформ в этой сфере.

«Атамекеном» совместно с госорганами (МИР, МВД, МНЭ) разработана Комплексная программа (дорожная карта) по развитию автобусных перевозок. В рамках данной программы предусмотрено усиление требований и ответственности при осуществлении автобусных перевозок.

Будут внедрены такие новшества, как электронное билетирование пассажиров, детализация ответственности организаторов и перевозчиков регулярных автобусных маршрутов в типовом договоре, поэтапное ограничение эксплуатации автобусов на нерегулярных междугородных и международных сообщениях по срокам их эксплуатации (с 2019 г. старше 25 лет и 2025 г. старше 12 лет), запрет регистрации автобусов большого класса категории М3 (с габаритной длиной более 10,5 м, масса которых превышает 5т.) на физические лица, обязательного наличия в каждом автобусе лицензионной карточки (с указанием государственного регистрационного номера автобуса и срока действия), которая оформляется на транспортное средство перевозчика, имеющего лицензию для осуществления деятельности нерегулярных перевозок.

В настоящее время программа на стадии согласования с государственными органами. По итогам согласования программа будет вынесена на заседание Правительства РК.

Аналогично требуется усиление требований и в сфере лифтового хозяйства.

В целом, лицензирование деятельности по монтажу и обслуживанию лифтов было отменено еще в 2012 году, до создания Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен». Вместе с тем, лицензирование не является «панацеей» в данном случае, так как оно всего лишь ограничивает доступ на рынок.

Основные причины ухудшения ситуации кроются в отсутствии надлежащего надзора со стороны уполномоченных органов, из-за коллизии в законодательстве между Законом РК «О гражданской защите», в котором предусмотрен только контроль за безопасной эксплуатацией лифтов на объектах жилищно-коммунального хозяйства и предпринимательским кодексом, в котором предусмотрен только надзор. Данные обстоятельства не позволяли госорганам проводить проверки, при этом соответствующие госорганы не пытались активно устранить эти противоречия. 

Кроме того, в Казахстане действует Неправительственный стандарт СИ-18-2017 «Лифты, эскалаторы, подъемники инвалидные. Правила обращения, требования безопасности к оборудованию, сервисному обслуживанию и установке» (далее – НПС). НПС включает в себя все требования к лифтовому оборудованию и устанавливает требования к предприятиям, обслуживающим лифты.  

Но требуется повышение статуса документа до Национального стандарта, что позволит госорганам проверять его соблюдение и применять его в качестве ссылочного в правовых актах. В настоящее время заявка по переводу НПС в Нацстандарт подана. Ориентировочные сроки принятия Национального стандарта – июль 2018 года.

Впоследствии в соответствующих нормативных правовых актах МИО будет предусмотрена норма о необходимости соблюдения требований Национального стандарта при осуществлении деятельности по монтажу и обслуживанию лифтов.

И последнее, НПП РК «Атамекен» предлагает создание Национальной системы Рейтингов, к примеру, объектов общественного питания, отелей, торговых центров, компаний-таксоперевозок и т.д.

Полагаем, что процесс становления казахстанского бизнеса завершился и пришло время повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг через создание казахстанских брендов, узнаваемых на международном рынке.

Достичь этого возможно через принцип «здоровой конкуренции и состязательности», который прежде всего позволяет улучшать качество предоставляемых товаров, работ и услуг.

Инструментом при этом должна выступать система рейтингов – независимая оценка и ранжирование субъектов предпринимательской деятельности согласно мнению потребителей, официальной финансовой отчетности с целью оптимизации бизнес-процессов и налаживания принципа справедливых социально-экономических взаимоотношений в бизнесе на локальном и глобальном рынках.

Таким образом, система рейтингов, базирующаяся в первую очередь на мнении потребителей, позволит стимулировать бизнес к повышению качества товаров, работ и услуг, а также уровня клиентоориентированности.

Яркими международными примерами рейтингов является Красный гид Мишлен в сфере общественного питания, звездная система классификации гостиниц Всемирной туристской организации.

Для стимулирования и мотивации предпринимателей Национальную систему рейтингов можно привязать к системе госконтроля – выше в рейтинге, меньше проверок


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры