«Атамекен» предлагает усилить общественный контроль
Соответствующие организации будут дисциплинировать предпринимателей
Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» проведен анализ и выработаны предложения по профилактике таких происшествий, как пожары в местах массового скопления, ситуация с пассажирскими перевозками, возгорание автобуса на трассе в Актюбинской области, падение лифтов в жилых комплексах Астаны, случаи массового отравления в пунктах общественного питания.
Одной из главных причин возникновения вышеуказанных случаев является недобросовестная предпринимательская деятельность и несоблюдение требований безопасности.
НПП РК «Атамекен» защищает и поддерживает добросовестных, законопослушных предпринимателей.
Для минимизации нарушений предпринимателей Нацпалатой предложены следующие инициативы.
Это - усиление обществ по защите прав потребителей. В целях устойчивого развития страны считаем необходимым создание системы, равно обеспечивающей интересы как государства и бизнеса, так и общества в целом, в частности потребителей.
Государственный контроль снижается, количество проверок уменьшается, но, чтобы не создавать вакуум и атмосферу вседозволенности предпринимателей - «Атамекен» предлагает усилить общественный контроль путем развития сферы защиты прав потребителей.
Для бизнеса общественный контроль предпочтительнее государственного, и население больше будет доверять итогам общественного контроля. К тому же подобные меры будут способствовать повышению уровня правовой грамотности самого населения.
Соответствующие организации обеспечат защиту интересов населения и будут дисциплинировать предпринимателей соблюдать нормы законодательства.
Для того, чтобы в сферу пришли квалифицированные специалисты, на начальном этапе развития, считаем необходимым бюджетное финансирование, размещение госзаданий по созданию и поддержке обществ по защите прав потребителей.
Следующее - усиление требований к предпринимателям в отраслях, имеющих наибольший риск ущемления и нарушения прав населения.
К примеру, ситуации с возгоранием автобусов и городскими автобусными перевозками наглядно показали необходимость больших реформ в этой сфере.
«Атамекеном» совместно с госорганами (МИР, МВД, МНЭ) разработана Комплексная программа (дорожная карта) по развитию автобусных перевозок. В рамках данной программы предусмотрено усиление требований и ответственности при осуществлении автобусных перевозок.
Будут внедрены такие новшества, как электронное билетирование пассажиров, детализация ответственности организаторов и перевозчиков регулярных автобусных маршрутов в типовом договоре, поэтапное ограничение эксплуатации автобусов на нерегулярных междугородных и международных сообщениях по срокам их эксплуатации (с 2019 г. старше 25 лет и 2025 г. старше 12 лет), запрет регистрации автобусов большого класса категории М3 (с габаритной длиной более 10,5 м, масса которых превышает 5т.) на физические лица, обязательного наличия в каждом автобусе лицензионной карточки (с указанием государственного регистрационного номера автобуса и срока действия), которая оформляется на транспортное средство перевозчика, имеющего лицензию для осуществления деятельности нерегулярных перевозок.
В настоящее время программа на стадии согласования с государственными органами. По итогам согласования программа будет вынесена на заседание Правительства РК.
Аналогично требуется усиление требований и в сфере лифтового хозяйства.
В целом, лицензирование деятельности по монтажу и обслуживанию лифтов было отменено еще в 2012 году, до создания Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен». Вместе с тем, лицензирование не является «панацеей» в данном случае, так как оно всего лишь ограничивает доступ на рынок.
Основные причины ухудшения ситуации кроются в отсутствии надлежащего надзора со стороны уполномоченных органов, из-за коллизии в законодательстве между Законом РК «О гражданской защите», в котором предусмотрен только контроль за безопасной эксплуатацией лифтов на объектах жилищно-коммунального хозяйства и предпринимательским кодексом, в котором предусмотрен только надзор. Данные обстоятельства не позволяли госорганам проводить проверки, при этом соответствующие госорганы не пытались активно устранить эти противоречия.
Кроме того, в Казахстане действует Неправительственный стандарт СИ-18-2017 «Лифты, эскалаторы, подъемники инвалидные. Правила обращения, требования безопасности к оборудованию, сервисному обслуживанию и установке» (далее – НПС). НПС включает в себя все требования к лифтовому оборудованию и устанавливает требования к предприятиям, обслуживающим лифты.
Но требуется повышение статуса документа до Национального стандарта, что позволит госорганам проверять его соблюдение и применять его в качестве ссылочного в правовых актах. В настоящее время заявка по переводу НПС в Нацстандарт подана. Ориентировочные сроки принятия Национального стандарта – июль 2018 года.
Впоследствии в соответствующих нормативных правовых актах МИО будет предусмотрена норма о необходимости соблюдения требований Национального стандарта при осуществлении деятельности по монтажу и обслуживанию лифтов.
И последнее, НПП РК «Атамекен» предлагает создание Национальной системы Рейтингов, к примеру, объектов общественного питания, отелей, торговых центров, компаний-таксоперевозок и т.д.
Полагаем, что процесс становления казахстанского бизнеса завершился и пришло время повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг через создание казахстанских брендов, узнаваемых на международном рынке.
Достичь этого возможно через принцип «здоровой конкуренции и состязательности», который прежде всего позволяет улучшать качество предоставляемых товаров, работ и услуг.
Инструментом при этом должна выступать система рейтингов – независимая оценка и ранжирование субъектов предпринимательской деятельности согласно мнению потребителей, официальной финансовой отчетности с целью оптимизации бизнес-процессов и налаживания принципа справедливых социально-экономических взаимоотношений в бизнесе на локальном и глобальном рынках.
Таким образом, система рейтингов, базирующаяся в первую очередь на мнении потребителей, позволит стимулировать бизнес к повышению качества товаров, работ и услуг, а также уровня клиентоориентированности.
Яркими международными примерами рейтингов является Красный гид Мишлен в сфере общественного питания, звездная система классификации гостиниц Всемирной туристской организации.
Для стимулирования и мотивации предпринимателей Национальную систему рейтингов можно привязать к системе госконтроля – выше в рейтинге, меньше проверок.
Оставьте комментарий:
Комментарии: