Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Казахстанцы стали экономить на еде

13 Октября 2015
8808 просмотров

Продажи продовольственных товаров упали с 9,3% в 2014 году до 0,8% в 2015 году

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, всего 2,8% составил рост физического объема розничной торговли в Казахстане в январе-августе 2015 года против аналогичного периода предыдущего года. С начала года этот показатель не поднимался выше 5%, тогда как в прошлом году уверенно держался выше 10%, лишь в одном из периодов опустившись до 8,4%.

«Основной удар ощутили на себе торговые предприятия. По ним официальная статистика показала рост всего на 0,4%. Индивидуальные предприниматели и рынки чувствуют себя более уверенно, с показателем роста в 6% (в прошлом году он составил 7,1%). Если перевести язык цифр на язык бизнеса, получается, что потребители стали меньше покупать и мигрировать из крупных форматов в маленькие магазины и на рынки», - сообщила секретарь секретариата комитета торговли Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Жибек Ажибаева.

Так, по ее словам, основное снижение индекса физического объема розничных продаж произошло в категории продовольственных товаров - с 9,3% в прошлом году до 0,8% в январе-августе 2015 года. В категории непродовольственных товаров все еще наблюдается рост на уровне 3,7%, однако это все равно значительно ниже прошлогодних 10,8%.

«В первую очередь покупатели сокращают расходы на товары не первой необходимости. Данные отчета Nielsen Kazakhstan FMCG Report подтверждают эту тенденцию: в отрицательную зону по динамике продаж за последний год ушли такие категории, как шоколадные изделия, снэки, предметы бытовой химии», - констатировала Ажибаева.

Вместе с тем, потребители в разных регионах Казахстана ведут себя неодинаково. Самые низкие темпы роста на сегодняшний день демонстрируют Алматы, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская области. Часть этих регионов граничит с Россией, которая тоже продолжает оказывать влияние на розничные продажи в Казахстане.

Следующие цифры наглядно показывают масштаб происходящего. Оборот розничной торговли в январе-августе 2014 - 3656,3 млрд. тенге; продажа рубля обменными пунктами – на 104 млрд. тенге (при пересчете по среднемесячному обменному курсу НБРК), то есть условно 6% от розничного товарооборота. Те же цифры за январь-август 2015 года: оборот розничной торговли – 3877,2 млрд. тенге; продажа рубля – на 297 млрд. тенге, или условные 17% от оборота.

«Маловероятно, что рубль используется казахстанским населением как резервная валюта. Дело скорее в том, что Казахстан теряет розничные продажи в пользу России», - отметила представитель секретариата торговли НПП.

Ажибаева подчеркнула, что конкурентоспособность казахстанских предприятий падает, падает и экспорт товаров в Россию. Более того, отечественная продукция вытесняется российскими производителями с казахстанского рынка. «Казахстанцы, пользуясь возможностью, переключаются на покупку российских товаров или ездят на шопинг в Россию, что, как показывают цифры, негативным образом сказывается на конъюнктуре казахстанского рынка», - добавила она.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры