Ключ к успеху – Региональная карта
В Алматы обсуждали формирование Региональной карты размещения производств
Определить особенности специализации регионов для развития и открытия новых производств, а, возможно, и новых отраслей, поможет Региональная карта развития предпринимательства.
Как и в каком направлении лучше развиваться самому крупному мегаполису Казахстана? Где, какие плюсы и минусы? Эти и другие вопросы горячо обсуждались в Палате предпринимателей Алматы. На совещании, которое проходило в форме открытого диалога приняли участия представители Бизнеса, госорганов, «Агентство по исследованию рентабельности инвестиций», АО «Kaznex Invest» и Фонд «Даму».
По мнению члена Регионального совета Палаты предпринимателей, президента Казахстанской Ассоциации промышленности строительных материалов Марала Томпиева, ключевая цель Карты: найти ответ на вопрос - какие отрасли экономики целесообразно создавать в том или ином регионе, какие производства?
«Текущие потребности предпринимателя, будь то малый, средний или крупный бизнес - должны отражаться в этой карте. В нее войдет портфель перспективных инвестиционных проектов, сформированный на основе системного анализа региона, а также плана конкретных мероприятий по улучшению бизнес климата и поиска новых рынков сбыта», - проинформировал Марал Томпиев.
Акиматам карта должна служить ориентиром планирование бюджетных расходов направленных на развитие инфраструктуры, а финансовым институтам она будет полезна при финансировании различных проектов.
Потенциальным инвесторам Карта - хороший ориентир возможных перспектив, вложить инвестиции и открыть новые производственные мощности.
Заместитель директора АО «Агентство по исследованию рентабельности инвестиций» Ануар Буранбаев пояснил, как работает Региональная карта развития предпринимательства.
«Карта не очередная государственная программа. Карта – практическая работа по «приземлению» их всех на регион. Нам всем нужно понять, как использовать те инструменты и возможности, которые дают госпрограммы для развития конкретного региона. Будем честны – коммерческих ресурсов на рынке мало», - отметил Ануар Буранбаев.
По его мнению, многое в госпрограммах зависело от того, насколько авторитетен аким том или ином регионе. И наблюдался своего рода перекос.
«По факту у нас в Казахстане планируются создать три стекольных, и пять цементных заводов, хотя последних уже в стране двенадцать», - поделился Ануар Буранбаев.
Между тем Марал Томпиев считает, что конкуренция между субъектами рынка в отдельном виде продукции приводить к тому, что они становятся сильнее. После этого избыточная масса продукции выходит на экспорт. В качестве примера он привел испанский город Кастельон, где вначале появились несколько заводов по производству керамических плиток. А сейчас их - триста.
«Не надо ограничиваться только рынком Казахстаном. У нас он очень узкий. Надо давать перспективные направления производства с учетом ориентированности на экспорт», - заметил М. Томпиев. - «Если уже говорить о наших цементниках, то они за последние пять лет, превратились из импортеров в экспортеров».
Касательно Алматы, Томпиев считает, что надо расширять северную часть мегаполиса и делать хорошие дороги.
«Все в наших руках. Получается, что местная власть не успевает за потребностями бизнеса», - подчеркнул Томпиев.
Представитель компании «Kaznex Invest» Сауле Ахметова высказала мнение, что государство должно создавать условия для бизнеса, а не указывать на то, чем ему заниматься.
«Мы объездили предприятия, проанализировали все проблемы и выяснили, что для них на первом месте стоит не вопрос денег, а отсутствия информации. На втором – нехватка кадров», - проинформировала Сауле Ахметова.
Она посетовала на то, что нет даже такой информации, как анализ внутреннего рынка.
«Региональная карта должна быть настроена на то, какая информация необходима предпринимателям в данном регионе и какие навыки развивать», - считает представитель «Kaznex Invest».
«Наши предприятия не могут конкурировать уже даже на нашем рынке. Когда мы предлагаем им: «Выходите на экспорт», они говорят, «Зачем нам экспорт? Мы внутри будем». Я им отвечаю: «Вы «внутри» уже конкурируете с экспортером. Нельзя быть конкурентом, не продавая конкретный товар на конкретном рынке. Пока не вышел на экспорт, ты не поймешь, востребован ли твой продукт или нет», - отметила Сауле Ахметова..
Подводя итоги встречи, Марал Томпиев отметил, что результатом совместной работы станет электронный вариант Карты регионального развития. Любой предприниматель сможет зайти туда и посмотреть на перспективные направления. «Конечно, это не догма. Через два года, возможно, ситуация поменяется и Карта где-то потеряет свое значение. Но на данный момент ничего лучшего у нас нет», - считает Марат Томпиев.
По его словам, будет собран полный аналитический обзор, экономические данные региона по отраслям, инфраструктура, человеческий капитал, доступ к финансированию, программы развития, господдержка и потенциальные рынки сбыта.
«В Карте будут расписаны все 16 регионов Республики Казахстан с перспективными направлениями развития бизнеса. Будут учтены все проектные инициативы от акиматов и финансовых институтов. Думаю, что данная Карта получит всеобщую поддержку и ее возьмут в расчет при составлении «Дорожной Карты Бизнеса», - сказал в заключении Марал Томпиев.
Оставьте комментарий:
Комментарии: