Главное - компетенция
Процедура сертификации сегодня осуществляется пока одним сертификационным органом - республиканским научно-методическим центром.
Три созданных отраслевых центра по сертификации не осуществляют оценку уровня профессиональной подготовленности присвоения квалификации, так как до сих пор не могут пройти процедуру аккредитации.
Об этом на августовском совещании работников технического и профессионального образования «Обновление содержания образования: ориентация на будущее» рассказала начальник отдела развития человеческого капитала РПП Алматы Вера Цзин.
«Методология сертификации, применяемая в РНМЦ, к сожалению, не соответствует требованиям, предъявляемым к оценке соответствия квалификации специалистов в отраслях. Она не приближена к современному содержанию отраслей экономики. Центр фактически не имеет прямых контактов с работодателями и с их отраслевыми республиканскими объединениями», - сказала Вера Цзин.
По ее словам, процедура оценки уровня профессиональной подготовленности за основу берет не оценку профессиональных компетенций, а, в основном, теоретические знания. Сегодня оценивается только сдача теоретического текста. А квалификационная работа принимается по принципу «сдал», «не сдал». При этом те, кто набрал по теоретическому тесту менее 60 баллов, к практическому тесту не допускаются.
«При таком подходе эффективно оценить уровень профессиональной подготовленности практически невозможно. Содержание контрольно-измерительных материалов не базируется на современных требованиях, предъявляемых работодателями к специалистам отрасли. Нередко в тестовых заданиях имеются вопросы по устаревшим технологиям, материалам, оборудованию», - считает Вера Цзин.
Она отметила, что в условиях экспериментального внедрения дуальной технологии обучения, содержание профобразования (учебные планы, программы) должно быть максимально приближено к требованиям конкретных работодателей, а, следовательно, к профессиональным стандартам. Вместе с тем выпускникам колледжей, принявшим участие в эксперименте, на выпуске будут предложены тесты, базирующиеся не на экспериментальных программах, а на типовых, зачастую устаревших, программах.
«Ни для кого не секрет, что сертификат, выданный РНМЦ, фактически не востребован ни выпускниками, ни работодателями», - заметила представитель РПП Алматы.
Вера Цзин коснулась и вопросов составления и сдачи тестов.
Во всем мире теоретические и практические тесты не формализованы как у нас и реально отражают практические задачи. В тестах даются проблемные ситуации в виртуальном формате. Выпускнику предлагают ее решить.
«Не должно быть голых определений. Главное это - практика и компетенция», - подчеркнула Вера Цзин.
По ее мнению, в целях решения проблемы сертификации необходимо передать функций оператора оценки уровни профессиональной подготовленности в ведение НПП РК. Развивать сети сертификационных центров при отраслевых ассоциациях.
Для этого нужно создать безбарьерные условия аккредитации сертификационных центров при отраслевых ассоциациях. Переориентировать процедуры ОУПП преимущественно на оценку профессиональных компетенций.
Говоря о сертификации, представитель РПП упомянула о том, что не должно быть разделения на выпускников и специалистов.
«Ведь когда выпускник выходит на работу, к нему такие же требования, как к любому другому сотруднику», - заметила В.Цзин.
Особое внимание она уделила вопросу совершенствования нормативно-правового обеспечения.
«Сегодня при НПП создана рабочая группа по разработке закона «О профессиональном образовании». Через него будут внесены те статьи, которых нет в нынешнем законе, в том числе и о сертификации», - проинформировала представитель РПП Алматы.
Вера Цзин рассказала и о несуразицах и в существующем законодательстве.
Например, по 125 приказу Министерства образования и науки РК, основанием выдачи дипломом является сертификат ОПП.
«Хотя этого нет ни в одном законе и ни в одном нормативом документе. Палата задала вопрос министерству «Почему? Ведь основанием выдачи диплома во всем мире считается квалифицированный экзамен в учебном заведении. Ты отучился, значит, ты уже получил квалификацию», - отметила Вера Цзин.
В заключение Вера Цзин призвала корпус ТиПО, экспертов вместе работать над законом о сертификации, поскольку он нуждается в совершенствовании.
«Учебные заведения будут востребованы только тогда, когда они будут нужны работодателям», - подытожила Вера Цзин.
На совещании присутствовали представители Управления образования, руководители колледжей и работодатели.
Оставьте комментарий:
Комментарии: