Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Постичь искусство медиации

08 Июля 2015
11125 просмотров

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» организовала тренинг по вопросам медиации в арбитраже

Напомним, в настоящее время в законодательство вносятся изменения, предусматривающие медиацию в процессе арбитражного (третейского) разбирательства.

Тема медиации наиболее актуальна в деловой среде, поскольку предприниматели часто бывают вовлечены в какие-либо споры, которые можно решить, не доводя до суда (поскольку не у всех есть время для судебного разбирательства). В таких случаях наиболее приемлемым методом является альтернативное разрешение споров путем привлечения медиаторов.

Кто может быть медиатором? Какую роль медиатор выполняет в разрешении конфликта, и какими качествами должен обладать, чтобы достичь положительного результата?

Об этих и других качествах специалиста по медиации рассказала тренер - медиатор Гульнара Жандосова на семинаре в НПП. По ее словам, цель проводимого мероприятия - предоставить медиативные компетенции действующим арбитрам, первичные знания по медиации. Как считает тренер, в нынешних условиях медиативные компетенции необходимы не только медиаторам, но и судьям и арбитрам.

«Арбитры, осуществляя свою деятельность, зачастую сталкиваются с конфликтами сторон. От того, как  поведет себя арбитр в той или иной ситуации, будет зависеть снижение конфликтности между сторонами, участвующими в споре, и насколько это решение будет способствовать защите интересов или удовлетворения интересов обеих сторон», - пояснила Гульнара Жандосова.

При этом она отметила, что медиация наиболее применима в предпринимательской среде, где как раз и пригодится умение быстро и до суда разрешить все имеющиеся спорные вопросы, не нанося урон ни себе, ни окружающим.  

«Арбитр сегодня выступает не только как судья, а в качестве специалиста, призванного разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое устроило бы всех участников конфликта», - рассказала Гульнар Жандосова.

По ее словам, прибегнув к помощи медиаторов, стороны могут избежать материальных затрат, поскольку обращение в суд предполагает не только оплату  услуг адвоката, но и уплату госпошлин, причем на всех уровнях. Боле того, в случае конфликта с партнерами по бизнесу с помощью медиаторов удается сохранить с ними взаимоотношения, что тоже немаловажно.  

«Медиация не работает с позициями сторон, она работает с интересами сторон», - подчеркнула тренер.

По ее словам, спорные вопросы можно урегулировать, оформив дополнительное соглашение, заключить договор, имеющий законную силу. Между тем, как утверждает Гульнара Жандосова, в любом бизнесе, где существуют две стороны, конфликт неизбежен, но его все же не надо бояться. 

«Конфликт - это движение вперед, это необходимость изменения той или иной ситуации.  И нужно выработать правильное поведение сторон участников конфликта, с чем как раз и работает арбитр, имея медиативные навыки», - считает тренер-медиатор.

Как отметил участник тренинга, старший юрист компании White &Case в Казахстане Семен Иссык, на данном семинаре он получил достаточно обширную информацию о роли и функциях медиатора.

«Безусловно, для меня, как для профессионального юриста, важны не столько юридические знания, а в большей степени навыки общения со сторонами спорной ситуации психологического характера, умение правильно разговаривать с ними. Причем, как не раз подчеркивала тренер, желательно не употреблять слово «конфликт», а использовать другие, более мягкие понятия («вопрос» или «ситуация»), априори располагая стороны к тому, что спор можно разрешить путем медиации», - отметил он.

По его мнению, сугубо сухое знание законодательства еще не делает человека способным помочь сторонам найти компромиссное решение. А знание закона вкупе с умением слушать, грамотно обращаться со сторонами и организововать общение между ними могут произвести тот самый эффект, которого и ожидают стороны, обращаясь к медиатору.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры