Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Своя мебель ближе к дому

04 Июня 2015
13001 просмотров

В каждом регионе Казахстана предлагают создать «Мебельный город» 

В каком состоянии сегодня находится мебельная отрасль Казахстана и что ей мешает нормально развиваться? Как повысить производительность труда в этой сфере? Есть ли у казахстанских мебельщиков шансы занять прочное положение на внутреннем рынке? Какую помощь от государства ждут отечественные производители мебели? На эти и другие актуальные вопросы мы попросили ответить учредителя ТОО «ДСП-Центр» из г. Алматы Ержана САДЫКОВА. Нашему собеседнику не понаслышке знакомы проблемы отрасли - производством мебели он занимается с 1997 года.

- Ержан Шакиржанович, Вы проработали в этой отрасли почти 20 лет,  а потому, думается, изнутри знаете все болевые точки данного производства. Почему сегодня 70 процентов рынка занимает импортная продукция, а отечественная мебель занимает всего 30 %? В чем, на Ваш взгляд, основные проблемы мебельного бизнеса в Казахстане?

- В первую очередь, это сырьевая зависимость от импорта. Высококонкурентный рынок, в котором мы уже отстаем, и после вступления в Таможенный Союз ситуация еще больше обострилась. Это, одновременно, и новые возможности, и угрозы. Учитывая проблемы мебельной отрасли на нынешнем этапе, считаю, что это пока больше угроза.

Технические возможности местных производителей не позволяют масштабно выходить на рынки государств ТС, а производители мебели России, Беларуси, Украины весьма комфортно чувствуют себя на нашем рынке. Мало того, есть основания полагать, что они не всегда прозрачно действуют.

Также у нас наблюдается низкая производительность труда. Малые и средние предприятия,  составляющие основу производства мебели в Казахстане, размещают производства в неприспособленных для производства помещениях (здания детских садов, подвалы и т.п.). Это ведет к усложнению производственной логистики, а, значит, к удорожанию и снижению конкурентоспособности отечественных производителей.

Если вернуться к  теме сырьевой зависимости от импорта, то, на мой взгляд, нам необходимо развивать собственное производство сырья и комплектующих для производства мебели, обеспечить отрасль качественными современными материалами. Если обеспечение «хлебом» мебельной промышленности, - ламинированным ДСП, - задача сложная и требует значительных инвестиций, то обеспечение прочими комплектующими для производства мебели (например, мебельных фасадов, мебельной кромки, плит акриловых и т.п.) задача вполне по силам местным производителям.

На мой взгляд, в Алматы и в других крупных регионах нужно создать сеть фабрик по  производству ламинированного ДСП. Опора в этом процессе должна быть сделана на лидеров отрасли, поставляющих сырье для производителей мебели. При этом стоит задача не в полном обеспечении всей потребности в ЛДСП, а в увеличении ассортимента декоров, что позволит мебельным предприятиям гибко выстраивать свою ассортиментную политику.

В дальнейшей перспективе - строительство завода по производству шлифованного ДСП и ЛДСП в лесных районах Казахстана. Но (!) только через привлечение крупных концернов, имеющих опыт и возможности для развития подобного проекта. Масштабный проект требует значительной сырьевой базы, наличия леса, рынка потребления мебельной плиты.  Все это в Казахстане есть, но для одного завода с учетом окупаемости проекта этого недостаточно. Размещение на востоке или севере Казахстана позволит работать и на близлежащие области России. Требуются серьезные расчеты.

- А сколько в Казахстане мебельных предприятий? Насколько они технически и технологически оснащены, чтобы смело конкурировать с производителями  других стран? Ведь не секрет, что в мебельных салонах потребителям очень часто предлагают импортную продукцию?

- По данным Агентства по статистике, на 1 мая 2015 года зарегистрировано 655  фактически действующих мебельных предприятий, из которых 646 - это малые предприятия и 9 - средние, в том числе  621 предприятие с частной формой собственности и 23 - с иностранным участием. Крупных в нашей отрасли нет.

Если брать соотношение «импорт» и собственное производство», то в 2014 году объем импорта в Республику Казахстан снизился на 15,6%, между тем собственное производство уменьшилось на 34,3%. (Импорт составляет 72%, а собственное производство – 28%). Основными поставщиками мебели на рынок Казахстана являются Россия, Китай, Украина, Беларусь, Италия, Турция, Корея и т.д. Мизерный процент составляют поставки из Грузии.

Если брать в разрезе регионов Казахстана, то отрасль достаточно динамично развивается  в  Алматы, далее следуют Павлодарская, Западно-Казахстанская области и т.д.  

Что касается технической и технологической оснащенности  отечественных мебельных предприятий, это, на мой взгляд, так называемое «слабое звено» наших мебельщиков. К примеру, если наши производители до сих пор используют циркулярку, лобзик, или, максимум, пакетную пилу, то конкуренты - современные пильные и обрабатывающие центры с числовым программным управлением (ЧПУ).  Увы, устаревшие технологии не дают эффективно развиваться мебельной отрасли в стране. Требуется перевооружение отрасли, поощрение закупок станков и оборудования.

Одна из возможных мер господдержки  - субсидирование процентных ставок при закупке станков и оборудования для технической модернизации отрасли. Начинать надо с малых предприятий. Надо внедрять в технологические процессы недорогие и производительные станки и оборудование. Это позволит быстро и достаточно экономно перевооружиться и повысить производительность труда.

Нужно создать центры технической и сервисной поддержки мебельных предприятий в целях повышения эффективности производства. На рынке труда в Казахстане очень мало подготовленных специалистов, способных обеспечивать быстрый и качественный ремонт и консалтинг. Это ведет к простоям и к снижению производительности труда мебельных компаний, и, в конечном итоге, к  огромным потерям. То, что предлагают на текущем этапе зарубежные компании, очень дорого, долго и неоперативно.

Также, на мой взгляд, необходимо создать 2 или 3 мощные фабрики на основе технологии штрих - кодирования для замещения импорта дешевых стандартных и достаточно качественных изделий (корпусная мебель). Только это позволит выходить на рынки Таможенного Союза, включая Кыргызстан.

Кадровый вопрос тоже одна из причин слабого развития отрасли.  Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров, способных обслуживать современные обрабатывающие центры с ЧПУ и станки для изготовления мебели, нет квалифицированных кадров, имеющих специальное образование. В связи с этим, считаю, что в каждом областном центре на базе существующих колледжей, готовящих специалистов для мебельной промышленности, создать оборудованные учебные классы для обучения мебельщиков.

К тому же у нас нет отечественной дизайнерской школы. Уровень казахстанского мебельного дизайна очень низкий. В основном все делается руками самих предпринимателей, и зачастую - это копирование мирового опыта. Это правильно на начальном этапе развития. Но если мы хотим, чтобы, когда-то появились отличительные черты казахстанской мебели, надо в этом направлении двигаться и создавать собственные дизайнерские школы. В целом, сегодня отсутствует системная государственная поддержка мебельной отрасли.

- В чем Вы видите выход из сложившейся ситуации? Какие меры нужны для поддержки мебельной и деревообрабатывающей отрасли? Каковы в дальнейшем перспективы развития мебельной отрасли? 

- Сейчас главная задача: увеличить и закрепить долю казахстанской мебельной продукции на отечественном рынке до 50%, увеличить экспорт отечественной мебельной продукции на внешние рынки до 10 % от объема внутренней емкости рынка.

Что для этого необходимо предпринять? Сегодня нам нужен основополагающий документ - государственная отраслевая  Программа развития мебельной и деревообрабатывающей отрасли, включающая в себя, в том числе, меры по субсидированию затрат отдельных ключевых инфраструктурных и технологических вопросов. Государство должно заложить механизмы, использование которых позволило бы отрасли выжить. У нас большую часть расходов составляют не сырье и комплектующие, а аренда производственных  и торговых помещений, это самая главная проблема у мебельщиков.

В первую очередь требуется обновление производственного оборудования и линий, необходимы новая техника и материалы, внедрение передового, в том числе зарубежного опыта. Еще одна из задач, повторюсь, подготовка квалифицированных кадров для работы на предприятиях отрасли.

Мы (Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК) предлагаем создать в каждом областном городе территорию под названием «Мебельный город», обеспечить инфраструктурой и коммуникациями, предоставить землю ключевым «якорным» игрокам в мебельном секторе, поставщикам материалов (плитные материалы, мебельная фурнитура, станки и оборудование для производства мебели).

На наш взгляд, производителям мебели, желающим улучшить свои производства, нужно создать резервные территории для размещения мебельных производств разного масштаба с учетом последующего развития, а также возможности для размещения торгово-выставочных залов.

Инвестиции в строительство мебельных торговых центров должны предоставляться с условием льготного предоставления выставочных площадей отечественным производителям. Торговые центры сегодня забирают львиную долю прибыли производителей, что не позволяет производителям мебели развиваться, чтобы составлять достойную конкуренцию на собственном рынке. Что говорить тогда о выходе на зарубежные рынки?

Нужна помощь в организации выставочной деятельности, требуются прямые субсидии на аренду выставочных площадей.  Необходимо организовывать выставки в регионах. Кроме единственной выставки в Алматы, проходящей в июне, в Казахстане они больше нигде не проводятся.

Что получим в результате? Повышение производительности и рентабельности малых и средних предприятий,  замену непроизводительного ручного труда на станочный, внедрение в технологические процессы недорогих и производительных станков, и оборудования. Это позволит быстро и достаточно экономно перевооружиться и повысить производительность труда.

Крупные предприятия станут конкурентоспособными, высокопроизводительными, способными поставлять продукцию на экспорт.

Цель - удар по импорту в секторе дешевой стандартной мебели. Внедрение в технологические процессы производственных линий на основе технологии штрих-кодирования для замещения импорта дешевых стандартных и достаточно качественных изделий (корпусная мебель).

Появится возможность развивать собственное  производство сырья и комплектующих, станков и оборудования, что позволит снизить себестоимость мебели, расходы на логистику, обеспечить складские запасы, иметь в наличии сырье для производства в необходимом количестве и ассортименте.

Наша цель – это  мебельная отрасль Республики Казахстан, лидирующая на своем рынке и поставляющая свои продукты на экспорт.

Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры