Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Быть ли в Казахстане «мебельному» буму?

10 Сентября 2015
16590 просмотров

Отечественный производитель мебели предлагает коллегам объединиться, и навести порядок в сфере закупок нацкомпаний

По статистике, 70% казахстанского рынка мебели занимает импорт, и лишь 30% продукции производится в Казахстане. Почему так происходит? В чем причина? И что необходимо сделать для того, чтобы эту нишу на мебельном рынке заняли казахстанские производители?

О ситуации в мебельной отрасли Казахстана и ее перспективах корреспондент palata.kz с генеральным директором ТОО «Торнадо PLUS» Игорем Проценко.

- На мой взгляд, у мебельной отрасли в Казахстане - большой потенциал. Производство качественной, конкурентоспособной продукции зависит от рынка сырья и комплектующих, высокотехнологичного оборудования, подготовленного персонала, инвестиций в отрасль, и, конечно же, платежеспособного спроса и рынка сбыта, - считает предприниматель.

Радует, что с «закручиванием гаек» на таможне резко уменьшился поток «серого импорта» из Поднебесной и конкурировать с китайскими товарами стало легче. Вообще, на казахстанском мебельном рынке представлены продукты многих стран в разных ценовых и потребительских сегментах. И это нормальная ситуация, когда конкурентная среда стимулирует владельца бизнеса искать возможности для инвестиций в производство и технологии. Немало казахстанских мебельных предприятий экспортируют свою продукцию на Ближний Восток, в США и Россию. Кухни «премиум» сегмента от одного казахстанского производителя до сих пор экспортируются в Москву и Санкт-Петербург.

У нас сформировался неплохой рынок сырья и комплектующих для мебельной отрасли. Причем значительная часть поставщиков развернули и продолжают разворачивать на территории республики свое производство. Например, производство ламинированной плиты и кромочного материала, производство плитного материала. Неплохо представлены поставщики оборудования для мебельной и деревообрабатывающей промышленности ведущих европейских марок. Значительные средства вкладываются в развертывание сервисных и ремонтных услуг на местном рынке.

Большая часть местных производителей представлена на рынке популярными торговыми марками. Имеются профессиональные училища и высшие учебные заведения, готовящие специалистов в мебельной отрасли - от слесарей и станочников до технологов и конструкторов (другой вопрос, что специалистов катастрофически не хватает, но, тем не менее, они есть).

То есть, отрасль жива и «помирать» не собирается. Состав в ней разнородный, и, к сожалению, по многим вопросам у владельцев бизнеса нет согласия, несмотря на усилия объединить общие интересы для защиты местных производителей отраслевой ассоциацией. В частности, я давно пытаюсь убедить наших мебельщиков, что на рынке госзаказов нам надо объединяться. Мы могли бы конкурировать вполне цивилизованно, а вместо этого мы ожесточенно толкаемся локтями и все ради того, чтобы с горьким недоумением увидеть, как конкурс в очередной раз выигрывает некое "новообразование" со статусом отечественного производителя. 

В общем-то Закон «О госзакупках» у нас неплохой. Хотя, конечно, есть претензии, но в нем очень внятно процедуры прописаны принятия решений и критерии отбора, а также очень четко указаны приоритеты, предусмотренные для отечественного производителя. Весь вопрос в контроле за выполнением Закона. По моему мнению, Комитет обрабатывающей промышленности в Национальной палате предпринимателей, или межотраслевые ассоциации, могли бы этим заняться. Ведь это реальная помощь и поддержка бизнесу.

Следующий больной вопрос - рынок субподрядов. Недавно читал статью, что казахстанские производители стройматериалов жалуются на то, что при строительстве объектов в Астане строительные организации используют материалы из России. Но у нас же зеркальная ситуация. Скажем, при строительстве школы или детского сада чье мебельное оборудование будут ставить подрядчики? При всем том, что в проектно-сметной документации страной - производителем этого мебельного оборудования указан Казахстан. Вы думаете, кто-нибудь из работников акиматов, отвечающих за стройку, этот вопрос контролирует? Есть редчайшие исключения, когда работники управления строительства жестко отстаивают соблюдения условий ПСД, но 90% пускают эти вопросы на самотек. Доходит до смешного: фирма - подрядчик привезла мебель, скажем из Китая, а отчитаться надо как за местную продукцию. Тогда она покупает у нас стол и просит выдать сертификаты соответствия на всю продукцию и сертификаты по форме СТ-КЗ, где указана доля местного содержания и подтверждено, что страна-производитель – это Казахстан. А при сдаче оборудования подсовывает наши сертификаты и подписывает акты.

Как и в случае с госзаказами, приоритет поддержки местного производителя в законодательстве указан очень внятно. А как быть с контролем? Я исписал килограммы бумаги в акиматы с просьбой пояснить данные казусы. Иной раз даже ответа не получал, а те, которые-таки приходили, были попросту формальными. Уверен: если подобные письма будут писаться от имени авторитетного органа, - Национальной палаты предпринимателей (ее регионального отделения) или встроенной в Палату отраслевой ассоциации, - полагаю, эффект будет. Но для этого надо объединяться нашим мебельщикам, а не перетягивать на себя одеяло.

- Игорь Александрович, Вы работаете в этой отрасли достаточно долгое время, и вам не понаслышке знакомы все проблемы мебельщиков. Так что же мешает успешно развиваться мебельной отрасли? С какими трудностями сталкиваются бизнесмены, занятые в производстве мебели, и как их решить?

- За последние годы, по моему субъективному мнению, происходило медленное и целенаправленное выдавливание отечественного производства с рынка закупок субъектов квазигосударственного сектора. Попробую этот тезис обосновать на примере своей компании.

Нашей компании в этом году исполнилось 21 год. Как вы можете понять, за плечами гигантский опыт реализации крупных проектов по производству и поставкам мебельной продукции в нашей стране. Нами накоплен опыт работы и с национальными компаниями - АО «Казпочта», АО «Казахтелеком», «Казмунайгаз», КТЖ, «Казтрансойл», «Казатомпром» и т.д. и т.п. Но уже более 6 лет в закупках в этом секторе наша компания не участвует. Причин тому несколько.

Первая, но не основная, заключается в полном отсутствии внятной и прозрачной информации, касающейся планов закупа. В теории, любой желающий может ознакомиться с планами той или иной нацкомпании или ее структуры на текущий год, зайдя в соответствующий раздел сайта этой организации. Выуживание правдоподобной, корректной информации с этих сайтов несопоставимо самим трудозатратам, уходящим на этот процесс.

Во-вторых, если все-таки мы как-то добудем информацию по планируемым конкурсам в каких-либо дочерних структурах по интересующей теме, возникает другая проблема - полное отсутствие обратной связи с заказчиком. А ведь в планах закупа должна быть указана исчерпывающая информация по конкурсу - сроки проведения, сумма бюджета, номенклатура закупаемого товара, техническое описание, цена за единицу.

Следующая, основная, проблема - полное несовпадение ожиданий представителя заказчика с возможностями производителя. Попросту говоря, коррупционная составляющая. В нашем случае это «нежелание играть по правилам заказчика». Не хочу набивать себе цену, казаться лучше, чем мы есть на самом деле, в конце концов, все мы из одной шинели, но с годами внимательнее начинаешь относиться к иным ценностям. Очень жаль порой бывает, что наша шкала оценки этих самых ценностей находятся в диаметрально противоположных участках спектра. Добавлю, что на моей памяти ни разу не было случая, когда бюджетная сумма закупа совпадала с реальными рыночными ценами! Даже не в пределах разумной погрешности 15-20%. Хочу ли я играть по этим правилам? Нет, не хочу. Найдется ли кто-нибудь, кто захочет играть по ним? Без всякого сомнения! Будет ли он производителем? Сомневаюсь.

Еще хотел бы добавить, что труднодоступной является не только информация о конкурсах, проводимых в структуре нацкомпаний. Зачастую информация об их победителях проходит под грифом «совершенно секретно». А ведь эта информация также может явиться лакмусовой бумажкой «трепетного» отношения чиновников к лозунгу «Покупай казахстанское».

Также несовершенными являются процессы госзаказов и субподрядов. В процессе госзакупок зачастую выставляются необоснованные требования к оформлению формы, касающейся квалификационных требований. Более того, отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие эти квалификационные требования, и госорганы по-своему их трактуют, чтоб отстранить от тендера реальных товаропроизводителей и отдать заказ, полагаю, аффилированным структурам.

Другим способом, которым пользуются недобросовестные чиновники, чтобы отстранить товаропроизводителя, является неприменение или отказ в применении условных скидок для отечественных товаропроизводителей. Или просто забывают их применять.

Полагаю, назрела необходимость создания своих механизмов в противовес. Первое -  публичность проведения тендеров, когда всю информацию о конкурсе и, что немаловажно, об его итогах, организатор обязан публиковать в открытых источниках. Необходимо участие в конкурсных комиссиях, по крайней мере, компаний квазигосударственного сектора, представителей отраслевых ассоциаций и представителей Национальной палаты предпринимателей. Также необходима детальная регламентация процессов госзакупок и всех документов, необходимых для участия в конкурсе и т.д., следует составить межотраслевые списки (не так уж много получится) предприятий, имеющих реальное отношение к статусу отечественного производителя.

- Предприниматели очень часто жалуются на то, что зачастую закупки заточены под одного поставщика …

- Да, действительно, такое явление имеет место быть, и тому немало примеров. Из последних - конкурс, проводимый акиматом Ауэзовского района города Алматы по оснащению мебелью детских садов. Количество участников довольно приличное, заявленная бюджетная сумма - тоже. В процессе подачи заявки нам делают замечание к оформлению формы, касающейся квалификационных требований. Не беда, есть время исправить, хотя пару лет назад наша компания являлась поставщиком для этих же детских садов этого же района, и тогда наша квалификация заказчика удовлетворяла. Ну хорошо, что на сайте, мы можем задать вопрос, что именно не удовлетворяет заказчика и внести корректировки он-лайн… Не тут-то было! Заказчик перестал отвечать на наши вопросы, отказался комментировать что-то по телефону. И мы физически не смогли внести изменения, не получив ответы на наши вопросы. Через день нашу компанию, равно, как и остальных участников, за исключением одного, снимают с конкурса с размытой формулировкой «не удовлетворяющих квалификационным требованиям».

Для меня, как опытного участника процесса госзакупок, очевидно, что это было сделано для того, чтобы, в конце концов, провести закуп из одного источника у оставшейся фирмы, к слову сказать, не имеющей на тот момент,  ни одного сертификата, подтверждающего статус отечественного производителя. Разумеется, все возмущенные производители написали письма в орган финансового контроля, мы продублировали обращение еще в Национальную палату предпринимателей «Атамекен». Прошло уже более месяца, но ответа из финконтроля мы не получили.

Характерные случаи «забывчивости» организаторов конкурса в применении условных скидок, позволяют утверждать, что процесс приобретает системный характер и формируется новый устойчивый тренд в процессе госзакупок. За последний год такой «забывчивостью» по отношению к нашей компании отличились Министерство обороны, Евразийский национальный университет имени Л.Гумилева, Аральский районный отдел образования Кзылординской области. В результате этой забывчивости наша компания лишилась контрактов на весьма существенную сумму. Правда, справедливости ради надо сказать, что по результатам проверок по нашим обращениям в финконтроль ответственные работники получили дисциплинарные взыскания. Боятся ли устроители очередного выговора? Думаю, нет.

В качестве поставщика оборудования мы приняли участие не более чем в 8 поставках, хотя участвовали, напомню, более чем в полусотне проектных работ.

Показательный пример со строящимися Nazarbaeff-интеллектуальными школами. Поначалу мы приняли участие в работе в поставке мебели для школ Астаны, Талдыкоргана, Усть-Каменогорска, Семей и Кокшетау. Потом нас научились «не пускать». О недавно построенной школе в Алматы нашу компанию даже не уведомили. Возможно, заказчика не устроило качество наших работ и возможные нарушения условий договоров подрядов? Но мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения со школой в Талдыкоргане, директор которой с большой теплотой отзывается о качестве нашей продукции и в случае, когда имеется возможность провести закуп не из центра (Астаны), всегда прибегает к нашим услугам.

Для нашей компании эта ситуация тревожная, потому что в строящихся объектах Универсиады мы опять же указаны заводом -  изготовителем мебельного оборудования. Сметная сумма оборудования составляет почти полмиллиарда тенге! Наши неоднократные обращения к компании - застройщику и в управления строительства г.Алматы, к сожалению, никакой реакции пока не дают. Только вмешательство заместителя Секретаря Комитета обрабатывающей промышленности Нацпалаты Хакима Сабирова помогло ненадолго прояснить ситуацию -  организовали круглый стол в акимате с компаниями подрядчиками. Сейчас ситуация вновь становится неясной.

- Как в нынешних условиях удается справляться с проблемой рынка сбыта продукции?

- В условиях кризиса необходимо искать всевозможные методы стимулирования сбыта продукции. Одним из удачных примеров является лизинговое финансирование собственной продукции, которое несколько месяцев назад наша компания внедрила у себя.

Мы не являемся лизинговой компанией, либо банковской структурой. Но недавно открыли у себя лизинговое подразделение. И теперь предлагаем своим клиентам возможность приобретения мебели в лизинг, в том числе предусмотрена рассрочка, программа финансирования - от 0 до 3 лет  под 0 %. (Подробную информацию можно найти на сайте компании  www.tornadoplus.kz.) При этом мы сознательно не привязывали к валютному курсу эту услугу, у нас фиксированные цены в тенге. К слову, в бизнес-среде эта услуга начинает набирать популярность. Но проблема в том, что мы не нашли источник фондирования. Пока мы осуществляем финансирование из собственных средств.  

Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры