Закупки фонда «Самрук-Казына» должны контролироваться
В «Атамекен» считают необходимым создание эффективной Системы контроля за закупками группы компаний ФНБ «Самрук-Казына»
Позицию НПП по данному вопросу озвучила на 4-ом заседании Совета по противодействию коррупции НПП РК «Атамекен» директор Департамента государственных закупок и местного содержания НПП РК «Атамекен» Айгуль Коныртаева. При этом она подчеркнула, что ответственность за проведение закупок должны нести и первые руководители дочерних организаций Фонда.
Данное предложение Палаты вызвано тем, что в последнее время в НПП участились обращения предпринимателей по вопросам закупок. К примеру, в прошлом году в Национальную палату предпринимателей РК «Атамекен» поступило 268 жалоб по вопросам закупок, причем наибольшее количество обращений касается государственных закупок (34,4%) и закупок компаний АО «Самрук-Казына» (27,6%). А за 1 квартал текущего года количество обращений уже составляет 168. На первом месте также закупки АО «ФНБ» Самрук-Казына» - 41% (59), далее следуют государственные закупки - 25,7% (37), закупки недропользователей - 12,5% и т.д.
Причем, как отметила представитель НПП, из общего количества обращений, поступивших в НПП, 30% приходится на необоснованное отклонение и подведение закупок под определенного поставщика.
«Более того, анализ системы государственных закупок за 2014 г. выявил, что по - прежнему высокой остается доля закупок из одного источника в общем числе способов осуществления закупок. Так, по итогам 2014 г. закуп из одного источника в сфере государственных закупок составляет 41,8%, без применения норм закона - 30,3%, запрос ценовых предложений - 6,7%; конкурс - 20%; аукцион - 0,8%; через товарные биржи - 0,3%. Таким образом, на конкурентной основе проводится лишь 27,8% из общего объема государственных закупок», - проинформировала глава департамента госзакупок НПП РК.
По словам Айгуль Коныртаевой, статистика уголовных дел свидетельствует о высокой доле злоупотреблений должностных полномочий и коррупционности в системе государственных закупок.
«По итогам 2014 года незаконное подписание актов составляет 80% от уголовных правонарушений в сфере госзакупок от общего количества административных правонарушений в сфере закупок, получение и дача взятки составляет 2%, 18% составляют иные», - констатировала представитель НПП «Атамекен».
В качестве примера были приведены факты нарушений при проведении закупок дочерними организациями ФНБ «Самрук-Казына». Между тем, как отметила представитель НПП, ТОО «Самрук-Казына Контракт» попросту констатирует эти нарушения.
«В таких случаях Фонд не имеет никаких инструментов по отмене тендеров, расторжению заключенных договоров. В Правилах АО «СК» не предусмотрена обязанность уполномоченного органа по обращению в правоохранительные органы по серьезным нарушениям Правил закупок, приводящих к растрате государственных денежных средств. Данные случаи свидетельствуют о бесконтрольности всей системы закупок Фонда в виду созданных условий ухода от ответственности при подтвержденных нарушениях и отсутствия ответственности должностных лиц, а также бесполезности системы обжалования в виду отсутствия системы контроля», - резюмировала Айгуль Коныртаева.
По ее словам, в целях поддержки отечественных производителей Нацпалата рекомендует фонду «Самрук-Казына» внести изменения в Правила закупок, согласно которым проект тендерной документации можно будет размещать за 10 рабочих дней до его утверждения.
Также Палата предлагает Минфину РК предусмотреть в законопроекте «О государственных закупках» введение общественного мониторинга, а также механизма подтверждения информации, представляемой компаниями о производстве продукции. В этой связи Национальная палата предложила ввести институт наблюдателя из числа ее представителей, а также аккредитованных ассоциаций (союзов) без права принятия особого мнения или иного решения, влияющего на итоги закупок.
Кроме того, Национальной палатой предложено передать проведение предварительного квалификационного отбора, предусмотренного статьей 32 законопроекта «О государственных закупках», Национальной палате предпринимателей, что позволит привлекать отраслевые ассоциации (союзы) в целях исключения необоснованного отклонения и коррупционной составляющей, при проведении государственных закупок, а также обеспечения условий для добросовестной конкуренции.
Оставьте комментарий:
Комментарии: