Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Увеличение капитала банков в РК не приведет к укреплению сектора в отсутствие системных мер в области регулирования

08 Сентября 2014
10305 просмотров

 

Планируемое регулирующими органами Казахстана десятикратное увеличение минимального размера капитала банков не станет универсальным решением, обеспечивающим укрепление всего банковского сектора, считают в международном рейтинговом агентстве Standard & Poor`s.

Органы регулирования банковского сектора Казахстана принимают меры по поддержке финансовой системы страны на фоне замедления деловой активности и обесценения национальной валюты. Эти меры, в частности, включают возможное повышение минимального уровня капитала банков с 10 млрд тенге в настоящее время до 100 млрд тенге начиная с 1 января 2019 года. Таким образом, за пять лет минимальный банковский капитал должен быть увеличен в 10 раз, что может стать проблемой для многих небольших и средних банков Казахстана. Как следствие, эти инициативы могут привести к ряду сделок по слияниям и поглощениям в банковском секторе за счет ухода с рынка небольших игроков.

В то же время аналитики Standard & Poor`s полагают, что повышение требований к размеру капитала и, как следствие, тенденция консолидации небольших и средних банков не является универсальным решением, которое обеспечит укрепление банковского сектора Казахстана. Экономические и отраслевые риски в Казахстане (ВВВ+/Негативный/А-2; рейтинг по национальной шкале: kzAAA) остаются высокими в международном контексте. В S&P полагают, что новые требования к минимальному размеру капитала позволят укрепить банковский сектор только в рамках комплексных мер, включающих повышение эффективности банковского регулирования, а также усовершенствование практики риск-менеджмента и корпоративного управления.

КОНСОЛИДАЦИЯ НЕ ВСЕГДА СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Банковский сектор Казахстана не является слишком фрагментированным в международном контексте. Число банков в стране — с учетом размеров экономики — может оцениваться как сравнительно небольшое: на каждые $100 млрд ВВП приходится 17 банков, тогда как в некоторых странах СНГ (Россия, Узбекистан, Азербайджан и Беларусь), Азии (Шри-Ланка, Вьетнам) и Европы (Хорватия, Болгария, Германия) на аналогичный объем ВВП приходится более чем 40 банков.

Значимость банковского сектора для экономики Казахстана также является относительно низкой в сравнении со странами аналогичной рейтинговой категории. По состоянию на конец 2013 г. активы банковского сектора Казахстана составляли всего 45% ВВП, тогда как в ряде стран с аналогичными рисками в банковских секторах этот показатель был значительно выше. В развитых странах объем банковского сектора также более значителен: например, в Канаде, Германии и Австрии банковские активы в конце 2013 г. составляли более 200% ВВП.

Международный опыт свидетельствует о том, что универсального решения относительно оптимального числа банков в стране не существует. В то же время взвешенная политика регулирования является основным фактором стабильности банковского сектора, как, например, в Канаде или Гонконге. Консолидированный банковский сектор Канады, в котором на шесть крупнейших банков приходится свыше 90% совокупных активов банковского сектора, традиционно имеет высокие показатели. Начиная с 1985 г. канадские банки не допускали дефолт. Вместе с тем банковский сектор Гонконга, одного из крупнейших в мире финансовых центров, который включает более 200 гонконгских и международных банков (по состоянию на 2014 года), также в последние годы не сталкивался с существенными финансовыми трудностями. Различные по характеру банковские сектора в этих странах характеризуются сильными системами регулирования и надзора, надежными практиками риск-менеджмента и строгой ценовой дисциплиной.

В настоящее время консолидация банковского сектора происходит в ряде стран Азии и СНГ. Во многих случаях консолидация связана с изменением режима регулирования, что вынуждает самые слабые и (или) небольшие банки уходить с рынка или объединяться с другими банками. Шри-Ланка планирует к январю 2016 года почти вдвое увеличить минимальный размер капитала коммерческих банков, а также повысить требования к капиталу небанковских финансовых организаций. Украина повысила требования к минимальному размеру капитала новых банков, увеличив его более чем в четыре раза в июле 2014 года. Азербайджан увеличил минимальный уровень капитала банков в пять раз в 2012 году. Вместе с тем необходимо отметить, что в Азербайджане уже зафиксированы случаи невыполнения новых требований: объем капитала 13 из 44 банков ниже нового минимального уровня, установленного центральным банком, и эти банки не прекращают деятельность.

Положительным примером консолидации может послужить банковский сектор Малайзии. Малазийское правительство способствовало преобразованию 54 финансовых организаций в 10 основных банковских групп после азиатского финансового кризиса 1997 года в рамках плана по реструктуризации активов банковского сектора. Кроме того, органы регулирования реализовали ряд инициатив в сфере риск-менеджмента, которые позволили укрепить банковский сектор и предотвратить перегрев системы в будущем. В частности, центральный банк ограничил подверженность банковского сектора рискам, связанным с уязвимыми секторами, в частности домохозяйствами, а также ввел рекомендации по ужесточению стандартов андеррайтинга.

Нигерия была вынуждена провести консолидацию банковского сектора дважды за последние десять лет. Первая волна консолидации в 2005 году была вызвана решением центрального банка повысить требования к минимальному размеру капитала, что обусловило сокращение числа банков с 89 до 25. К сожалению, консолидация не сопровождалась необходимыми усовершенствованиями практики корпоративного управления или риск-менеджмента. Поэтому банки использовали привлеченный капитал для агрессивного кредитования без ужесточения стандартов андеррайтинга и применения средств мониторинга, что привело к значительным убыткам в период кризиса 2008-2009 гг. Вторая волна консолидации в 2009 году привела к национализации 10 из 24 банков в связи со значительными недостатками их системы корпоративного управления и агрессивной практикой кредитования.

КОНСОЛИДАЦИЯ МОЖЕТ СОЗДАТЬ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА

По состоянию на 1 июля 2014 года размер капитала 33 из 38 казахстанских банков не достигал 100 млрд тенге. Капитальная база 27 из них на указанную дату была в два раза меньше запланированного минимального объема. Соответственно, в S&P ожидают, что новые требования к минимальному размеру капитала обусловят проведение в секторе сделок по слияниям и поглощениям, поскольку в ближайшие пять лет не все банки смогут генерировать достаточный объем внутреннего капитала, даже несмотря на возможные вливания капитала со стороны акционеров.

Казахстанский банковский сектор привлекает иностранных инвесторов ввиду большей доходности инвестиций и более благоприятных, чем в зрелых банковских секторах, перспектив роста. Однако требования к минимальному размеру капитала на уровне 100 млрд тенге очень высоки в сравнении с аналогичными требованиями в других странах Азии и СНГ. В связи с этим в рейтинговом агентстве полагают, что после введения новых требований дочерние банки иностранных финансовых групп и потенциальные новые игроки столкнутся с трудностями при увеличении капитала до требуемого уровня и поддержании хорошей доходности инвестиций.

По мнению аналитиков S&P, регулирование банковского сектора в Казахстане имеет ряд недостатков, которые не могут быть устранены за счет новых инициатив. К ним относятся неполное раскрытие информации о структуре собственности и кредитовании связанных лиц, недостаточно жесткие требования к уровню резервирования, недостаточная независимость регулятора и риск политического вмешательства в систему регулирования. При этом, основным недостатком остается значительный рост кредитных рисков вследствие агрессивной стратегии кредитования некоторых небольших и средних казахстанских банков. В 2014 году органы регулирования приняли меры по ограничению роста необеспеченного потребительского кредитования на уровне 30%, однако инициативы регулятора по ограничению высокого роста кредитования в других сегментах, связанных с высокими рисками, оказались неэффективными. Введение повышенных требований к минимальному уровню капитала в абсолютном выражении (а не в процентном отношении к объему активов, взвешенных с учетом рисков) вряд ли позволит улучшить капитализацию банковского сектора, считают в S&P.

Вместе с тем в рейтинговом агентстве полагают, что консолидация может открыть новые возможности для казахстанского банковского сектора в ближайшие годы, а меньшее количество более сильных игроков, которые смогут обеспечить экономию на масштабе, станет позитивным фактором. Сокращение числа банков может способствовать повышению ценовой дисциплины, которая в настоящее время оценивается как слабая. Консолидация также может привести к уходу с рынка менее крупных и слабых игроков, бизнес-модель которых носит кэптивный характер или не является конкурентной в долгосрочной перспективе.

Необходимо отметить, что степень изменений в банковском секторе зависит от того, насколько жесткими будут вводимые регулятором требования. Если эти требования будут введены в соответствии с текущими планами, около 20 банков будут вынуждены уйти с рынка, и к 2019 году в Казахстане останется всего 15-20 банков, имеющих лицензию на ведение деятельности. Если регулятор не будет применять санкции против банков, нарушающих новые требования, т.е. не будет отзывать лицензии, предоставляя дополнительное время для привлечения капитала (как в Азербайджане), эффект от применения новых требований будет незначительным.

В настоящее время участники банковского сектора обсуждают возможность некоторого ослабления новых требований, а именно продление сроков увеличения капитала или ограничение объема депозитов физических лиц на уровне собственного капитала банков, которые не могут увеличить капитал в установленные сроки. Мы ожидаем, что в этом случае только несколько небольших и средних банков, объем розничных депозитов которых значительно превышает размер капитала, столкнутся с трудностями.

S&P не ожидает каких-либо рейтинговых действий в ближайшие два года, обусловленных только применением новых требований к минимальному размеру капитала. Анализ капитала банков основан на расчете коэффициента RAC, который оценивает капитал относительно активов, скорректированных с учетом риска, а не капитал в абсолютном выражении. Эффективность управления капиталом и рисками в период до 2019 года с целью выполнения новых правил может повлиять на присваиваемые агентством рейтинги.

В связи с этим, S&P рассматривает три возможных сценария в долгосрочной перспективе:

  1. Банки, которые смогут увеличить размер капитала до нового минимально допустимого уровня благодаря вливаниям капитала со стороны акционеров, и которым свойственна агрессивная стратегия расширения бизнеса для увеличения рыночной доли, будут использовать этот капитал и стремиться оптимизировать уровень доходности капитала. Это может обусловить быстрый рост рисков и сокращение преимуществ, связанных с увеличением капитала в абсолютном выражении, и со временем привести к ухудшению коэффициента RAC, что станет негативным фактором для рейтинга.
  2. Банки, которые смогут увеличить размер капитала до нового минимально допустимого уровня благодаря вливаниям капитала со стороны акционеров, будут использовать эту возможность для создания резервов для абсорбирования убытков, в частности, посредством инвестиций в низкорисковые и ликвидные активы, а также для увеличения объема активов. В этом случае коэффициент RAC может со временем повыситься, оказывая нейтральное или позитивное влияние на рейтинги.
  3. Некоторые банки не смогут увеличить размер капитала до нового минимально допустимого уровня. Если неспособность выполнить требования регулятора приведет к постепенному ослаблению поддержки со стороны собственников и (или) сокращению рыночной доли и клиентской базы либо ухудшению операционных показателей, агентство может предпринять негативное рейтинговое действие в период до 2019 года.

В целом в S&P полагают, что новые требования к минимальному размеру капитала будут иметь лишь небольшое значение для крупных банков. По прогнозам аналитиков, 11 банков, капитал которых превышает 50 млрд тенге (по состоянию на 30 июня 2014 года), скорее всего, смогут увеличить капитал до необходимого уровня путем естественного роста и капитализации прибыли, даже если новые требования будут приняты без поправок. Они не ожидает каких-либо дополнительных сделок по слияниям и приобретениям в ближайшие два года среди крупных банков, за исключением уже объявленных сделок между АО «Казкоммерцбанк» и АО «БТА Банк», ГК Народный банк и ДБ АО «HSBC Банк Казахстан», АО «ForteBank», АО «Альянс Банк» и АО «Темiрбанк», которые должны быть завершены в ближайшие два года. Они также полагают, что основной задачей для крупных казахстанских банков в ближайшие годы будет урегулирование проблемных кредитов, которые до сих пор сохраняются на балансе многих банков после кризиса 2008-2009 гг.

Однако новые требования к минимальному размеру капитала позитивно повлияют на банки среднего размера. Ужесточение требований может привести к продаже небольших банков, что может позволить средним банкам увеличить рыночную долю по приемлемой цене. Вместе с тем надлежащая практика мониторинга и управления рисками будет ключевым фактором успеха для реализации стратегии роста, необходимого для соответствия новым требованиям в области капитала.

Между тем многие небольшие банки будут вынуждены уйти с рынка или начать процесс объединения с более крупными банками, поскольку они не смогут увеличить капитал до 100 млрд тенге. Кроме того, небольшие банки могут принять решение о преобразовании в организации микрофинансирования. S&P отмечает дополнительные риски, связанные с возможным ростом сектора микрофинансирования, поскольку оценивает регулирование этого сектора как наиболее слабое и видит возможности его улучшения.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА БАНКОВ ВРЯД ЛИ РЕШИТ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ

Новые требования регулятора, по мнению аналитиков рейтингового агентства, не позволяют решить основные проблемы казахстанского банковского сектора: недостаточно жесткий режим регулирования и надзора, агрессивную практику управления рисками и иногда недостаточное качество систем корпоративного управления. Они полагают, что эти факторы по-прежнему будут оказывать негативное влияние на казахстанский банковский сектор даже после введения новых требований относительно размера капитала. Примером может послужить опыт Нигерии, банковский сектор которой после консолидации столкнулся с серьезными проблемами, связанными с недостатками в сфере корпоративного управления и практики кредитования. В связи с этим они полагают, что пока Казахстан не решит аналогичные проблемы, консолидация банковского сектора сама по себе не будет способствовать повышению кредитоспособности казахстанских банков.

Анатолий Вересков


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры