ЕАЭС: Итоги встреч на высоком уровне
8 – 9 августа в Киргизии, в городе Чолпон-Ата состоялись очередные заседания Совета Евразийской экономической комиссии и Евразийского межправительственного совета.
В совокупности рассмотрено более 50 вопросов по самым актуальным темам в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз). Это цифровая повестка ЕАЭС, введение обязательной маркировки на территории Союза, развитие промышленной политики и другое.
Из 40 вопросов повестки заседания Совета ЕЭК четыре были посвящены теме цифровизации:
- Проработка инициативы по созданию системы трансграничной идентификации субъектов экономической деятельности в рамках ЕАЭС;
- Проект «Цифровой сервис «Контрагент ЕАЭС»;
- Паспорт проекта «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий»;
- Концепция трансграничного информационного взаимодействия.
По словам Заместителя Председателя Правления Нацпалаты Евгения Больгерта, цифровая повестка Союза формируется в ускоренном темпе и порой решения принимаются без должной оценки уровня влияния на бизнес и внутреннюю торговлю в ЕАЭС.
«Названия цифровых проектов говорят сами за себя. К примеру, инициатива по созданию системы трансграничной идентификации субъектов экономической деятельности в рамках ЕАЭС предполагала, что отечественные предприниматели, для осуществления трансграничной торговли в Союзе, должны будут к действующему БИН получить дополнительный код», - говорит Евгений Больгерт.
Учитывая, что данное предложение потенциально будет дополнительной нагрузкой на бизнес, по инициативе Нацпалаты предложено не создавать новую систему идентификации субъектов, а рассмотреть данный вопрос с учетом возможности взаимного признания действующего в странах Союза механизма идентификации.
Если рассматривать проект Концепции трансграничного информационного взаимодействия, то данный документ содержит в себе нормы, охватывающие порядок взаимодействия бизнеса в формате B2B. Принципиальной позицией Палаты является рекомендательный характер Концепции в отношении формата B2B, что было закреплено в итоговом документе при подписании.
Еще одним важным вопросом повестки дня заседания Совета ЕЭК стало введение обязательной маркировки в отношении обувных товаров на территории ЕАЭС.
Первостепенное значение для отечественного бизнеса имеют сроки введения обязательной маркировки на территории Союза и в принятом решении Совета ЕЭК есть пункт, в соответствии с которым государства-члены самостоятельно могут определять дату введения и порядок маркировки товаров на своей территории.
Напоминаем, что в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана с 30 июля 2019 года по 31 марта 2020 года на территории Казахстана проводится пилотный проект по маркировке обувных товаров. Именно Нацпалата настояла на том, что нельзя вводить обязательную маркировку без проведения пилотных проектов, анализа целесообразности и анализа регуляторного воздействия по итогам пилотов. Таким образом, у бизнеса есть возможность апробировать маркировку и сделать вывод об уровне ее влияния на предпринимательскую деятельность.
Не менее важным и чувствительным для казахстанского бизнеса является вопрос внедрения мирового опыта создания наднациональных компаний и предложения по формированию «евразийских компаний» на пространстве ЕАЭС. Инициатор этого вопроса – Комиссия настаивала на принятии решения, предусматривающего гармонизацию норм корпоративного права государств-членов посредством введения в право ЕАЭС организационно-правовой формы «евразийская компания» на данном этапе.
По мнению Евгения Больгерта, изучение необходимости внедрения института «евразийская компания» должно идти по линии бизнеса – непосредственного участника этого процесса. Евразийский межправительственный совет, с учетом предложений казахстанской стороны, подписал поручение о разработке научно-исследовательской работы по данной теме и обсуждения его на площадке Делового совета, до принятия окончательного решения.
Также, членами Совета ЕЭК рассмотрен вопрос введения в право ЕАЭС механизма установления повторного изъятия из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок. Сегодня каждое государство Союза имеет право введения изъятий в государственных закупках при выполнении условий, предусмотренных Договором о ЕАЭС.
По инициативе белорусской стороны на площадке Комиссии с прошлого года обсуждается введение механизма повторности изъятий. При этом, казахстанская сторона неоднократно озвучивала необходимость сохранения действующего порядка установления изъятий, позволяющий государствам-членам в случае доказательства ущерба для собственных отраслей, оспорить решение другой страны Союза об установлении изъятия.
«Однако, уполномоченные государственные органы стран ЕАЭС предлагают принимать решение по изъятиям в сфере государственных закупок консенсусом, имея ввиду принятие решения Коллегией Комиссии о невозможности установления повторного изъятия. Другими словами, устанавливать изъятие повторное или нет, будет решать не государство, а Коллегия ЕЭК. По мнению бизнеса Казахстана, такой подход несет в себе риски утери права на установление изъятий, установленное Договором о ЕАЭС (пункт 31 Протокола о порядке регулирования закупок, Приложение №25 к Договору о ЕАЭС). Учитывая сохраняющиеся разногласия Сторон, решение по нему не было принято», - сообщил Евгений Больгерт.
В ходе заседаний были вынесены на обсуждение и вопросы по установлению тарифных льгот на ввоз отдельных видов гражданских пассажирских самолетов, и регулирование алкогольного рынка. Казахстанская сторона, по инициативе Air Astana, внесла на очередное обсуждение вопрос увеличения сроков по временному ввозу самолетов для казахстанских авиакомпаний. Принимая во внимание, что не было достигнуто договоренностей по срокам действия ввоза, принято решение перенести обсуждение на следующее заседание Совета ЕЭК.
Относительно вопроса регулирования алкогольного рынка стоит отметить, что неизменной остается позиция Республики Беларусь из-за чего затягивается процесс подписания Соглашения о регулировании алкогольного рынка в ЕАЭС. Согласно официальной статистике, Республика Беларусь активно поставляет свою алкогольную продукцию на рынки стран Союза, занимая лидирующее положение среди всех стран-поставщиков алкоголя. При этом в саму Беларусь из стран ЕАЭС, алкоголь поставляет только Российская Федерация, занимая 8 место в структуре импорта алкоголя в РБ. Указанные цифры демонстрируют закрытость доступа на алкогольный рынок Республики Беларусь и открытость аналогичных рынков стран ЕАЭС. Для казахстанского бизнеса тема доступа на алкогольный рынок стран Союза остается открытой и нерешенной с 2015 года. Подписание Соглашения позволило бы снять действующие барьеры доступа и нарастить экспорт отечественной алкогольной продукции.
Нацпалата принимает активное и регулярное участие при рассмотрении вопросов, касающихся участия Казахстана в ЕАЭС. Еженедельно Палата рассматривает повестки заседаний Коллегии Комиссии и формирует позицию казахстанского бизнес-сообщества для уполномоченных государственных органов. Большинство пунктов повесток двух прошедших заседаний, тем или иным образом касаются бизнеса и оказывают влияние на условия деятельности предпринимателей в различных сферах. Учитывая значимость рассматриваемых на высоком уровне тем, Палата обращает внимание предпринимателей на необходимость качественной проработки документов, поступающих на изучение в отраслевые ассоциации от структурных подразделений НПП для консолидации позиции бизнеса.
Оставьте комментарий:
Комментарии: