Приоритет казахстанского бизнеса в закупках ЕАЭС
Обеспечен ли равный доступ в закупках для предпринимателей всех стран ЕАЭС? Предусматривается ли какой-то защитный механизм для отечественных производителей?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дану Жунусову.
- Как известно лидером партии "Ак жол" Азатом Перуашевым был озвучен депутатский запрос на имя Премьер-Министра РК Сагинтаева Б. касательно постановления Правительства Российской Федерации «О приоритете товаров российского происхождения». Может ли Палата прокомментировать данный вопрос?
- В-первую очередь хочу поддержать г-на Перуашева в части необходимости проведения протекционистской политики в сфере госзакупок. В Союзе у нас есть такие возможности по защите отечественных товаропроизводителей, только мы ее не используем.
Во вторых, необходимо отметить, что, согласно практике, в странах Союза сложилась система закупок, которые делятся на государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора.
Вместе с тем Постановление Правительства РФ «О приоритете товаров российского происхождения», послужившее предметом депутатского запроса г-на Перуашева, затрагивает именно квазигосударственный сектор.
На сегодняшний день Российская Федерация вводит ограничения доступа товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств, при проведении закупок в квазигосударственный сектор, где предпочтение будет отдаваться товарам российского происхождения.
Согласно праву Союза, закупки квазигосударственного сектора выведены из-под действия Договора о Союзе, и, соответственно, регулируются государствами обособленно, на национальном уровне.
Как известно, в рамках создания нормативно-правовой базы Единого экономического пространства странами-участницами был заложен курс на либерализацию рынка государственных закупок. При этом одним из принципов создания было право равного доступа для предпринимателей всех стран ЕАЭС.
Необходимо отметить, что либерализация государственных закупок при интеграции стран широко применяется в мировой практике. Целью либерализации в данном случае является экономия бюджетных средств и повышение конкурентоспособности предпринимателей государств – членов Союза.
В качестве наглядного примера можно рассмотреть государственные закупки в Европейском союзе, предоставляющие равный доступ предпринимателям из разных стран – членов и составляющие 14 % от ВВП ЕС.
В настоящее время, в соответствии с Договором о ЕАЭС, доступ на рынок государственных закупок стран Союза регулируется на наднациональном уровне, что предусматривает внедрение национального режима в сфере государственных закупок, т.е. обязательство предоставления предпринимателям других государств-членов условий в закупках идентичных с отечественными.
- В свете либерализации рынка государственных закупок предусматривается ли какой-то защитный механизм для отечественных производителей?
- Да, одним из имеющихся инструментов поддержки развития отечественного производства является возможность установления изъятий из национального режима товаров в сфере государственных закупок в исключительных случаях сроком до двух лет. Мы считаем, это очень хорошая мера.
Комиссией в 2015 году утвержден Порядок рассмотрения уведомлений о принятии актов об установлении изъятия, а также отмены таких актов. В Порядке определены исключительные случаи введения изъятия, к которым относятся:
- охрана жизни и здоровья человека;
- охрана окружающей среды;
- защита общественной морали и правопорядка и т.д.
Вместе с тем отмечаем, что Российская Федерация и Республика Беларусь активно применяют данный защитный инструмент, на регулярной основе вводя подобного рода ограничения. Эти административные преграды оказывают существенное отрицательное влияние на казахстанский бизнес, так или иначе связанный с РФ и РБ. При этом вводимые изъятия из национального режима имеют благоприятный эффект для стран-инициаторов, так как искусственно устраняют часть конкурентов, сохраняя активы внутри национальной экономики. В качестве примеров можно привести следующие:
РФ: закуп камвольных тканей у ООО «Брянский камвольный комбинат», приобретение программ для электронных вычислительных машин и баз данных, приобретение авиабилетов государственными органами, товары для оборонной безопасности, взаимозаменяемость лекарственных средств.
РБ: реконструкция детской больницы в г. Гомель, лечебное питание, лекарственные средства, медицинские изделия.
Тогда как Казахстан за все это время, с момента вступления в силу Договора по настоящий день, воспользовался правом введения изъятий только 3 раза: проект «Новая транспортная система г. Астана. LRT», проект по проведению 28-ой всемирной зимней Универсиады 2017 года, приобретение вакцины для проведения профилактических мероприятий против ящура животных.
- Какова роль Палаты в установлении изъятий из национального режима товаров в сфере государственных закупок?
- В настоящее время НПП РК «Атамекен» представлена в составах всех рабочих групп, подкомитетов и комитетов, связанных с вопросами государственных закупок, а также на постоянной основе проводит мониторинг, как государственных закупок, так и закупок квазигосударственного сектора.
НПП РК «Атамекен» на постоянной основе проводит активное участие во всех консультациях, касающихся принятия или отмены актов по установлению изъятий из национального режима в сфере государственных закупок государств – членов Союза.
При выявлении нарушений в установлении изъятий из национального режима Палата участвует в работе по их устранению и восстановлению равного права отечественных предпринимателей. Так, на сегодняшний день отменены изъятия по камвольным тканям, а также проводятся консультации по сокращению списка товаров, подпадающих под изъятия для нужд обороны страны и безопасности государства, вводимых РФ.
Стоит отметить, что предпосылки для установления изъятия возникают с завидной регулярностью, но при этом Республика Казахстан недостаточно активно применяет данный инструмент. Согласно практике, инициирование процедуры изъятия из национального режима должно исходить от уполномоченных органов страны. Палата, в свою очередь, готова оказать посильное содействие, как на этапе инициирования, так и в ходе процесса введения и сопровождения изъятий.
- Есть ли заинтересованность отечественных предпринимателей в государственных закупках Союзных стран?
- Учитывая, что объем рынка государственных закупок стран Союза составляет 125 млрд. долл. США, из них свыше 114 млрд. долл. США приходится на рынок Российской Федерации, что составляет порядка 90%. В этой связи для отечественного бизнеса не только крайне интересна, но и жизненно важна возможность участия на рынке госзакупок России, что позволит осуществить дополнительный приток активов в национальную экономику, и, как следствие, положительную динамику развития предпринимательской сферы РК.
Доля участия отечественных поставщиков на рынках РФ и РБ, к сожалению, достаточно плачевна и составила за 2014 год – 221,6 млн. тенге, а за 2015 год – 22,0 млн. тенге. Тогда как российские и белорусские поставщики, в свою очередь, на сегодняшний день занимают существенную долю на казахстанском рынке:
- участие российских поставщиков в закупках РК 2014 году составило 5121,3 млн. тенге, а в 2015 году 159 млн. тенге;
- участие белорусских поставщиков в закупках РК 2014 году составило 51,43 млн. тенге, а в 2015 году 8,7 млн. тенге.
При этом одним из факторов в ограничении доступа казахстанских предприятий является отсутствие взаимного признания ЭЦП (электронная цифровая подпись) в государствах-членах ЕАЭС.
Как известно, российские и белорусские предприниматели получают ЭЦП в РК бесплатно, тогда как казахстанские предприниматели, на территории России и Беларуси, вынуждены для участия в госзакупках, при получении ЭЦП вносить обеспечительный взнос (250 росс. рублей), а также оплачивать процедуру выдачи ЭЦП (РФ - 5000 росс рублей, РБ – 510.000 бел. рублей).
Как следует из вышесказанного, проработка вопроса о взаимном признании ЭЦП послужит еще одним шагом к открытию доступа на рынок госзакупок стран – участниц Союза для отечественных предпринимателей.
Оставьте комментарий:
Комментарии: