Гульнара Отепова: Бизнесменом нужно родиться!
Генеральный директор ТОО «ОТЕПОВА и К», осуществляющий менеджмент медицинских центров «АЙЯ», кандидат медицинских наук, Председатель республиканской Ассоциации частных медицинских структур Гульнар Отепова рассказала об успехе своего бизнес-проекта, который разработала еще в 90-е годы. Бизнесвумен поделилась опытом и раскрыла планы на будущее. И даже поведала, как применить бизнес технологии в воспитании собственных детей.
- Когда вы задумались о собственном бизнесе?
- Я на рынке частной медицины 20 лет. В 1993 году я с дипломом Ташкентского государственного медицинского института вернулась домой – в Кокшетау, и устроилась на работу. Проработала в Государственной глазной больнице и через полгода решила, что надо работать на себя, зарабатывать деньги. Когда я пришла к маме и сказала, что ухожу из больницы, у нее случилась истерика. Потому что приехать с иностранным дипломом, без распределения, ведь Узбекистан после развала Союза уже стал иностранным государством и получить работу в государственной больнице, уже было успехом. А у меня на руках еще пятилетний сын. Через два года ему уже в школу, а мы с мужем живем в малосемейном общежитии. У меня была на тот момент одна мечта – не позволить своему сыну пойти в школу из общежития. Это была моя идея фикс!
- И вы решили…
- И тогда я арендовала кабинет офтальмолога на два часа при глазной больнице Кокшетау. Через пару лет началась приватизация, и я уже приватизировала это помещение. Первая моя клиника называлась «Денсаулык-2030». И вы знаете, она проработала довольно долго. Буквально, в прошлом году я ее продала. А все эти годы, я ежемесячно ездила в Кокшетау, чтобы оплатить налоги, выдать зарплату сотрудникам. Параллельно я занималась еще одним бизнес-проектом – начала создавать салоны контактных линз. Открыла такие салоны в нескольких городах: в Петропавловске, Щучинске, Кокшетау. И вот с таким опытом я уже приехала завоевывать столичный рынок. Приобрела в Астане однокомнатную квартиру и перестроила ее в салон контактных линз. Потом такой же салон появился и в Алматы. Я первая, кто привез линзы компании «Johnson & Johnson» в Казахстан. Меня до сих пор, как почетного гостя приглашают на все конгрессы. Все это время у меня в голове была четкая модель. Предпринимательство – это всегда в голове. С этим рождаются, этот навык практически не приобретается. Я еще в юности разные бизнес идеи воплощала. Кроме того, работала и санитаркой. И это совершенно нормально. Я когда сейчас сыну говорю, что он пойдет в медицинский институт учиться, а работать будет санитаром, у него это не укладывается в голове. Сейчас у меня два сына. И я учу их быть свободными людьми. А самая большая свобода заключается в том, чтобы не зависеть от того, во сколько тебя «поймал» начальник, и во сколько ты убежала с работы. Волка ноги кормят! Если ты не потопаешь, то не полопаешь. Если не побежать и не крутиться весь день, как белка в колесе, то в жизни ничего так и не будет. И об этом я говорю детям. Главное, не лениться, а много работать. По тем временам купить квартиру на первом этаже в Щучинске - это не было проблемой. Но сделать из нее выход, получить все разрешительные документы, и сейчас сложно. А в те времена было еще сложнее.
- Вы стартовали с бизнес-проектами в довольно сложные годы. В 90-е были те, кто не поверил в вас? Было ли доверие пациентов к частным клиникам тогда?
- Никогда не было сомнений, что люди мне не поверят. Я приглашала в свои клиники самых лучших врачей. Многие до сих пор работают. В моей команде лучшие детские хирурги, детские инфекционисты, педиатры. У меня сейчас своя служба скорой помощи! Все мои врачи – мэтры своей профессии. Кадры в бизнесе – это главное. К тому же, авантюризм здоровый он должен присутствовать в предпринимательстве. Без авантюризма и бесстрашия ничего не создашь. 90-е годы действительно были очень сложными. Я иногда оборачиваюсь и понимаю, что попросить в государственной клинике кабинет в аренду на два часа, было довольно смело. Представляете, это я сидела у кабинета главного врача, ждала ее, потом просила кабинет в аренду. Помню, как она мне говорит: «А кто ты вообще такая? Сначала научись работать, потом в аренду будешь кабинеты просить!». Не пациенты, а взрослое советское поколение врачей мне не доверяло. Они не могли понять, что я делаю! Потом эти же врачи у меня, кстати, и работали много лет. Те, кто кидал камни в мою спину. Я всегда ставлю хорошие проценты и оплату врачам, естественно, они идут. Потому что частная медицина этим и отличается от государственной. Может быть, мы сейчас не успеваем за технологиями государственной медицины, потому что на это государство выделяет большие суммы. Но зарплаты у наших врачей в госструктурах оставляют желать лучшего. Поэтому и уходят кадры. Многие начинают в госструктуре, получают опыт и уходят в частные клиники.
- Но ведь одной зарплатой не удержать хорошего врача. Какую модель управления вы разработали?
- У меня политика такая, я все годы направляю своих врачей на специализацию за границу. Все за счет нашей клиники. Мы естественно с ними потом подписываем договор, они три года обязуются отработать, или в процентном соотношении заплатить, если уйдут. На специализацию уезжают в Москву и Санкт-Петербург. Там они получают серьезные знания, отличный опыт, потом приезжают и применяют все это в клинике. И такая модель полностью себя оправдывает. Там новые технологии, там инновации. Здорово, что мы можем ездить и учиться. У пациентов тоже есть возможность получить консультацию и лечение за границей. Мы направляем наших клиентов в Германию и Турцию. И те проценты, что оплачивает нам зарубежная клиника за направление пациентов, я не беру. Эти деньги тоже уходят на обучение моих врачей в этих странах.
- А как вы совместили свое образование с бизнесом?
- Я первый кандидат наук, которая защитилась на своей базе – на базе салона контактных линз. Для работников частных структур это настоящая редкость была в то время. Я изучала своих пациентов три года на своих карточках и поделилась своим опытом работы. В своей работе по созданию салонов контактных линз в новых рыночных условиях, я совместила медицину, офтальмологию, качество жизни и бизнес. Над работой я трудилась больше 4 лет.
- Сегодня у вас сеть медицинских клиник в Астане. Как строите бизнес в столице?
- Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Моя концепция сегодня – это клиники у дома. Я продала медицинский центр в Кокшетау, Алматы, Петропавловске, Щучинске. И начала покупать помещения в Астане. А это очень дорого здесь. Все эти помещения ремонтируются согласно санитарным нормам, мы выстраиваем кабинеты для врачей, пациентов, для консультаций, помещения под новое оборудование. Мы планируем проводить операции в своих клиниках. В Астане у меня три медицинских центра «АЙЯ» и салон контактных линз. Один раз в три месяца у нас выходит информационный журнал, где публикуем статьи наших врачей. Распространяем его бесплатно в основном в наших медцентрах, в поезде Тальго, на борту самолета, в магазинах крупных. Скоро появится стойка и в здании Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен».
- Как правило, успешным бизнесменам всегда есть, что рассказать. Многие предприниматели активно занимаются общественной деятельностью. У вас есть такие проекты?
- Я возглавляла Ассоциацию частных медицинских структур городского уровня. Позже она стала уже республиканской. Небольшие медицинские центры, клиники у дома – вот такого формата клиники объединяет наша Ассоциация. За то время, что мы сотрудничаем с Национальной Палатой предпринимателей «Атамекен», мне удалось много работы выполнить по санитарным нормам. Мы их облегчили. Теперь я выступаю с инициативой разработать санитарные нормы специально для частных медицинских структур. Санитарные нормы у нас в стране одни и для государственных, и для частных клиник. А так не должно быть!
- А какие существенные различия вы предлагаете прописать? Какие нужны санитарные нормы для частных медучреждений?
- Вы были когда-нибудь в государственных больницах? Вы видели их коридоры? Там же можно на роликах кататься. Огромные! За электричество, отопление, воду там оплачивают за государственный счет. А мы частники, за свои коридоры, налоги, КСК, воду, отопление, электричество – все это оплачиваем из собственного кармана. Квадратные метры кабинетов – это отдельная тема. Я всегда чиновников спрашиваю, зачем такие огромные кабинеты, там ведь лечат, а не танцуют. Эти квадратные метры придумали специалисты в министерствах. Они реалий жизни не знают. Перед тем как расписывать такие нормы, нужно приехать в частную клинику и узнать, сколько это будет для бизнеса стоить. И сможет ли предприниматель такое потянуть. Пока по этому вопросу нет никаких изменений. Я думаю, в министерствах нас принимают с этим вопросом только потому, что мы члены НПП. Приди я к ним, как частное лицо, как руководитель своей клиники, меня бы даже слушать не стали. Я надеюсь решить этот вопрос положительно для частных клиник. Давно нужно облегчить работу предпринимателю нашей сферы.
Оставьте комментарий:
Комментарии: