Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Рустам Журсунов: «доброе имя» предпринимателя - положительная деловая репутация

08 Июня 2018
3051 просмотров

Об этом заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов сообщил на заседании Мажилиса Парламента РК. 

«Возникает вопрос – какой предприниматель является добросовестным и добропорядочным, а какой нет?», - поинтересовался Рустам Журсунов.  

Международный опыт показывает, что единственный инструмент оценки деловой репутации – это система рейтингов, независимая оценка и ранжирование субъектов предпринимательства. В качестве примера спикер привел небезызвестный рейтинг Красный гид Мишлен, «звездную» систему гостиниц. Добавив, что во всем мире институт рейтинговых оценок является неформальным, но при этом достаточно влиятельным инструментом саморегулирования предпринимательской среды.

«Атамекен» готов разработать соответствующую методологию, оставив ведение самого рейтинга по защите прав потребителей. Рустам Журсунов предложил обязательно увязать систему рейтинга с системой управления рисками в сфере проверок и стандартизации.

В своей речи Рустам Журсунов заострил внимание о необходимости выработать механизмы, когда бизнесу невыгодно будет выпускать некачественные товары. А в сфере контроля не должен возникать вакуум.

«Снижение уровня госвоздействия должно компенсироваться альтернативными инструментами. На всех площадках мы отмечаем, что наша задача – защищать добросовестных предпринимателей. Добросовестность – это основа основ успеха и фундамент положительной репутации», - начал выступление Рустам Журсунов.

Для решения проблем безопасности жизни и здоровья людей «Атамекен» предложил комплекс мер, с целью достижения баланса между интересами потребителя, бизнеса и государства. Бизнесу необходим квалифицированный оппонент со стороны потребителей.

Сегодня в Казахстане функционирует 55 обществ по защите прав потребителей из 172 зарегистрированных. Которые зачастую не имеют четкой системы организации и финансовой базы. Рустам Журсунов предложил объединить разрозненные общества под «зонтиком» единого союза с представительствами во всех регионах страны.

«Такой союз позволит централизованно представлять интересы всех потребителей, - акцентировал Рустам Журсунов. - Законодательство о защите прав потребителей также требует дальнейшего совершенствования. Гражданин должен знать четкий алгоритм действий при нарушении своих прав, в том числе с использованием такого инструмента как институт коллективных исков».

Еще одним предложением Нацпалаты стала потребность в развитие системы страхования.

«Вмененное страхование – это положительный опыт в современной международной практике. При такой системе страхования минимальные требования устанавливаются законом, все остальное определяется соглашением сторон», - объяснил Рустам Журсунов.

Отметив, что внедрение такого вида страхования особенно актуально в сферах, связанных с массовым скоплением людей. Для внедрения  системы «Атамекен» прорабатывает вопросы по определению четкого перечня рисков и объектов предпринимательской деятельности. Также начата работа по проведению статистического анализа и актуарных расчетов, разработке проекта типового договора. Эти вопросы включены в проект Дорожной карты, разработанной совместно с МВД РК. В качестве еще одной меры Национальная палата предпринимателей заявила о необходимо популяризации национальных стандартов.

«Нам необходимо задумываться о национальных стандартах. По товарам стандарты качества у нас есть, а где стандарты качества услуг?», - выступил Рустам Журсунов.

Сегодня техническим регламентом определяются минимальные требования безопасности, которым товар, обращаемый на рынке, должен соответствовать. В качестве плюсов Рустам Журсунов рассказал, что подобные отраслевые стандарты сократят издержки некачественного обслуживания и уменьшат количество жалоб потребителей. Это несет большой потенциал развития института саморегулирования. По словам Рустама Журсунова оно должно стать гарантией качества. 

Правоприменительная практика показала ряд открытых вопросов. Во-первых, создание СРО должно сопровождаться реальной передачей и сокращением конкретных разрешений и лицензий.

«Это осуществимо если готова среда. Также на фоне того, что в СРО передаются госфункции, а в ассоциации нет, «Атамекен» наблюдает искусственную «мутацию» ассоциаций в СРО, которые априори последними быть не могут. В «сухом» остатке мы можем получить СРО в сфере обращения лома черного металла, продажи ж/д билетов», - добавил Рустам Журсунов.

Было отмечено, что в вопросах безопасности жизни и здоровья граждан необходимы «короткие истории успеха» и быстрый результат. В связи с чем «Атамекен» совместно с госорганами запустил в пилотном режиме 3 дорожные карты – в сфере безопасности лифтов, пассажирских перевозок и пожарной безопасности. Совместно с акиматом Астаны был разработан детальный план с конкретными 14 мероприятиями в сфере лифтового хозяйства. По словам Рустама Журсунова, данные мероприятия позволят актуализировать реестр существующих на рынке субъектов, создать СРО и экспертный совет.

Также планируется проведение освидетельствования лифтов, разработка предложений по их модернизации и замене, аккредитация субъектов предпринимательства и разработка единого стандарта по эксплуатации. Для повышения ответственности бизнеса «Атамекен» разработал кодекс этики и делового поведения предпринимателей, где прописаны основные принципы и стандарты.

«В приоретете у нас обеспечение жизни и здоровья потребителей. Второе, открытость, неприемлемость обмана. Также базовыми принципами «Атамекен» считает соблюдение принятых обязательств, честную конкуренцию, противодействие коррупции», - уточнил Рустам Журсунов.

В кодексе заложены механизмы реагирования на нарушения этических стандартов. Было отмечено, что в ходе реализации кодекса будут созданы советы по этике с участием бизнес-сообщества, депутатов, представителей ассоциаций и общественных организаций. В заключение Рустам Журсунов призвал госорганы к сотрудничеству в предстоящей законотворческой работе по повышению ответственности бизнеса.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры