Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Национальная палата предпринимателей создала Рабочую группу по совершенствованию экологического законодательства РК

21 Мая 2014
8717 просмотров

Несмотря на все прогрессивные идеи существующего экологического законодательства, практика выявила определенные его пробелы и противоречия. Существующая система регулирования вопросов охраны окружающей среды подвергается справедливой критике со стороны специалистов и иностранных обозревателей, которые отмечают, что казахстанский закон и практика его применения имеют целью наказать природопользователя, но не восстановить и сохранить окружающую среду. Действительно, отдельные нормы действующего экологического законодательства не служат достижению общественно-полезной цели, создают неоправданно высокие административные барьеры для предпринимательства и обладают высоким коррупциогенным потенциалом.

Наличие ясной, справедливой и рациональной системы экологического законодательства – важный шаг на пути реализации государственной экологической политики, основывающейся на Конституции. Именно эффективное государственное регулирование должно обеспечить направление денежных средств на мероприятия по восстановлению и улучшению экологической ситуации в стране.

В связи с этим на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, а также изучения экологического регулирования некоторых из наиболее развитых иностранных государств нами предлагаются меры по совершенствованию казахстанского экологического законодательства. Основные блоки предлагаемых изменений заключаются в следующем.

Пересмотр системы платежей и ответственности природопользователей

Предлагается ввести прямую обязанность восстановить в натуре причинённый вред (ущерб) окружающей среде, если такой вред восстановим. Если вред не восстановим, то природопользователь уплачивает экологические отчисления, рассчитываемые по формуле используемого в настоящее время косвенного метода экономической оценки ущерба с применением понижающего коэффициента.

Предлагается налоговую плату за эмиссии взимать по однократной ставке за фактический объем эмиссий, независимо от правомерности либо неправомерности эмиссий, что отвечает реальной природе налоговых платежей.

Административный штраф для субъектов крупного предпринимательства предлагается установить единообразно с остальными субъектами в размере, кратном месячному расчетному показателю.

Предлагается ограничить право местных органов власти повышать ставки платы за эмиссии, поскольку существующая система приводит к тому, что одно и то же правонарушение может трактоваться в одной административно-территориальной единице как административное правонарушение, а в другой – уже как уголовное преступление, чем нарушается принцип унитарности государства и законодательства.  

Выгоды и преимущества:

При юридически неоспоримом приоритете возмещения вреда окружающей среде в натуральной форме, законодательство будет реально работать на восстановление и охрану окружающей среды, что обеспечит выполнение государством задач, закрепленных в Конституции.

Введение прямой обязанности по восстановлению окружающей среды есть прямая мера по выполнению международных обязательств Казахстана, закрепленных в ряде международных конвенций в области охраны окружающей среды и сохранения природных объектов, участником которых является Республика Казахстан.

Предлагаемые правила будут достаточно простыми и ясными для применения, что в свою очередь позволит устранить причину для большого количества судебных разбирательств между природопользователями и государственными органами.

Создание экологического фонда, введение дополнительных мер экономического стимулирования

Предлагается направлять экологические отчисления за экологические правонарушения в Национальный экологический фонд, средства которого будут использоваться исключительно на природовосстановительные и  природоохранные мероприятия. 

Дополнительной мерой экономического стимулирования является предложение по применению понижающего коэффициента для расчета размера экологических отчислений, который представляет собой отношение суммы затраченных на природоохранные мероприятия денег к стоимости активов предприятия. Именно такое адресное направление средств по месту непосредственного воздействия на окружающую среду является наиболее эффективной мерой по восстановлению окружающей среды.  

Выгоды и преимущества:

Предлагаемые меры позволяют обеспечить прямое финансирование экологических потребностей государства и общества, таких как восстановительные работы по устранению последствий загрязнений окружающей среды, оснащение государственных инспекций современными приборами аналитического контроля, развитие системы экологического мониторинга, экологических исследований, образовательных экологических программ, поддержка заповедников и других особо охраняемых природных территорий, издание экологической литературы и других видов природоохранной деятельности.

Предлагаемые меры экономического стимулирования позволят мотивировать предприятия затрачивать средства на природоохранные мероприятия, приобретение передовых экологических технологий и оборудования.

Оптимизация администрирования экологических разрешений на эмиссии

Предлагается оптимизировать систему и процедуру выдачи экологических разрешений на эмиссии в окружающую среду (далее – ЭРЭ) путем:

- объединения стадии государственной экологической экспертизы и выдачи ЭРЭ в одну процедуру (с сокращением срока выдачи ЭРЭ с 4-5 месяцев до 70 дней);

- изъятия отдельных процессов и перевода их в самостоятельные процедуры;

- введение принципа «одного окна» для целей получения разрешений.

Вводится «презумпция выдачи» ЭРЭ. Предлагается ввести обязанность для уполномоченного органа публиковать на своем Интернет-ресурсе реестр поданных заявок на получение ЭРЭ и принятых по ним решений, а также ряд прочих предложений для создания механизма реализации предлагаемых мер.

Предлагается ввести дополнительную административную ответственность за несоблюдение природоохранных мероприятий и вводятся новые составы административных экологических правонарушений.

Выгоды и преимущества:

Сокращение срока выдачи ЭРЭ позволяет поднять конкурентоспособность отечественных предприятий и промышленности в целом, поскольку сокращается срок реализации производственных планов и внедрения новых технологий.

Снижение административной нагрузки и коррупциогенности процесса выдачи ЭРЭ путем предлагаемой оптимизации процедур также отвечает интересам государства и находится в полном соответствии с проводимой политикой по снижению административных барьеров для предпринимательства и является одним из реальных инструментов поддержки и реализации указанной политики. 

Наряду с упрощением процедур, государство получает дополнительный контроль над природопользователями в виде дополнительных административных санкций. Предсказуемость лимитной политики в отношении эмиссий позволит более четко планировать производственные задачи и, соответственно, более точно прогнозировать доходы государства от доли в бюджетообразующих контрактах и бизнесах.

В целом, предлагаемые меры позволят перейти на общепринятые в международной практике подходы в области охраны окружающей среды, улучшить экологическую ситуацию на территории Республики Казахстан, повысить рейтинг Казахстана как страны с разумным и действенным экологическим законодательством.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры