Проблемы развития ТиПО кроются в несовершенстве законодательства
Основные проблемы развития технического и профессионального образования (ТиПО) кроются в несовершенстве законодательства в этой сфере, считает директор Алматинского государственного колледжа Насымжан Оспанова. От Палаты предпринимателей города Алматы она избрана делегатом на I съезд Национальной палаты предпринимателей, который пройдет 25 июня в Астане.
Н.Оспанова планирует выступить на съезде и озвучить ряд отраслевых проблем, которые нужно решать в ближайшее время.
«С 2011 года в сфере ТиПО создана жесткая инструктивная база, препятствующая процессам интеграции образования с бизнесом. Так, приказом Министерства образования и науки РК от 24 апреля 2013 года утверждены типовые учебные планы по 65 специальностям в формате рабочих. Это проведено в нарушение «Государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования», в соответствии с которым типовой учебный план должен утверждаться в рамочном формате (перечень и объем учебных дисциплин) и не должен содержать порядок изучения дисциплин, особенно график учебного процесса, который должен определяться с предприятиями на местах», - отметила делегат.
Кроме того, до настоящего времени не разработаны типовые учебные планы для подготовки кадров из числа лиц с ограниченными возможностями, для продолжения обучения на базе рабочей квалификации, для проведения экспериментальной работы, в т.ч. по внедрению дуальной системы обучения, которой предусмотрено значительное увеличение практики.
«19 января 2012 года постановлением Правительства РК утверждены «Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования», согласно которым выпускник колледжа должен сдавать комплексное тестирование по общеобразовательным предметам. То есть, выпускнику колледжа предложено при поступлении в вуз проходить тестирование по программам общеобразовательных дисциплин, которые он изучал более 1,5-2,5 лет назад», - продолжает Н.Оспанова.
Представитель ПП г.Алматы напомнила, что в марте 2011 года вступил в силу Закон «О государственном имуществе в РК». Согласно ст.134 государственные высшие учебные заведения лишены права реализовывать программы ТиПО. «В результате сегодня частные вузы вправе иметь в структуре непрерывного образования колледжи, а государственные - нет», - заявила она.
Еще одна проблема - наличие в нормативных правовых актах некорректной терминологии, полностью не отражающей функциональное содержание той или иной нормы документа. Так, в приложении №19 к постановлению Правительства РК №1400 указаны размеры доплат за квалификационную категорию всем педагогическим работникам. Устанавливается данный вид доплат по итогам аттестации, но не под общим термином «педагогическим работникам», а с формулировкой «учителям». В результате на местах перестали осуществлять доплату за категории преподавателям колледжей.
Н.Оспанова отметила, что с момента образования Палаты предпринимателей г.Алматы его социальным блоком проведена немалая работа по улучшению взаимоотношений между бизнес-структурами и образовательными учреждениями.
Так, запущен проект по созданию Ресурсного центра адаптации и профессионального и инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями на базе колледжа технологий и флористики. Палата постоянно участвует в благотворительных акциях в рамках реализации проектов «Линия жизни», «Адресная помощь ветеранам» к Дню Победы и «Новый путь» по ресоциализации и адаптации несовершеннолетних осужденных («Последний звонок», «День защиты детей»). Выпущена «Памятка для работодателей по трудоустройству инвалидов» на русском и казахском языках, подписаны меморандумы между ПП г.Алматы и вузами: КазНУ им аль-Фараби, МАБ, КазНУ им. К.Сатпаева, а также трехстороннее соглашение между акиматом города, Алматинским Союзом профсоюзов и ПП Алматы. Но, чтобы эти документы и проекты были полностью реализованы, нужно усовершенствовать законодательство в сфере ТиПО.
Делегат I съезда НПП надеется, что ее слова будут услышаны и работа по развитию технического и профессионального образования станет более эффективной.
Оставьте комментарий:
Комментарии: