Страны ТС решают сообща вопросы трудовых мигрантов
Трудовая миграция в рамках Таможенного союза наиболее отчетливо отмечается в Казахстане и России, куда устремляются профессиональные кадры с целью получения достойного рабочего места с хорошей зарплатой.
И сегодня для казахстанцев, равно как и для россиян и белорусов, стоит ряд вопросов, связанных с трудовой деятельностью на территории стран–участниц интеграционного объединения.
При этом одной из основных проблем является низкая информированность трудовых мигрантов о своих правах и обязанностях. Как отметил заместитель председателя Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Аслан Каржаубаев: «Именно из-за незнания законодательства, осуществляя трудовую деятельность, они могут войти в противодействие с местным населением, как бы занимая их нишу. Потенциальные трудовые мигранты будут это знать – это намного облегчило бы ситуацию».
В данном случае необходимо отметить, что свобода передвижения трудовых мигрантов, или как еще называют их человеческого капитала, достаточно четко отражена в ряде заключенных соглашений, позволяющих работникам значительно сократить время и упростить процедуры при трудоустройстве в одной из стран–участниц ЕЭП. Одним из них является соглашение «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей», согласно которому упростился порядок пребывания и работы на территории стран ЕЭП. Данный документ, заключенный 19 ноября 2011 года между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, вступил в силу с 1 января 2012 года.
В соответствии с ним упрощены процедуры нахождения граждан стран тройки на территории Таможенного союза. Например, гражданин Казахстана имеет право находиться в России в течение 30 дней без обязательной ранее регистрации. Все граждане стран–участниц ЕЭП имеют одинаковые права и обязанности при трудоустройстве в Казахстане, Беларуси и России, за некоторым исключением, отраженным в национальных законодательных актах.
Но есть и другой вопрос – относительно квалифицированных специалистов, обладающих дипломами. Как в этом случае быть, насколько легитимными являются дипломы из Казахстана, скажем, в Беларуси и России – в Казахстане? Будут ли признаваться дипломы о высшем образовании казахстанских вузов при трудоустройстве в России и Беларуси и наоборот? В этом случае стоит отметить, что в данный момент разрабатывается список высших учебных заведений стран–участниц ЕЭП, чьи дипломы не будут требовать подтверждения во всех трех странах–участницах интеграционного объединения. Например, выпускник «Назарбаев Университета» имеет полное право на трудоустройство в России и Беларуси, как и выпускник МГУ им. Ломоносова.
Другим аспектом, волнующим специалистов, курсирующих между странами–членами ЕАЭС, является вопрос о льготах, которыми может иметь право воспользоваться мигрант в связи с принятием соглашения «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». Здесь все тоже довольно ясно. Так, с принятием данного соглашения исключены процедуры разрешения на работу, которые страны устанавливали с целью защиты внутреннего рынка труда.
В результате работник, прибывший из страны–участницы ЕЭП, пользуется такими же профессиональными и социальными преференциями (право на труд, устройство детей в школьные и дошкольные учреждения, возможность пользоваться услугами медицинских учреждений, обязательства по уплате налогов), что и работники страны, принимающей трудового мигранта. Исключение составляет работа на государственной службе и прохождение службы в армии.
Однако здесь есть и свои нюансы. Так, например, одним из вопросов остается подоходный налог для трудящихся-миг-рантов из Казахстана, который в России составляет 30 процентов, в то время как россияне, работающие в Казахстане, оплачивают 10 процентов. Однако после совместных обсуждений было принято решение, в соответствии с которым с 1 января 2015 года ставка подоходного налога в России для казахстанских трудящихся-мигрантов составит 10 процентов. Следует отметить, что с момента вступления в силу данного соглашения наблюдается кратное увеличение потока трудовой миграции как из Казахстана, так и в Казахстан.
Немаловажным моментом является и так называемый пенсионный вопрос. Так, например, известно, что сейчас прорабатывается вопрос об учете стажа гражданина, допустим, России при начислении пенсии, если он решит переехать, к примеру, в Беларусь. Таким образом, на территории стран–членов Евразийского экономического союза запланировано введение в действие нормы о взаимозачете трудового стажа.
В свою очередь для граждан Беларуси и России установлен упрощенный порядок осуществления трудовой деятельности на территории Казахстана. Этот порядок не требует получения разрешений на работу, а также дает возможность регистрации на весь срок действия трудового договора. В настоящее время доля высококвалифицированной рабочей силы, привлекаемой на казахстанский рынок труда, уже составляет более 70 процентов.
Между тем в Казахстане уже сегодня ощущается нехватка профессиональных кадров, которые могли бы быть восполнены из стран–участниц Таможенного союза. «Сегодня, активно реализуя политику индустриализации, Казахстан все больше нуждается в квалифицированной конкурентоспособной рабочей силе, соответствующей запросам инновационного развития страны. По предварительным оценкам, до 2018 года в Казахстане наиболее дефицитными станут профессии технического и профессионального образования», – отметила глава Министерства труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова.
Таким образом, для удовлетворения спроса на профессиональные кадры нашей республике необходимо не только приглашать из-за рубежа высококлассных специалистов, но и в отечественных вузах решать вопросы подготовки профессионалов по наиболее востребованным специальностям. Тем более что у нас для этого есть как учебно-материальная база, так и высококлассный преподавательский состав, способный обучать молодежь всем премудростям и навыкам тех профессий, которые являются востребованными в нашей республике.
Оставьте комментарий:
Комментарии: