Рычаги Договора о создании ЕАЭС, гарантирующие суверенитет страны-участницы
Считанные дни остаются до подписания главами трех государств Договора о создании Евразийского экономического союза. Накануне этого исторического события первый заместитель Премьер-Министра Казахстана, председатель координационного совета РК по вопросам интеграции, член совета Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев рассказал, какие рычаги договора гарантируют сохранение суверенитета странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщает Казинформ.
Выступая сегодня на заседании Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2050», он отметил, что в обществе нередко задают вопросы о сохранении государственного суверенитета в связи с интеграцией Казахстана с Россией и Белоруссией. Звучат также мнения о некоем воссоздании СССР.
«В этой связи важно понимать следующее. Первое - Евразийский экономический союз не является политическим объединением. Предметом договора являются вопросы исключительно экономического сотрудничества. В ходе переговоров мы отстояли позицию о недопустимости политизации союза и обсуждения в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет», - подчеркнул вице-премьер.
Несмотря на предложения партнеров, сообщил Бакытжан Сагинтаев, не были рассмотрены нормы о сотрудничестве сторон в неэкономических сферах: здравоохранении, образовании, науке, культуре, гражданстве, правовой помощи, охране границ, общего парламента, общей миграции, обороне и безопасности.
«Это было четкое поручение Главы государства. Этих вопросов в проекте договора нет», - добавил вице-премьер РК.
Во-вторых, четко подчеркнул Бакытжан Сагинтаев, с образованием ЕАЭС возврата к СССР не будет. По его словам, в договоре обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов сторон.
«В пункте договора заложен четкий механизм консенсуса при принятии стратегически значимых решений на всех уровнях, что исключает наряду с другими мерами всякую возможность доминирования какого-либо государства», - уточнил он.
Например, в коллегии Комиссии, которая, по сути, является наднациональным органом, заложен механизм принятия решения консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам, которые будут утверждаться Главами государств, по остальным - квалифицированным большинством в две трети голосов.
«Более того, любой вопрос, который принимает коллегия, может быть блокирован советом Комиссии, где решения также принимаются только консенсусом. Но даже эти решения Комиссии, в случае их несоответствия интересам отдельного государства, могут быть пересмотрены в Межправительственном совете на уровне глав правительств и в Высшем совете на уровне глав государств. Также любой вопрос может быть оспорен в создаваемом Суде союза. Таким образом, обеспечивается принцип обязательного учета интересов всех стран-участниц при принятии решений», - рассказал Бакытжан Сагинтаев.
В-третьих, сообщил вице-премьер, согласно подписываемому договору ничто и никто не запрещает Казахстану заключать договора с третьими государствами и международными организациями.
«Важнейший принцип многовекторной внешней политики, проводимой Казахстаном, сохраняется, и возможность ее самостоятельного проведения или изменения в дальнейшем остается неоспоримой», - добавил заместитель Премьер-Министра.
В заключение вице-премьер сообщил, что Казахстан на должном уровне будет представлен в органах союза. В союзе будут два постоянно действующих органа - Евразийская экономическая комиссия и Суд, в которых также будет обеспечено равенство сторон, это конкретно прописано в договоре.
«Комиссия состоит из двух уровней - совета и коллегии. Совет представлен тремя заместителями премьер-министров, в коллегию входят по три представителя от каждого из государств «тройки». То же и в Суде союза, куда назначаются по двое судей от каждого из государств», - заключил Бакытжан Сагинтаев.
Оставьте комментарий:
Комментарии: