Обсуждение национальной концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан совместно с Корпоративным Фондом «Фонд Евразия Центральной Азии» разработала проект Национальной концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане.
В рамках Генерального трехстороннего соглашения на 2012-2014 годы была поставлена задача по разработке концепции, основанной на экономической мотивации бизнеса».
Целью проекта является разработка единого подхода в продвижении корпоративной социальной ответственности в Республике Казахстан.
Замечания и предложения к данному документы будут приниматься в комментариях до 1 июня 2014 года.
Национальная концепция корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане
Содержание
Введение. 3
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ КСО В КАЗАХСТАНЕ.. 7
1. Обеспечение системного продвижения КСО.. 7
2. Внедрение принципов КСО в практику работы государственных структур при выполнении ими основных функций. 7
3. Государственное стимулирование внедрения КСО в бизнес. 8
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕСА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ КСО В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 13
1. Корпоративное управление. 13
2. Соблюдение прав человека. 15
3. Вопросы занятости и трудовых отношений. 16
4. Охрана окружающей среды.. 18
5. Добросовестные деловые практики. 19
6. Интересы потребителей. 21
7. Вовлечение в сообщества и их развитие. 23
8. Роль малого и среднего бизнеса. 25
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КСО В КАЗАХСТАНЕ.. 26
1. НПО.. 26
2. Бизнес-ассоциации. 26
3. Профсоюзы и ассоциации работодателей. 27
4. Научные и образовательные центры и университеты.. 27
5. Средства массовой информации. 28
6. Организации по защите прав потребителей. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.30
Введение
Цель концепции: Выработка единого подхода к системному развитию КСО и созданию благоприятных условий для интеграции КСО в деятельность компаний с целью достижения устойчивого развития Казахстана в целом и роста общественного благосостояния в частности, а также эффективной реализации стратегических национальных задач.
Основными задачами концепции являются:
- Выработать единое понимание корпоративной социальной ответственности ключевыми заинтересованными сторонами (бизнес, государство, гражданский сектор).
- Определить текущее состояние развития КСО в Казахстане.
- Разработать рекомендации ключевым заинтересованным сторонам для создания основы системного продвижения принципов КСО в Казахстане.
Срок выполнения концепции: период с 2015 до 2020 года.
Отличительная особенность настоящего документа заключается в том, что в нем рассматривается единый подход к продвижению КСО в Казахстане, основанный на углублении партнерства, в котором все стороны играют активную роль:
- Государство призвано создавать законодательные и демократические основы для благоприятного развития бизнеса и общества;
- Бизнес призван реализовывать принципы КСО на практике, учитывая задачи социально-экономического развития общества в целом;
- Гражданский сектор призван осуществлять на практике инструменты общественного участия на всех уровнях в процессе принятия и исполнения решений, касающихся реализации принципов КСО.
В вопросах развития КСО как процесса повышения доверия к компаниям лидирующую роль должно взять на себя бизнес сообщество. Бизнес должен самостоятельно принимать решения относительно разработки и внедрения подходов к КСО на своих предприятиях. Только предоставление гибкости в вопросах КСО будет стимулировать компании развивать и внедрять инновационные решения в сфере социальной ответственности.
Государственные органы призваны создавать разумное сочетание и баланс добровольных политических мер и, при необходимости, дополнительного правового регулирования с целью повышения прозрачности, создания рыночных стимулов для культивирования ответственного ведения бизнеса и обеспечения корпоративной подотчетности.
Организации гражданского общества могут проводить мониторинг деятельности компаний, выявлять проблемы, привлекать внимание общественности к актуальным социальным вопросам и сотрудничать с бизнесом для решения вопросов, связанных с КСО. Средства массовой информации могут повышать осведомленность общественности о позитивном и негативном воздействии предприятий на общество и окружающую среду.
Определение и принципы КСО
В Казахстане существуют следующие определения корпоративной социальной ответственности (КСО)[1]:
1.В Законе РК «О частном предпринимательстве»: «социальная ответственность бизнеса - добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах [1].
2.Государственный стандарт Республики Казахстан «СТ РК ИСО 26000-2011» трактует КСО как «ответственность организаций за воздействия решений и деятельности организации на общество и окружающую среду посредством прозрачного и этичного поведения, которое способствует устойчивому развитию, включая благополучию и благосостоянию общества».
Государственный стандарт Республики Казахстан «СТ РК ИСО 26000-2011» рекомендует рассматривать семь основных вопросов социальной ответственности, объединяющих глобальные принципы ООН, вопросы трудовых и социальных отношений, эффективного использования природных ресурсов через конструктивный диалог с государственными органами и местными сообществами:
1. корпоративное управление (или управление организацией);
2. соблюдение прав человека;
3. трудовые практики;
4. охрана окружающей среды;
5. добросовестные деловые практики;
6. интересы потребителей;
7. участие в жизни сообществ и их развитие.
В рамках стремления к цели максимального увеличения вклада в устойчивое развитие общества компаниям следует соблюдать семь принципов социальной ответственности: подотчетность, прозрачность, этическое поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона и международных норм поведения [2].
Интеграция социальной ответственности в свою деятельность дает компаниям возможность получить следующие многочисленные преимущества [3]:
- обеспечение более информированного принятия решений, основанных на лучшем понимании ожиданий общества, возможностей, связанных с социальной ответственностью (в том числе более эффективное управление юридическими рисками) и рисками от того, если не быть социально ответственным;
- улучшение практик управления рисками в организации;
- повышение репутации организации и благоприятствование большему общественному доверию;
- поддержание социального доверия к деятельности организации;
- создание инноваций;
- повышение конкурентоспособности организации, в том числе доступа к финансированию и привилегированному партнерскому статусу;
- улучшение отношений организации с заинтересованными сторонами, тем самым, открывая перед организацией новые перспективы и контакты с широким кругом заинтересованных сторон;
- повышение лояльности, вовлеченности, участия и улучшения морального состояния сотрудников;
- положительное влияние на возможность организации привлекать, мотивировать и удерживать сотрудников;
- обеспечение экономии, связанной с повышением производительности труда и эффективности использования ресурсов, снижением расхода энергии и воды, уменьшением отходов, а также применением более качественных средств вспомогательного производства;
- повышение надежности и честности сделок посредством ответственного вовлечения в политику, добросовестной конкуренции и отсутствия коррупции,
- предотвращение или уменьшение возможных конфликтов с потребителями относительно продукции или услуг.
[1] В международной практике отсутствует единое определение КСО. Каждое общество и государство формирует свое собственное определение КСО и представление об уровне интеграции КСО в бизнес практику в соответствие с национальными приоритетами общества.
SWOT- анализ
Данная концепция выстроена в форме основных рекомендаций, которые с точки зрения разработчиков необходимо рассмотреть в качестве первоочередных мер, необходимых для достижения качественных изменений. Данные рекомендации были разработаны на основе тщательного изучения текущей ситуации и экспертных заключений, основные положения, которых изложены в SWOT-анализе.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ КСО В КАЗАХСТАНЕ
1. Обеспечение системного продвижения КСО
Рекомендации:
- Создать новую или определить имеющуюся государственную структуру и наделить ее всеми необходимыми полномочиями для разработки национальной политики в сфере КСО и обеспечения эффективной межотраслевой и межведомственной координации деятельности всех заинтересованных сторон, осуществляемой с целью реализации данной политики.
- Разработать долгосрочную Национальную Стратегию по КСО или устойчивому развитию в соответствие с международными соглашениями, стандартами и лучшими практиками.
- На основе Национальной Стратегии по КСО разработать планы первоочередных мер по продвижению КСО на национальном, региональном и местном уровнях.
- краткосрочные рабочие планы.
- Проанализировать существующие и вновь разрабатываемые государственные программы развития с точки зрения отражения в них принципов КСО и внесения рекомендаций с последующей их адаптацией в соответствие с проведенным анализом.
- Создать постоянно действующую национальную многостороннюю платформу [4] по КСО с участием экспертов из бизнеса, государственных структур и гражданского сектора с целью[1]:
организации диалога заинтересованных сторон (бизнес, государство и гражданский сектор);
привлечения заинтересованных сторон в процесс принятия политических решений, связанных с КСО и устойчивым развитием;
выработки единого понимания концепции и принципов КСО, ожиданий от применения этих принципов, а также методов оценки соответствия результатов этим ожиданиям;
осуществления совместного мониторинга выполнения принятых планов и обязательств по КСО и разработке механизмов оценки КСО практики с учетом международного опыта;
создание веб-портала для размещения аналитической информации.
2. Внедрение принципов КСО в практику работы государственных структур при выполнении ими основных функций
Государству следует на собственном примере показывать свою приверженность социальной ответственности. В международной практике при оценке уровня развития КСО страны в обязательном порядке оценивается и социальная ответственность самих государственных структур [5].
Рекомендации:
- Разработать механизмы оценки и мониторинга процесса внедрения КСО в государственные структуры.
- Для информирования общественности публиковать КСО отчет о деятельности правительства по всем направлениям КСО.
- Местные исполнительные органы власти должны создать условия для прозрачных партнерских отношений с бизнесом и гражданским сектором на региональном уровне, в частности:
предоставлять социальные отчеты об эффективности использования социальных инвестиций, привлеченных от бизнеса;
предоставлять информацию обо всех соглашениях, где бизнес и другие заинтересованные стороны[2] берут на себя социальные обязательства в рамках своих КСО политик;
вовлекать заинтересованные стороны в мониторинг исполнения социальных инвестиций;
привлекать заинтересованные стороны в формирование социальных приоритетов регионов.
- Способствовать повышению квалификации соответствующих государственных служащих (институты развития, государственные холдинги, государственные инвестиционные компании, министерства, акиматы и т.д.) на центральном и региональном уровнях в сфере КСО и УР посредством внедрения данных компонентов в учебные программы подготовки государственных служащих.
3. Государственное стимулирование внедрения КСО в бизнес
На данном этапе развития РК, бизнес опасается, что КСО будет носить обязательный характер, и что государство будет определять объем и приоритеты социальных инвестиций без учета мнений самого бизнеса. Вместе с тем подавляющее большинство компаний готовы вовлекаться в решение социальных проблем в регионах, но подчеркнули необходимость создания государством экономических и неэкономических стимулов, которые позволили бы бизнесу увидеть экономическую и/или репутационную выгоду от внедрения и следования принципам КСО.
Неэкономические инструменты
Рекомендации:
- Проводить государственные информационно-просветительские кампании для повышения осведомленности и знаний о КСО среди всех заинтересованных сторон, в том числе через центральные государственные СМИ и финансовую поддержку общественных организаций (государственные закупки).
- Через государственный заказ поддерживать СМИ, способствующие повышению осведомленности заинтересованных сторон и широкой общественности в области КСО и популяризирующие положительные примеры практической реализации принципов КСО казахстанскими и зарубежными компаниями.
- Организовать системное признание вклада бизнес в КСО посредством проведения региональных конкурсов по социальной ответственности (аналог конкурса «Парыз» в областном масштабе). В тоже время эксперты рекомендуют пересмотреть критерии конкурса «Парыз» для полного отображения принципов корпоративной социальной ответственности и перехода от количественных к качественным критериям.
Экономические инструменты
А. Налоговые льготы
На данный момент в Казахстане уже применяются определенные налоговые льготы, направленные на мотивирование компаний к деятельности по КСО (подробный анализ существующих льгот и рекомендации по совершенствованию налоговых льгот смотрите в отчете «Корпоративная Социальная Ответственность и налоговое стимулирование», (2013 г.). Но насколько эффективны данные налоговые льготы? К сожалению, в Казахстане отсутствует система мониторинга и оценки эффективности используемых налоговых льгот по КСО.
Также одной из проблем является низкая осведомленность предприятий даже о существующих налоговых льготах. В ходе проведения исследования САНДЖ (2013 г.), респондентам был задан вопрос касательно их знаний о налоговых льготах для компаний, которые поддерживают и реализуют инициативы по КСО и благотворительности в Казахстане. Анализ показал, что знания о налоговых льготах очень низкие, лишь 17% опрошенных респондентов утвердительно заявило, что они знают о таковых льготах, 30% что-то слышало, 53% ничего не знает, из них 42% желает узнать, а остальные не желают что-либо знать.
Основываясь на данных результатах, мы можем заключить, что сегодня налоговые льготы в качестве экономического инструмента по стимулированию КСО почти не работают. Однако исследование [7], проведенное Налоговым Исследовательским Центром Центральной Азии с анализом налоговых льгот по КСО в 12 странах мира, четко демонстрирует, что льготы по корпоративному, социальному и другим налогам являются правомерными инструментами государства по стимулированию частного сектора, ориентированных на получение прибыли, к выполнению социальной ответственности.
Рекомендации:
- Разработать систему мониторинга и оценки: а) для определения стоимости существующих налоговых льгот для государственного бюджета (потери государства от налоговых поступлений); б) для определения эффективности применения налоговых льгот с точки зрения стимулирования бизнеса быть более социальной ответственным; с) для определения социально-экономического эффекта, оказываемого на общество в результате применения данных льгот.
- Публично раскрывать результаты вышеуказанного мониторинга и оценки.
- Совершенствование мер, применимых к корпоративному подоходному налогу (КПН):
- Рассмотреть возможность увеличения допустимого предела расходов, относимых на вычет, до 5% или 10%, аналогично практики США, Китая, Малайзии, Сингапура и Чешской Республики.
- Рассмотреть возможность предоставлять компаниям, финансирующим долгосрочные социально-ориентированные проекты, право на перенос вычитаемых расходов по КСО на будущие периоды, для обеспечения гарантии того, что право на налоговую льготу не теряется по причине отсутствия налогооблагаемой прибыли.
- Рассмотреть возможность вычета, неограниченного количества расходов в отношении не только Университета Н.Назарбаева, но и всех других университетов в РК.
- Совершенствование мер, применимых к индивидуальному подоходному налогу (ИПН):
- Рассмотреть введение конкретных налоговых мер, дающих физическим лицам право на вычет расходов, понесенных в виде пожертвований на определенные проекты по КСО и проекты, где индивидуальные налогоплательщики добровольно выступают в качестве волонтеров.
- Также необходимо рассмотреть введение каких-то специальных мер, которые могут поспособствовать предотвращению злоупотребления индивидуальными налоговыми льготами, и предотвратить передачу средств между взаимосвязанными сторонами, организациями, компаниями и другими структурами.
Совершенствование мер, применимых к социальному налогу:
- Ставка социального налога в Казахстане сравнительно низкая по сравнению с другими странами, и поэтому относительно не представляет такой большой нагрузки на работодателя. Это может быть аргументом со стороны оппонентов, не разделяющих мнение о необходимости введения дополнительных льгот. В настоящий момент два вида организаций могут использовать пониженную ставку социального налога: а) организации, трудоустроившие людей с ограниченными способностями[3] – уплачивают социальный налог по ставке 4,5% вместо обычной ставки в 11%; б) организации, задействованные в сельском хозяйстве, производстве продукции аквакультуры (рыболовства) – могут снизить социальный налог на 70%, что означает, что эффективная ставка будет равна 3,3% вместо обычной ставки в 11%.
Однако следует рассмотреть введение специальных налоговых льгот по социальному налогу для повышения уровня трудоустройства определенных социальных групп, испытывающих затруднение при трудоустройстве. К таким социально-проблемным группам относятся недавние выпускники университетов; матери, возвращающиеся на место работы после продолжительного декретного отпуска или находящиеся в поисках нового рабочего места; пожилые граждане предпенсионного возраста; граждане, которые числятся официально безработными на протяжении более трех лет.
- По этим категориям сотрудников, могут быть рассмотрены аналогичные пониженные ставки социального налога, как, к примеру, для людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, такие меры должны быть только временного характера – т.е. могут быть доступны только определенный период времени – к примеру, 2 или 3 года, т.е. период, за который рассматриваемое лицо, сможет компенсировать свое положение благодаря полученному трудовому опыту.
Дополнительные меры для стимулирования корпоративной социальной ответственности представлены в Приложении к данной концепции.
В. Ответственные государственные закупки
Государственные закупки, проводимые с учетом установленных критериев соответствия экологическим и/или социальным стандартам, способствуют продвижению социально ответственных компаний за счет улучшения рыночных условий для их деятельности. Такая политика подчеркивает серьезность государства в вопросах КСО. Критерий устойчивости развития в договорах о государственных закупках также является сильным финансовым стимулом для частных компаний.
Рекомендации:
С учетом национальных приоритетов Казахстана и международного опыта совместно с представителями бизнеса и гражданского сектора разработать экологические, социальные и этические критерии для внедрения в государственные закупки. Внести соответствующие изменения в закон о государственных закупках.
- Интегрировать социальные, экологические и этические стандарты в политику государственных закупок путем разработки и внедрения соответствующих критериев в тендерные процедуры.
Определить приоритетные области (например, строительство, транспорт, электричество, офисная техника, бумага, мебель и т.д.) применения экологических, социальных и этических критериев в государственных закупках.
Разработать Национальный План по внедрению экологических, социальных и этических критериев в государственные закупки.
Провести широкую информационно-просветительскую кампанию среди представителей центральных и местных государственных органов по новым критериям государственных закупок:
Разработать и опубликовать практические руководства;
Проводить тренинги и семинары;
Проводить конкурсы лучших и наиболее ответственных контрактников и закупщиков.
С. Социально ответственное инвестирование (СОИ)
За последнее десятилетие фондовый рынок стал играть значительную роль в продвижении КСО и, как следствие, обеспечении устойчивого развития. Инвесторы начали осознавать важность нефинансовых факторов в формировании капитализации. Социально ответственное инвестирование (CОИ) описывает стратегии инвестирования, которые предполагают не только максимизацию прибыли, но и создание пользы обществу [8]. Сегодня в социально ответственное инвестирование вовлечены институциональные инвесторы (финансовые институты, в том числе коммерческие банки, страховые компании и пенсионные фонды итд.) и индивидуальные инвесторы (инвестиционные компании, представляющие интересы физических лиц, и сами физические лица, являющиеся профессиональными участниками фондового рынка). В роли катализаторов развития СОИ выступают пенсионные фонды [9].
Рекомендации:
- При принятии решений о выделении государственных инвестиций частным компаниям, законодательно закрепить оценку соответствия уровня развития КСО в компаниях, в качестве одного из критериев отбора. Законодательство должно обеспечить базу для социальных инвестиций с учетом принципов социально-экологической устойчивости, внедрения механизмов реализации зеленой и циркулярной экономики.
- Рекомендовать Казахстанской фондовой бирже требовать от эмитентов принятия кодекса корпоративного поведения и раскрытия информации о практике корпоративного управления. В целях повышения прозрачности деятельности компаний в области КСО также рекомендовать требовать представление информации по социальным и экологическим вопросам (нефинансовая отчетность).
- Рекомендовать Казахстанской фондовой бирже разработать национальные критерии социального инвестирования. Например, негативный или позитивный скрининг, а также механизмы взаимодействия инвесторов с компаниями-эмитентами.
- Рекомендовать Казахстанской фондовой бирже разработать национальный фондовый индекс устойчивого развития.
- Рекомендовать Казахстанской фондовой бирже популяризовать внедрение принципов ответственного инвестирования ООН (PRI) среди инвесторов.
- Совместно с общественностью рассмотреть предложение о применении механизмов экологической ответственности компаний с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными компаниями нефинансовых отчетов, подлежащих независимой проверке или заверению.
- Проводить информационно-просветительскую деятельность (конференции, семинары и тренинги) среди соответствующей экспертной аудитории о важности интеграции экологических, социальных и этических критериев в решения об инвестициях.
[1] Данная платформа должна осуществлять поддержку работы соответствующего государственного органа. Работа платформы должна носить независимый характер. Примером данной платформы может служить Национальный Форум в Германии [6]
[2] В соответствие с Государственным стандартом Республики Казахстан «СТ РК ИСО 26000-2011», заинтересованная сторона (стейкхолдер) - это отдельное лицо или группа лиц, имеющая интерес к любой активности организации или ее решению. Иными словами, заинтересованными сторонами являются лица, которые имеют влияние на компанию и которые сами подвергаются влиянию компании. Заинтересованные стороны могут быть внутренними (сотрудники, акционеры, собственники) и внешними (клиенты, партнеры, конкуренты, СМИ, государственные органы власти, сообщества, экология) [4].
[3] Статья 358 параграф 3
ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КСО: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ
Имеется специальная государственная структура, занимающаяся вопросами КСО и/или взаимодействие между различными государственными органами, работающими в области КСО, четко определено и понятно всем участникам.
Имеется опубликованная Национальная стратегия устойчивого развития или КСО.
Правительство демонстрирует социальную ответственность публикуя свой отчет по КСО.
Имеется стратегия по государственным закупкам, учитывающая социальные, экологические и этические вопросы.
Имеется специальный законодательный документ для продвижения широкого применения наилучших практик по КСО.
Правительство поддерживает партнерские отношения с частным сектором и НПО для повышения осведомленности и понимания социальных, экологических и этических проблем.
Вывод: Обобщая данную главу, вкратце можно сделать основной вывод – на данном этапе исторического развития государство может играть лидирующую роль в продвижении КСО стандартов в практику Казахстанских компаний посредством эффективной координации разработки государственной политики в области КСО с широким вовлечением всех заинтересованных сторон; минимизация административных и прочих барьеров и максимизация экономических стимулов.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕСА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ КСО В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данном разделе содержаться рекомендации для бизнеса, которые сгруппированы в соответствие с семью вопросами КСО:
- корпоративное управление (или управление организацией);
- соблюдение прав человека;
- трудовые практики;
- охрана окружающей среды;
- добросовестные деловые практики;
- интересы потребителей;
- участие в жизни сообществ и их развитие.
Следует отметить, что определенная часть рекомендаций уже применяется в отдельных казахстанских компаниях, однако существующая КСО практика зачастую является несистемной и охватывает не все вопросы КСО. Внедрение же корпоративной социальной ответственности в компанию требует стратегического подхода, то есть интеграции КСО в деятельность компании. В первую очередь, необходимо провести аудит (оценку) существующей деятельности компании в области КСО, чтобы оценить предыдущие действия организации, а также определить возможности и приоритеты компании в области КСО. Во-вторых, разработать КСО стратегию (или политику) при участии всех ключевых заинтересованных сторон. В-третьих, для выполнения разработанной стратегии необходимо продумать систему управления КСО, создав КСО-комитет, вовлекая в него различных сотрудников и департаменты. В-четвертых, необходимо довести разработанный документ до сведения сотрудников и других заинтересованных сторон (акционеров, корпоративных секретарей) посредством организации обучения. В–пятых, необходимо разработать на основе КСО- стратегии другие политики, методологию и ежегодный план действий, включая показатели эффективности (KPI) или мониторинга. В–шестых, необходимо разработать коммуникацию по КСО-стратегии. В-седьмых, следует включить в свою деятельность подготовку нефинансового отчета (или КСО отчета) о выполненной за год деятельности и довести данные отчета до внутренних и внешних заинтересованных сторон.
1. Корпоративное управление
Внедрение передовых стандартов и практик корпоративного управления[1] поможет повысить инвестиционную привлекательность казахстанских компаний и их долгосрочной стоимости. Большинство регуляторов и фондовых бирж как на развитых, так и на развивающихся фондовых рынках требуют от эмитентов принятия кодекса корпоративного поведения и раскрытия информации о практике корпоративного управления [9]. Корпоративная социальная ответственность интегрирована в корпоративное управление через ответственное поведение и систему управления вопросами КСО и устойчивым развитием.
Рекомендации:
- Разработать политику и структуру корпоративного управления.
- Разработать и утвердить на уровне совета директоров и/или акционеров компании Кодекс корпоративного управления и процедуры его осуществления.
- Интегрировать ключевые принципы и задачи КСО в стратегию деятельности компании.
- Внедрить стандарты ответственного поведения, механизмы предотвращения конфликта интересов, антикоррупционные политики через формирование корпоративной культуры.
- Создавать и развивать окружающую среду и культуру, в которой применяются принципы социальной ответственности.
- Демонстрировать приверженность к лидерству и подотчетность.
- Обеспечить наличие эффективного и четкого распределения компетенций между органами управления компании в отношении вопросов КСО.
- Обеспечить наличие адекватной системы мониторинга, контроля и оценки эффективности реализации стратегии и задач по КСО. В случае необходимости, представить дополнительные структурные подразделения/ответственных лиц для выполнения указанных целей (напр., комитет совета директоров по КСО, департамент по устойчивому развитию и др.).
- Балансировать потребности компании и ее заинтересованных сторон, в том числе насущные потребности с потребностями будущих поколений.
- Взаимодействовать с соответствующими заинтересованными сторонами и обеспечивать адекватную и своевременную возможность для их участия и учета мнений в отношении планирования и принятия решений по любой деятельности, которая может существенно повлиять на их права и интересы.
- Поощрять участие всех работников в деятельности организации в области социальной ответственности.
- Расширять практику КСО на деятельность субподрядчиков и поставщиков или партнеров по совместному предприятию (так называемая “расширенная ответственность производителя”)
- Пересматривать свою практику корпоративного управления и искать новые решения, чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях постоянно меняющегося мира, быть в состоянии соответствовать новым требованиям и не упускать новых возможностей.
Раскрытие информации и реализация принципа прозрачности
Среди лидеров бизнеса растет понимание того, что подготовка нефинансовой отчетности направлена не только на поддержание связей с общественностью. Эта практика помогает компаниям завоевать доверие инвесторов и других заинтересованных сторон благодаря регулярному раскрытию информации, выходящей за рамки финансовой отчетности. Кроме того, с помощью нефинансового отчета руководство может систематизировать, анализировать и использовать для принятия управленческих решений информацию по аспектам корпоративной социальной ответственности [9].
Рекомендации:
- В приемлемой и достаточной степени раскрывать четко, точно и полностью политику, решения и действия, за которые компания несет ответственность, включая их известные и вероятные воздействия на общество и окружающую среду.
- Готовить и публиковать ежегодную нефинансовую отчетность в соответствие с международными стандартами подготовки отчетности [10], в том числе раскрывать информацию по таким вопросам, как управление персоналом, охрана труда и техника безопасности, корпоративное управление, управление рисками, благотворительность, охрана окружающей среды, управление качеством продукции, взаимодействие с заинтересованными сторонами, соблюдение этики.
- Проходить заверение (верификацию) нефинансового отчета в соответствие с такими международными стандартами как АА1000 и ISAE3000.
- Обеспечивать свободный, необременительный и незатратный доступ заинтересованных сторон к раскрываемой информации через широкое использование всех видов информационных технологий; предусмотреть специальные меры, чтобы сделать информацию доступной для местных сообществ, которые не имеют доступа к печатным СМИ, но которые напрямую зависят от деятельности предприятия.
- Расширять эту практику на деятельность субподрядчиков и поставщиков или партнеров по совместному предприятию (так называемая “расширенная ответственность производителя”).
2. Соблюдение прав человека
В соответствии с общемировыми стандартами ответственности и обязательств в области прав человека [11], применимыми как к государствам, так и к компаниям, все предприятия должны в полной мере соблюдать права человека[2], независимо от сферы деятельности, страны и условий, в которых они работают.
Обязанность предприятий по соблюдению прав человека касается всех предприятий независимо от их размера, сектора, условий деятельности, форм собственности и структуры. Тем не менее, масштабы и степень сложности методов, с помощью которых предприятия выполняют эту обязанность, могут меняться в зависимости от этих факторов и тяжести последствий неблагоприятного воздействия предприятия на права человека.
Обязанность соблюдать права человека требует от предприятий:
- избегать оказания или содействия оказанию неблагоприятного воздействия на права человека в рамках своей деятельности и устранять последствия такого воздействия в случае, когда оно имело место;
- стремиться предотвращать или смягчать неблагоприятное воздействие на права человека, которое непосредственно связано с их деятельностью, продукцией или услугами вследствие их деловых отношений, даже если они непосредственно не способствовали оказанию такого воздействия [12].
Рекомендации: [12]
- Для выполнения своей обязанности соблюдать права человека предприятиям с учетом своих размеров и условий деятельности следует определить свою политику и процедуры, включая:
- программное обязательство выполнять свои обязанности по соблюдению прав человека;
- процедуру обеспечения должной заботы о правах человека в целях выявления, предотвращения, смягчения последствий и представления отчетности о том, каким образом они устраняют оказываемое ими воздействие на права человека;
- процедуры, позволяющие возместить ущерб в связи с любыми видами неблагоприятного воздействия на права человека, оказанного ими самими или при их содействии.
- Выразить свою приверженность принципам соблюдения прав человека посредством заявления о политике, которая:
- утверждается высшим руководством компании;
- сообщается на соответствующих внутренних и внешних уровнях;
- находится в открытом доступе для всех сотрудников, деловых партнеров и других заинтересованных сторон;
- находит отражение в операционных процедурах системы менеджмента всей компании.
- Внедрить механизмы рассмотрения жалоб на оперативном уровне как канала информации от непосредственно затрагиваемых сторон об эффективности проявления предприятием должной заботы о правах человека.
- Интегрировать вопросы о правах человека в корпоративные системы управления рисками при условии, что данный принцип выходит за рамки простого выявления и устранения материальных рисков для самой компании, а будет учитывать риски в отношении правообладателей.
- Проводить оценку воздействия на права человека от текущей или намечаемой деятельности предприятия.
- Проводить прямые консультации с потенциально затрагиваемыми заинтересованными сторонами для того, чтобы точно оценивать воздействие на права человека и понять озабоченности, в форме, учитывающей языковые и другие потенциальные барьеры, препятствующие налаживанию эффективного взаимодействия. В случае невозможности проведения таких консультаций предприятиям следует рассмотреть разумные альтернативы, такие, как обращение к авторитетным, независимым экспертным ресурсам, включая правозащитников и других представителей гражданского общества.
- Отслеживать эффективность принятых мер по соблюдению прав человека и интегрировать результаты в соответствующие внутренние процессы отчетности (такие как перформанс-контракты, обзоры, обследования и аудиты).
3. Вопросы занятости и трудовых отношений
Вопросы занятости и трудовых отношений исторически относятся к наиболее строго регулируемой части действующего законодательства в Республике Казахстан и норм международного права [13].
Рекомендации:
- Соблюдать требования действующего законодательства Республики Казахстан, а также стандарты занятости и трудовых отношений, отвечающие лучшей международной и отраслевой практике:
- регулярно и справедливо выплачивать заработную плату работникам и осуществлять уплату налогов;
- уважать право работников предприятий учреждать или вступать в профсоюзы и представительные организации по их собственному выбору для целей ведения коллективных переговоров о сроках и условиях найма либо индивидуально, либо через ассоциации работодателей;
- принимать немедленные и эффективные меры по запрещению, упразднению и искоренению наихудших форм детского труда, а также всех форм принудительного или рабского труда;
- в своей деятельности руководствоваться принципами равенства возможностей и обращения в сфере занятости, не дискриминации работников в отношении труда и занятий по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, религиозные и политические убеждения, национальное или социальное происхождение или иное положение;
- в максимально возможной степени нанимать местных рабочих и обеспечить их обучение с целью повышения уровня квалификации; а также инвестировать в подготовку и непрерывное обучение, обеспечивая равные возможности для подготовки женщин и других уязвимых групп населения [14],таких как молодежь, низко-квалифицированные люди, люди с ограниченными возможностями, мигранты, пожилые работники и коренные народы;
- международные корпорации, работающие в Казахстане, должны обеспечивать местному персоналу условия труда, выплату заработной платы и пособий в рамках государственной политики; они должны быть достаточными для удовлетворения основных потребностей работников и их семей.
- Поддерживать профессиональное обучение своих работников:
- предоставлять такие возможности для представителей работников, которые могут потребоваться для оказания помощи в разработке эффективных коллективных договоров;
- предоставлять информацию представителям работников, которая необходима для конструктивных переговоров по условиям труда;
- предоставлять информацию для работников и их представителей, которая позволяет им получать достоверную и объективную картину деятельности субъекта или, при необходимости, предприятия в целом [15].
- Обеспечивать безопасные условия труда [16], признавая право работников отказываться от выполнения своих производственных обязанностей в ситуации, когда есть достаточные основания считать, что она представляет непосредственную и серьезную угрозу для здоровья или безопасности.
- Содействовать проведению консультаций и сотрудничества между работодателями и работниками и их представителями по вопросам, представляющим взаимный интерес:
- предоставление достоверной и объективной информации о деятельности предприятия и/или компании в целом;
- обсуждение изменений в производственной деятельности, которые могут иметь значительные последствия для занятости, в частности, в случае закрытия предприятия и увольнений, обеспечение надлежащего уведомления о таком изменении представителей трудящихся и их организаций, и, в случае необходимости, соответствующих государственных органов;
- сотрудничество с представителями работников и соответствующими государственными органами для решения вопроса, чтобы в максимально возможной степени смягчить неблагоприятные последствия.
- Внедрять Систему управления охраной здоровья и безопасного ведения работ на производстве в соответствии с лучшими международными стандартами и отраслевыми практиками (ILO OSH, OHSAS 18001 и другие).
- Проводить на регулярной основе анализ эффективности применяемых мер и обеспечивать постоянное улучшение показателей в области охраны здоровья и безопасности производства.
- Расширять эту практику на деятельность субподрядчиков и поставщиков или партнеров по совместному предприятию (так называемая “расширенная ответственность производителя”).
- Предоставить уполномоченным представителям работников предприятия возможность вести переговоры по коллективному договору, производственно-трудовым отношениям, а также позволить сторонам вести консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, с представителями руководства предприятия, которые уполномочены принимать решения по этим вопросам [15].
4. Охрана окружающей среды
Рациональное использование природных ресурсов является важной частью устойчивого развития, и все чаще рассматривается и как ответственность бизнеса, и как новые возможности. Компании, желающие быть конкурентоспособными в условиях нарастающих глобальных экологических проблем, интегрируют вопросы охраны окружающей среды в свои бизнес-стратегии, совершенствуя системы экологического менеджмента, контроля и предотвращения воздействий на окружающую среду от бизнес-операций. Наличие такой системы способствует ведению эффективного диалога с заинтересованными сторонами (акционеры, работники, государственные органы и местные сообщества), повышению уровня удовлетворенности клиентов и результативности работы по смягчению воздействия от производственной деятельности, включая сокращение собственных операционных затрат на потребление энергии и других ресурсов, расходов на соблюдение требований законодательства и страховые выплаты.
Компаниям, желающим отвечать принципам социально-ответственной практики, рекомендуется:
- Поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности [17].
- Предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды [17].
- В целях системного решения экологических проблем устанавливать и поддерживать системы экологического менеджмента (ИСО 14001 и др.).
- Внедрять экологически эффективные технологии и операционные процедуры, нацеленные на постоянное улучшение экологических показателей, как на уровне предприятия, так и, в случае необходимости, по всей цепочке поставок.
- Разрабатывать продукцию и услуги, которые не оказывают значительного воздействия на окружающую среду; являются безопасными в использовании и эффективными с точки зрения потребления энергии и природных ресурсов; ведут к сокращению выбросов парниковых газов; могут быть повторно использованы или утилизированы безопасным способом.
- Обучать своих сотрудников экологическим вопросам, особенно в областях, непосредственно связанных с охраной здоровья людей и безопасными условиями работы.
- Обеспечивать представление объективной и своевременной информации и поддерживать процесс консультаций с соответствующими заинтересованными группами, непосредственно попадающими в зону воздействия от деятельности предприятия.
- Оценивать и учитывать в процессе принятия решений информацию о воздействиях на окружающую среду, здоровье и безопасность, оказываемых производственными процессами, а также товарами или услугами предприятия в ходе их полного жизненного цикла, с целью их предотвращения или, если неизбежно, смягчения.
- Содействовать повышению уровня осведомленности потребителей об экологических последствиях использования продукции и услуг предприятия, предоставляя полную информацию о своей продукции (например, по выбросам парниковых газов, эффективности использования ресурсов или других экологических проблем), применяя добровольную маркировку или сертификацию на соответствие национальным или международным стандартам [18].
- Внедрять принципы «Зеленой экономики» и «Циркулярной экономики» в деятельность самих предприятий и их партнеров по бизнесу.
5. Добросовестные деловые практики
Борьба с коррупцией и взяточничеством
Поддержка антикоррупционных мер и повышение прозрачности и информирования общественности по проблемам коррупции и взяточничества – задача всех заинтересованных сторон: бизнес-сообщества, неправительственных организаций, государственных органов и межправительственных организаций [19]. Бизнес должен играть ключевую роль в борьбе с этими явлениями посредством принятия соответствующих практик корпоративного управления и развития этических норм в компаниях.
Рекомендации:
- Не предлагать, не обещать и не давать чрезмерных денежных или иных преимуществ государственным должностным лицам или работникам деловых партнеров. Кроме того, предприятия не должны просить, принимать или признавать незаконную финансовую или иную выгоду от государственных должностных лиц или сотрудников деловых партнеров; не должны использовать третьи стороны, агентов и других посредников, консультантов, представителей, дистрибьюторов, подрядчиков, поставщиков и партнеров по совместному предприятию для направления чрезмерных денежных или иных благ государственным служащим или сотрудникам своих деловых партнеров или их родственникам или деловым партнерам [15].
- Разработать и внедрить надлежащий внутренний контроль и меры по предотвращению и выявлению взяточничества, которые должны включать в себя систему финансовых и бухгалтерских процедур, призванных обеспечить поддержание справедливых и точных книг, записей и счетов, с тем, чтобы они не могли быть использованы с целью подкупа или сокрытия взяточничества [15].
- Содействовать осведомленности сотрудников в соблюдении политики внутреннего контроля компании, соблюдении этики и программ борьбы против коррупции и взяточничества через соответствующее распространение такой политики и программ на основе учебных программ и дисциплинарных процедур [15].
- Повышать прозрачность своей деятельности в борьбе с взяточничеством и коррупцией. Такие меры могут включать публичные обязательства по борьбе с взяточничеством и вымогательством, раскрытию информации о системах управления и внутреннего контроля, этике и программам мер, принятых предприятиями для того, чтобы выполнять эти обязательства. Предприятия должны также способствовать открытости и диалогу с общественностью с тем, чтобы способствовать его информированности и сотрудничеству в борьбе с взяточничеством и коррупцией [15].
- Обеспечить свое лидерство, служить примером для борьбы с коррупцией и обеспечивать выполнение обязательств, поощрять и проводить антикоррупционную политику [4].
- Обеспечить, чтобы вознаграждение сотрудников и представителей осуществляется только за законные услуги [4].
- Создавать и поддерживать эффективную систему противодействия коррупцию [4].
- Поощрять своих сотрудников, партнеров, представителей и поставщиков, информирующих о нарушениях организации без страха наказания и увольнения [4].
- Принимать политики по исключению неэтичного и несправедливого обращения, приняв механизмы, которые позволяют учитывать такие факты и принимать соответствующие действия, не опасаясь репрессий[4].
- Не оказывать поддержку незаконным кандидатам на государственные должности или в политические партии или организации. Политические взносы должны полностью соответствовать общественным требованиям раскрытия информации и должны быть доведены до высшего руководства [15].
Поддержание условий здоровой конкуренции
Целью конкурентной политики является внесение вклада в общее благосостояние и экономический рост путем содействия развитию рыночных условий, в которых природа, качество и цены товаров и услуг определяются в условиях открытой конкуренции на рынке. Это помогает предприятиям эффективно реагировать на потребительский спрос. Бизнес-сообщество может способствовать этому процессу путем предоставления информации и дискуссий по принимаемым правительством нормативно-правовым актам, которые могут вести к снижению конкурентоспособности рынков.
Рекомендации [15]:
- Осуществлять свою деятельность в соответствии со всеми применимыми законами о конкуренции [20] и правил, с учетом антимонопольного законодательства во всех юрисдикциях, в которых деятельность может иметь антиконкурентные последствия.
- Не вступать в антиконкурентные соглашения между конкурентами, в том числе:
- не устанавливать согласованные цены;
- не подавать сфальсифицированные заявки (тендерный сговор);
- не устанавливать входных ограничений или квот;
- не разделять рынки путем выделения клиентам, поставщикам территорий или границ торговли.
- Сотрудничать со следственными органами по вопросам конкуренции, среди прочего и в соответствии с действующим законодательством РК и соответствующими гарантиями, предоставления ответов на запросы об информации, так быстро и полно, насколько это практически возможно, а также с учетом использования имеющихся инструментов, таких как отказы по соображениям конфиденциальности, содействовать эффективному и действенному сотрудничеству со следственными органами.
- Регулярно информировать сотрудников о важности соблюдения всех применимых законов и правил о конкуренции, и, в частности, обеспечить подготовку высшего руководства предприятия по вопросам конкуренции.
Налогообложение
Важно, чтобы предприятия производили своевременную выплату своих налоговых обязательств в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан и других стран, в которых они работают.
Компании должны рассматривать управление налогами и соблюдение налогового законодательства в качестве важных элементов их надзора и широкой системы управления рисками, чтобы быть уверенными, что финансовые, нормативные и репутационные риски, связанные с налогообложением полностью определены и оценены.
Соблюдение налогового законодательства также включает в себя такие меры, как:
- предоставление в соответствующие органы своевременной информации, которая имеет отношение или требуется по закону в целях правильного определения налогов, подлежащих оценке в связи с их операциями;
- соответствующая практика трансфертного ценообразования в связи с расширением мировой торговли и трансграничных прямых инвестиций с целью минимизации рисков двойного налогообложения.
6. Интересы потребителей
Удовлетворенность потребителей и учет их интересов являются основой для успешного функционирования компаний. Современный рынок потребительских товаров и услуг стал более открытым и претерпел серьезные изменения благодаря новым технологиям. В то же время он стал и более сложным для потребителей для сравнения и оценивания товаров и услуг. Потребительский рынок претерпевает серьезные демографические изменения: дети и пожилые люди становятся все более значительной силой на рынке, вырос уровень образованности потребителей в целом и спрос на современные информационные продукты. Кроме того, многие потребители при принятии решения о выборе товаров и услуг все больше интересуются положением и деятельностью предприятий-производителей по широкому кругу экономических, этических, социальных и экологических вопросов.
Для удовлетворения и защиты интересов потребителей, предприятия должны действовать в соответствии с добросовестной деловой практикой маркетинга и рекламы и принимать все разумные меры для обеспечения качества и надежности товаров и услуг, которые они предоставляют.
Рекомендации [15]:
- Гарантировать, что товары и услуги, которые они предоставляют, отвечают всем необходимым и требуемым по закону санитарно-гигиеническим нормам, стандартам здоровья и безопасности потребителей, в том числе те, которые касаются информационной безопасности и защиты информации.
- Предоставлять точную, достоверную и ясную информацию, достаточную для того, чтобы потребители могли принимать обоснованные решения, в том числе информацию о ценах и, при необходимости, содержании, безопасном использовании, экологическим характеристикам, техническому обслуживанию, хранению и утилизации товаров и услуг. По возможности эта информация должна быть представлена таким образом, чтобы облегчить возможность потребителям сравнить продукты.
- Любой продукт, производимый предприятием, должен, при необходимости, проходить надлежащие испытания.
- Не допускать намеренных или ненамеренных несправедливых или мошеннических действий, вводящих потребителя в заблуждение.
- Уважать частную жизнь потребителей и принимать разумные меры по обеспечению защиты персональных данных, которые компании собирают, хранят, обрабатывают или распространяют.
- Содействовать просвещению потребителей с целью повышения их способности:
- принимать обоснованные решения, касающиеся сложных товаров, услуг и рынков, лучше понять экономические, экологические и социальные последствия своих решений
- поддерживать устойчивое потребление;
- Обслуживание и поддержка потребителей и разрешение споров [4]:
- брать на себя обязательства на сроки, превышающие период, гарантированный по закону;
- внедрять эффективные и адекватные системы поддержки;
- обеспечить потребителям доступ к справедливым, простым в использовании, своевременным и эффективным формам досудебного разрешения споров и механизмам правовой защиты без лишних затрат или бремени [15];
- использовать альтернативные методы разрешения споров, конфликтов и процедуры возврата, основанные на международных или национальных стандартах, бесплатные для потребителя согласно ИСО 10002 и СТ РК ИСО 10003 и не требующие от потребителей отказа от своих прав на обращение в суд.
- В полной мере сотрудничать с органами государственной власти по предупреждению и пресечению обманной практики маркетинга (включая вводящей в заблуждение рекламы и коммерческого мошенничества), а также предпринимать меры по предотвращению или сокращению серьезных угроз для здоровья и безопасности населения или окружающей среды, возникающих в результате права собственности потребителя (владения, пользования и распоряжения) на их продукцию (товар или услуги).
- Стимулировать устойчивое потребление [4]:
- предлагать потребителям продукцию и услуги, обладающие социальными и экологическими преимуществами, уменьшающие негативное воздействие на экологию и общество за счет:
- предлагать товары и услуги, максимально эффективные на протяжении всего их жизненного цикла;
- разводить животных, учитывая их физические особенности и избегая жестокости;
- устранять или минимизировать любые негативные воздействия товаров и услуг на здоровье или окружающую среду, такие как шум или отходы;
- создавать продукцию таким образом, чтобы ее легко можно было использовать повторно, восстановить или переработать;
- сокращать количество отходов, минимизируя упаковочные материалы и, если это возможно, предлагая услуги по их переработке или утилизации.
- Учитывая возрастающий интерес потребителей к экологическим проблемам и устойчивому потреблению, при необходимости, должна предоставляться информация об экологических характеристиках продукции: показатели энергоэффективности, степень вторичного использования продукции и, в случае пищевых продуктов, информация о сельскохозяйственной практике.
- Доступ к услугам первой необходимости [4]:
- если не установлена государственная схема руководящих указаний для поставщиков необходимых услуг, таких как представление электроэнергии, газа, воды или телефонной связи, такие поставщики не должны отключать от пользования такими услугами за неуплату, не предоставив потребителю возможность получить финансовую поддержку. Также такие поставщики должны осуществлять свою деятельность прозрачно, предоставляя полную информацию, относящуюся к установлению цен и взиманию штрафов;
- не прибегать к коллективному отключению услуг, как к наказанию всех потребителей независимо от оплаты в случае неоплаты счетов, подлежащих оплате коллективной группой;
- непрерывно поддерживать и совершенствовать свои системы оказания услуг в целях предотвращения сбоев в обслуживании.
- Принимать во внимание, применяя вышеуказанные принципы, а) потребности уязвимых групп и обездоленных потребителей и б) конкретные проблемы электронной коммерции, с которыми может столкнуться потребитель.
7. Вовлечение в сообщества и их развитие
Устойчивое развитие бизнеса невозможно без устойчивого развития общества, в котором он функционирует. Компания влияет на общество, но и общество влияет на компанию. Соответственно, существующие в обществе проблемы могут негативно отразиться и на самом бизнесе (например, некачественное образование сегодня приведёт к проблемам с рекрутингом квалифицированных кадров в будущем).
Рекомендации [4]:
- Вовлекаться в развитие сообществ:
- Перед началом деятельности по поддержке и развитию сообществ, проводить оценку потребностей общества через проведение опросов населения, проведение первичные консультации с ключевыми заинтересованными сторонами, мониторинг СМИ и т.д.
- Поддерживать институты гражданского общества и участвовать в местных ассоциациях с целью содействия развитию местных сообществ.
- Обмениваться информацией относительно вклада организаций в социально-экономическое развитие, соблюдения прав и обязанностей граждан.
- Поддерживать прозрачные взаимоотношения с государственными органами без взяточничества и воздействия.
- Содействовать развитию и защите образования и культуры:
- Помогать сохранять и укреплять культурное наследие, в особенности в тех случаях, когда деятельность организации может на него воздействовать.
- Содействовать и/или поддерживать образование на всех уровнях и участвовать в деятельности по улучшению качества образования, повышению уровня образования и искоренению безграмотности коренного населения.
- Содействовать получению детьми образования в учебных заведениях, способствовать устранению барьеров, таких как, например, детский труд, препятствующий детям получить образование.
- Содействовать занятости:
- Проводить учет воздействия своих инвестиционных решений на развитие занятости и, когда это представляется экономически целесообразным, делать прямые инвестиции для борьбы с бедностью посредством увеличения занятости.
- Оценивать воздействие выбора технологий на занятость и, когда это представляется экономически целесообразным, выбирать технологии, которые максимально повышают возможности занятости.
- Создавать условия для повышения благосостояния и доходов общества:
- Прилагать усилия по использованию ресурсов таким образом, чтобы это содействовало сокращению бедности.
- Отдавать предпочтение местным поставщикам товаров и услуг и содействовать развитию местных поставщиков.
- Участвовать в программах, обеспечивающих доступ к продуктам питания и позволяющим удовлетворять другие базовые потребности наиболее уязвимых слоев населения с низким уровнем доходов, принимая во внимание необходимость содействовать развитию их собственных потребностей, ресурсов и возможностей. Особое внимание следует уделять питанию детей.
- Поддерживать социальные предпринимательские инициативы и развитие низкозатратных технологий, позволяющих воспроизводить продукты или услуги и оказывающих высокое социальное воздействие на искоренение бедности и голода.
- Выполнять свои налоговые обязательства в соответствии с требованиями законов и установленных норм, а также предоставлять органам власти необходимую информацию для правильного расчета налоговых сборов.
- Содействовать общественному здоровью:
- Содействовать поддержанию высокого уровня здравоохранения, например, путем участия в мероприятиях, повышающих доступность лекарственных средств и вакцинации, или пропагандируя здоровый образ жизни, включая физические упражнения и хорошее питание, а также препятствуя потреблению вредных для здоровья веществ.
- Содействовать доступности услуг здравоохранения, чистой воды, поддержанию санитарных условий, являющихся условием для предотвращения заболеваний, в особенности среди женщин и детей.
- Стремиться минимизировать или предотвратить негативное воздействие на здоровье продукции и услуг, которые производит организация.
- Делать стратегические социальные инвестиции для повышения качества жизни населения и устойчивого развития общества:
- Осуществлять социальные инвестиции в сообществе или сообществах, имеющих отношение к функционированию этих организаций.
- Выявлять области, где организация может использовать свои навыки в соответствии с компетенцией организации, чтобы максимальным образом увеличить вклад организации в социальные инвестиции.
- Содействовать продвижению проектов социальных инвестиций, вовлекая сообщество в их разработку и осуществление. Вовлечение сообщества поможет проекту выжить и успешно существовать тогда, когда организация больше не будет в них участвовать.
- Учитывать при планировании проектов социальных инвестиций содействие развитию сообщества. Все действия должны быть направлены на расширение возможностей граждан, например, расширение местных закупок и привлечение внешних ресурсов для поддержки местного развития.
- Соотносить характер социальных инвестиций организации в сообщество с местными и национальными политическими приоритетами. Это может увеличить эффект их социальных инвестиций в контексте устойчивого развития.
- Вовлекать работников своего предприятия в реализацию социальных проектов (корпоративное волонтерство).
- Избегать действий, способствующих сохранению зависимости сообщества от благотворительной деятельности организации.
- Оценивать существующие инициативы, связанные с сообществом, обеспечивать обратную связь относительно их успешности и адекватности, выявлять возможности для улучшения.
- Развивать научно-технический потенциал:
- Прилагать усилия к тому, чтобы их деятельность отвечала задачам повышения научно-технического и инновационного потенциала Республики Казахстан на местном и национальном уровнях.
- Рассматривать возможности партнерства с местными организациями (например, с университетами или исследовательскими лабораториями) и, в случае взаимной выгоды и целесообразности, участвовать в содействии технологическому развитию в партнерстве с местным сообществом, нанимая для такой работы местное население.
- Внедрять практики, где это экономически целесообразно, позволяющие распространять передовые технологии. Там, где это необходимо, организация должна устанавливать разумные условия лицензирования и распространения технологий, что позволит содействовать развитию местного сообщества в перспективе.
8.Роль малого и среднего бизнеса
С учетом международной практики вовлеченность роль малого и среднего бизнеса (МСБ) в КСО незначительна. Для МСБ в Казахстане на сегодня основная задача состоит в их росте и укреплении, создании рабочих мест, соблюдении требований налогового и трудового законодательства.
В данной концепции перед МСБ не ставятся конкретные задачи в рамках социальной деятельности, а приветствуется любое добровольное внедрение принципов КСО хотя бы по одному из следующих направлений: трудовые отношения, взаимоотношения с потребителями, охрана окружающей среды, участие в жизни общества и благотворительности, ответственные взаимоотношения с партнерами. На данном этапе экономического развития Казахстана, основная рекомендация для МСБ состоит в повышении их собственной осведомленности о КСО.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КСО В КАЗАХСТАНЕ
Как показывает международный опыт, в развитых странах институты гражданского общества могут играть активную роль в развитии и продвижении корпоративной социальной ответственности. Профсоюзы и организации гражданского общества проводят мониторинг деятельности компаний, привлекают внимание общественности к социально-экономическим проблемам и сотрудничают с бизнесом для решения вопросов, связанных с КСО.
Общественность в Казахстане имеет потенциал и возможности для более активного продвижения КСО посредством проведения информационно-просветительских кампаний о КСО, создания для бизнеса возможностей для реализации КСО деятельности, оказания помощи компаниям в налаживании структурированного диалога с заинтересованными сторонами и разработки совместных партнерских проектов.
1. НПО
Роль НПО должна заключаться в мониторинге деятельности компаний по реализации КСО инициатив, обеспечении участия общественности в формировании КСО повестки регионов, а также в консолидации инициатив НПО по вопросам КСО, обмене информацией и опытом среди организаций гражданского сектора.
Рекомендации:
- Проводить мониторинг деятельности компаний по внедрению и реализации инициатив в области социальной ответственности.
- Помогать компаниям налаживать структурированный диалог со своими заинтересованными сторонами.
- Инициировать общественные слушания по вопросам КСО с участием местного населения.
- Проводить исследования нужд населения перед разработкой социальных проектов или принятием решений по социальным инвестициям.
- Приглашать компании в общественные советы при акиматах, а также в целом, повышать эффективность работы общественных советов.
- Принимать участие в мониторинге исполнения социально-инвестиционных программ.
- Разрабатывать дополнительные инструменты для мониторинга и поддержания обратной связи с населением по вопросам корпоративной социальной ответственности.
- Создавать коалиции институтов гражданского общества по тем или иным вопросам КСО для выработки единой позиции и ведения работы с бизнесом и/или использовать потенциал существующих организаций, например Гражданский Альянс Казахстана.
- Активизировать обмен информацией и опытом по вопросам КСО среди организаций гражданского сектора. Например, использовать опыт ИПДО и др. инициатив во всех отраслях экономики.
2. Бизнес-ассоциации
Бизнес-ассоциации могут быть одними из самых активных участников продвижения КСО, так как имеют налаженные каналы взаимодействия как со своими членами, так с государственными органами, а также обладают необходимыми ресурсами и экспертной базой. Их воздействие может быть повышено за счет их более активного участия в установлении общих или отраслевых добровольных стандартов в области КСО.
Рекомендации:
- Развивать экспертизу сотрудников и экспертов в области КСО.
- Принимать активное участие в формировании политики в области КСО на государственном уровне по вопросам внедрения финансовых/налоговых льгот для социально ответственных компаний.
- Разрабатывать общие или отраслевые добровольные стандарты в области КСО, например Кодексы корпоративного управления или Кодексы бизнес-этики для членов ассоциаций.
- Проводить среди членов ассоциации системные информационно-просветительские кампании о важности внедрения КСО в бизнес-деятельность
- Проводить семинары, тренинги и консультации по вопросам внедрения КСО в соответствии с принципами Глобального договора ООН и другими международными стандартами в области КСО.
- Распространять лучший опыт членов ассоциации в области КСО через различные информационные каналы.
- Расширять диалог между членами ассоциации и другими заинтересованными сторонами для более результативной и эффективной деятельности в сфере КСО.
- На собственном примере показывать приверженность принципам прозрачности и подотчетности.
3. Профсоюзы и ассоциации работодателей
Профсоюзы и ассоциации работодателей могут играть важную роль в продвижении КСО практик, в особенности в области развития современных индустриальных отношений, улучшения корпоративного управления, развития функционального социального диалога на национальном и местном уровнях, а также заключения справедливых коллективных договоров [22].
Рекомендации:
- Принимать активное участие в формировании политики КСО в компаниях.
- Применять принципы КСО при заключении коллективных договоров.
- Проводить системный мониторинг деятельности компании в области соблюдения прав работников.
- Проводить консультации и усилить социальное партнерство между представителями работников и работодателей.
4. Научные и образовательные центры и университеты
В мировой практике наблюдается тенденция интеграции КСО в образование и научно-исследовательскую деятельность. Научное сообщество призвано играть двойную роль в дальнейшем продвижении КСО. С одной стороны, посредством проведения исследований и подготовки специалистов в сфере управления корпоративной социальной ответственности, социальной отчетности в области устойчивого развития и т.п. требует новых знаний, навыков, а также изменений в ценностях и поведении. С другой стороны, сами научные исследования и процесс образования должны отвечать требованиям высокого качества, этического поведения, поддерживать развитие деловой практики и государственную политику в области КСО.
Рекомендации:
- Включить в учебные программы университетов и колледжей предметы по КСО и устойчивому развитию.
- Разрабатывать программы и проводить тренинги и семинары для представителей работников государственных управлений, бизнеса по основным концепциям КСО и устойчивого развития (например, использовать фонды развития и консалтинговые компании).
- Создавать научно-исследовательские лаборатории и центры по КСО при образовательных учреждениях; проводить научные исследования и вводить инновации в области КСО.
- Интегрировать принципы КСО и устойчивого развития в университетах. казахстанским бизнес-школам рекомендуется подписать «Принципы ООН по образованию в области социально ответственного управления» [23].
5. Средства массовой информации
Средства массовой информации (СМИ) могут играть важную роль в развитии КСО через освещение вопросов корпоративной социальной ответственности и других социально значимых вопросов. СМИ могут способствовать объединению всех заинтересованных сторон, давая им возможность вести диалог на страницах как центральных, так и областных изданий. Одним из стимулов освещения такой информации могли быть конкурсы на лучшие публикации среди СМИ.
Рекомендации:
- Просвещение общества о важности соблюдения принципов КСО в бизнес-деятельности.
- Освещение лучших практик в области КСО отечественных и зарубежных компаний.
- Представлять аналитическую информацию о социально-экономических эффектах, получаемых в результате внедрения компаниями принципов КСО.
6. Организации по защите прав потребителей
Потребительская политика должна быть одним из основных направлений экономической политики государства. В свою очередь, организации по защите прав потребителей призваны формировать менталитет грамотного потребителя. Эффективная потребительская политика невозможна без постоянного просвещения потребителей, направленного на повышение их потребительского сознания. Независимые источники информации для потребителей должны поощряться государством как наиболее эффективный инструмент обеспечения права граждан на получение полной и достоверной информации о товарах и услугах, что создает необходимость оказания финансовой поддержки независимым потребительским организациям в их сравнительной тестирующей деятельности [24].
Рекомендации:
- Повышать правовую грамотность населения в области потребительских прав для формирования активной гражданской и потребительской позиции человека.
- На основании Закона РК «О защите прав потребителей», содействовать внедрению обязательного потребительского образования в школах, вузах для обеспечения здоровья, качества жизни, качества среды населения.
- Создавать и развивать общества защиты прав потребителей для обеспечения потребителей институциональной поддержкой, экспертно-техническим сопровождением. Развивать институты обратной связи для населения.
- Содействовать улучшению нормативно-правовой базы, относящейся к основным правам потребителей, включая право доступа к правосудию и возмещению убытков.
- Развивать научно-методологическую базу для проведения исследований потребителей, потребительского поведения. Необходима научно-методологическая база с точки зрения инфраструктуры, то есть лаборатории, современные технологии и оборудование.
- Развивать альтернативные формы досудебного разрешения конфликтов – медиацию в сфере потребления как более эффективного, простого и экономичного способа, в смысле финансовых, моральных и временных затрат, в сравнении с судебными процедурами.
ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КСО: БИЗНЕС СРЕДА
Для того чтобы в будущем определить эффективность внедрения Национальной концепции по КСО в Казахстане, предлагается рассмотреть следующую систему индикаторов, основанную на международном опыте и разработанную специалистами ПРООН для оценки уровня развития КСО в странах Восточной Европы [21].
КСО отчетность:
Топ 100 компаний (%) по обороту регулярно готовят и публикуют отчет по КСО/устойчивому развитию (нефинансовый отчет).
Топ 100 компаний по обороту (%) проходят независимую верификацию отчетов используя международно-признанные стандарты (например, AA1000AS).
Уровень формального раскрытия информации по вопросам КСО и информации, компаниями, не входящими в 100 крупных компаний.
Использование КСО стандартов:
1. Топ 100 компаний по обороту (%) были независимо сертифицированы ИСО 14001
2. Топ 100 компаний по обороту (%) являются подписантами Глобального Договора ООН.
3. Уровень сертификации ИСО 14001 в предприятиях, не входящих в 100 крупных компаний.
4. Уровень подписания Глобального Договора ООН предприятиями, не входящими в 100 крупных компаний.
Вывод: Таким образом, принципы КСО носят широкий и комплексный характер, что нашло отражение в достаточно большом количестве разработанных и общепризнанных международных стандартах, некоторые из которых уже применяются на территории Республики Казахстан. Учитывая все эти факторы, для получения наибольшего экономического и социального эффекта, компаниям рекомендуется на стратегическом уровне, активно вовлекая все заинтересованные стороны, интегрировать принципы КСО в свою операционную деятельность.
[1] В соответствии с рекомендациями Принципов корпоративного управления ОЭСР «система корпоративного управления должна признавать права заинтересованных сторон, установленные законом или по взаимной договоренности, и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными сторонами в создании материальных ценностей и рабочих мест и поддержании жизнеспособности финансово устойчивых предприятий».
[2] Ответственность предприятий за соблюдение прав человека распространяется на международные признанные права человека, под которыми понимаются, как минимум, права, закрепленные в Международном билле о правах человека и принципах, касающихся основополагающих прав, которые изложены в Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КСО: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1. Существует независимое финансирование кампаний НПО в сфере КСО (существует альтернативное финансирование проектов НПО в сфере КСО помимо финансирования от бизнеса и государства).
2. Международные организации обеспечивают среду для развития КСО посредством объединения усилий и обмена лучшими практиками.
3. Наличие университетов и исследовательских центров, предлагающих учебные курсы и программы по КСО.
4. Наличие научных и исследовательских публикаций по КСО.
5. Частое освещение темы КСО в национальных СМИ.
6. Наличие активного рынка консультантов, которые специализируются в социальных, экологических и этических темах.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Оставьте комментарий:
Комментарии: