Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

НПП РК: новые проблемы от информатизации таможни

25 Ноября 2024
377 просмотров

Проведенная на площадке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» интернет – конференция на тему: «Разъяснение по вопросам таможенной очистки товаров» превратилась для Комитета государственных доходов МФ РК в самый настоящий «разбор полетов».

Сразу после вступительного разъяснения спикера от КГД об общеизвестных правовых положениях процедуры таможенной очистки товаров, на него буквально обрушились многочисленные вопросы от участников внешнеэкономической деятельности, касающиеся наиболее острых проблем, возникших у них в ходе процессов оформления грузов в новой информационной системе «КЕДЕН», на которые представитель КГД МФ РК постарался максимально ответить. Однако, большая часть вопросов осталась без ответов.

Следует пояснить, что накануне конференции, в период с 14 по 16 ноября т.г. Комитет госдоходов МФ РК одномоментно, без возможности параллельного их оформления в предыдущей информационной системе «АСТАНА-1» (отключенной) запустил в эксплуатацию новую таможенную информационную систему «КЕДЕН» сразу по нескольким функционалам:   

- подача заявлений на регистрацию сертификата обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, а также формированием сертификата обеспечения их уплаты;

- подача предварительной информации, совершение таможенных операций, связанных с прибытием грузов;

- прохождение транспортного, ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического контролей;

- подача, регистрация и выпуск транзитной декларации, а также совершение таможенных операций по завершению таможенного транзита;

- совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров;

- формирование уникального идентификационного номера для физических лиц-нерезидентов.

При этом, инструкции о регистрации в новой системе и работе с ее функционалом КГД направил бизнесу всего за 2 дня до ее запуска (12.11.2024).

В результате, из-за отсутствия должной подготовки к новой инфосистеме, непроведения ее предварительного тестирования по данным функционалам (ранее был проведен пилот только по оформлению экспресс-грузов), у всех предпринимателей, занимающихся внешнеторговой. 

деятельностью, возникло множество технических ошибок, которые КГД попытался решать в ходе уже работающей инфосистемы.

Все это вызвало задержки в оформлении грузов и как следствие, существенные прямые финансовые потери для бизнеса.

Так, по словам председателя Казахстанской ассоциации таможенных брокеров (представителей) Геннадия Шестакова если ранее процесс оформления транзитной декларации в старой системе занимал несколько минут, то теперь в новой – свыше полутора часов! При этом, обращения за помощью к сотрудникам органов госдоходов на постах ничего не дают, поскольку они сами не знают, что делать с проблемами, вызванными недоработкой новой инфосистемы. 

Ранее Национальная палата направила обращение в  адрес Министерства финансов РК с ходатайством – предоставить информацию и подробные разъяснения, которые в дальнейшем должны помочь предпринимателям в повседневной деятельности по таможенному оформлению товаров. 

В частности, Национальная палата просила провести с бизнес-сообществом обсуждение итогов тестирования каждого функционала внедряемой ИС «КЕДЕН» с составлением реестра проблем участников ВЭД, возникающих в работе с информационной системой и отчетов об их решении, в том числе по таким замечаниям, как:   

- отсутствие возможности загрузки документов предварительного информирования и декларации на товары в XML- формате;

- сложная процедура регистрации участников ВЭД и предоставления права оформлять декларации сотрудникам организаций;  

- форматно-логический контроль не указывает на каком товаре участник ВЭД совершил ошибку и др. 

Однако, Минфин и КГД никак не прореагировали на данное обращение, поставив в одночасье всех предпринимателей перед фактом. 

Таким образом, в преддверии роста грузооборота в связи с новогодними праздниками, а вместе с ними и появлением заторов и очередей на границе, бизнес Казахстана в лице НПП РК «Атамекен» просит МФ и КГД «услышать бизнес», и своевременно принять правильные решения, в том числе предоставить предпринимателям возможность использовать ИС «АСТАНА-1» параллельно с «КЕДЕН» вплоть до полного завершения технических доработок.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры