Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Эксперт: Как ОСМС изменил здравоохранение Казахстана и что мешает развитию фармпрома

28 Августа 2024
4260 просмотров

Казахстанское здравоохранение сделало важные шаги в своем развитии за последнюю пятилетку. В особенности можно выделить некоторый прогресс в области медицинских технологий и улучшение доступа к сложным и дорогостоящим операциям. Несмотря на достигнутые успехи, определенные барьеры на пути дальнейшего роста медицины все еще остаются. Директор Департамента медицинских услуг Национальной палаты «Атамекен» Назгуль Кабдрахманова поделилась своим экспертным мнением о текущих вызовах и предложениях по их решению.

 

 

– Что бы вы выделили как главные достижения медицины, реализованные в Казахстане за последний период?

– Большой шаг в области здравоохранения Казахстан сделал с внедрением системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Благодаря дополнительному финансированию удалось решить многие проблемы здравоохранения, которые раньше страдали от недостатка средств. Например, финансирование высокотехнологичных медуслуг — таких как кардио- и нейрохирургия, ЭКО и трансплантология — увеличилось в 3,5 раза. А финансирование медреабилитации и консультативно-диагностической помощи – в 12,5 раза. Это означает, что пациенты могут получать квалифицированную помощь, не опасаясь огромных расходов.

Кроме того, благодаря увеличению финансирования расширился перечень лекарственных средств, доступных пациентам на амбулаторном уровне. Были внедрены электронные медкарты, что позволило отказаться от бумажного документооборота, и населению предоставлено право выбирать лечащего врача и клинику, что усиливает доверие к системе здравоохранения. Еще одним важным достижением стало развитие инфраструктуры здравоохранения, в том числе за счет увеличения доли частного сектора. В этом году было заключено порядка 2 тыс. договоров с поставщиками медицинских услуг, из которых 64% –  частные. Это говорит о растущей роли частного сектора в оказании медпомощи и повышении конкурентоспособности.

 

– Медицина – маст хэв сфера любого прогрессивного государства, но без стабильного финансирования она теряет свою силу. Как Казахстан справляется с этой задачей и насколько эффективно финансируется здравоохранение?

– Для устойчивости систем здравоохранения ВОЗ рекомендует направлять от 5 до 8% ВВП в развивающихся странах и не менее 9% в развитых. В Казахстане этот показатель всего 3,7%, хотя финансирование с введением ОСМС выросло в 2,5 раза. Общий объем договоров ОСМС составляет порядка 2,5 трлн тенге: 76% идет на госмедорганизации, 24% – на частные. Однако, несмотря на рост финансирования, система сталкивается с хроническим дефицитом средств и увеличением кредиторских задолженностей МО. Основные проблемы: низкие тарифы на медуслуги, неправильное планирование ФСМС объемов медуслуг, сложное администрирование денежных средств между пакетами ГОБМП/ОСМС.

Особое внимание хотелось бы обратить на ежегодный рост кредиторской задолженности медицинских организаций перед соисполнителями медуслуг (лабораторные услуги, КТ, МРТ, прием узких специалистов) и поставщиками фармацевтической продукции, который возникает как в следствии низких тарифов, так и ежегодного несвоевременного финансирования медицинских организаций, со стороны ФСМС. В этом году медорганизациям на январь месяц оплатили только в марте. Это снижает их финансовую стабильность и затрудняет доступность медпомощи населению.

– Затронем отрасль с рядом особенностей – фармацевтический рынок. Как новшество в виде маркировки лекарств отразится на показатели фармсегмента страны?

– Как мы знаем, подготовка к внедрению маркировки и прослеживаемости лекарств началась в 2018 году, с 2019 по 2021 годы был проведен пилот. Изначально правительство планировало запустить первый этап маркировки с прослеживаемостью с 1 июля 2022 года, но с подачи НПП в виду неготовности системы прослеживаемости ее пришлось отложить до 1 июля этого года. Изначально список препаратов, подлежащих маркировке на первом этапе состоял из 900 наименований, но благодаря усилиям Нацпалате и бизнес-сообщества, список удалось сократить до 90. Хочу также упомянуть поправку бизнеса, закрепленную Постановлением Правительства о том, что с 1 июля маркировке и прослеживаемости подлежат только те лекарства, которые произведены после этой даты. Это позволит упростить переход на новую систему как для производителей, так и для аптек.

При этом, несмотря на многолетний период подготовки к маркировке и прослеживаемости лекарств, все еще остается ряд проблемных вопросов, которые требуют полного решения. Маркировка важна для контроля и отслеживания пути лекарств от производства до полки аптеки. Главная цель – устранить контрафакт с рынка и закрыть незаконные каналы их сбыта. Для госорганов это шанс увидеть реальную картину потребления лекарств, а для каждого из нас – возможность проверить легальность препарата с помощью простого сканирования кода Data Matrix через бесплатное приложение Naqty Onim.

Важно понимать, что полная маркировка и прослеживаемость лекарств только стартовала и о ее результативности говорить рано. Но если система заработает так как планируется, мы сможем с большим доверием покупать лекарства, зная, что они прошли проверку и легально попали на прилавки.

 

С какими трудностями сталкиваются отечественные фармацевтические производители в своем развитии?

– Развитие отечественных фарм и медпрома критично для национальной безопасности, что наглядно показала пандемия COVID-19. К тому же, в своем Послании Президент поручил увеличить долю отечественных лекарств и медизделий с 17% до 50% к 2025 году. Тем не менее, за последние пять лет доля отечественных производителей лекарств и медизделий в закупках «СК-Фармация» не превысила 30%, несмотря на удвоение объема закупок. При этом мощности самих производителей загружены только на 40%. В целом, доля ОТП на рынке Казахстана остается на уровне 16%, в то время как импорт занимает более 80%.

Данная стагнация фармацевтической отрасли в Казахстане вызвана отсутствием системного подхода к решению проблем и чрезмерной регуляцией рынка. Например, вывод нового лекарства на рынок может занимать более пяти лет из-за длительной экспертизы, регистрации и задержек с утверждением предельных цен. Это ограничивает доступ населения к инновационным препаратам и мешает выполнению долгосрочных контрактов производителям. К примеру, только один ОТП уже второй год не может вывести на рынок около 90 товарных позиций в виду задержки выхода приказа Минздрава с предельными ценами, вынуждая «СК-Фармацию» закупать их у зарубежных поставщиков.

Еще одна причина отставания фармрынка — полное регулирование цен и задержки в их утверждении, что ведет к дефициту лекарств. Поддержка ОТП также недостаточна: долгосрочные договоры не гарантируют закуп и возврат инвестиций, делая рынок менее привлекательным для инвесторов. В результате производители часто прекращают поставки из-за исключения из госзаказа, отсутствия утвержденных цен или замены контрактов новыми соглашениями.

Для выхода из сложившейся ситуации НПП совместно с фармсообществом предлагало по аналогии с международным опытом создать Агентство по развитию фарм и медпрома либо отдельный Комитет при МЗ РК, а также разработать Комплексный план развития отрасли, который обеспечит поэтапное развитие фармпроизводства, клинических исследований, лабораторий, фармацевтических кластеров и др.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры