Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Зачем государству помогать наращивать экспорт алкогольной продукции?

26 Февраля 2024
5059 просмотров

Производители этилового спирта и алкогольной продукции просят Правительство проработать решение системных проблемных вопросов: они готовы увеличить экспорт этилового спирта и алкогольной продукции на внешние рынки. Также предлагают изменить сложившееся понимание алкогольной отрасли. Как отмечают сами производители, основной акцент сегодня должен быть на развитии, а не фискальном контроле. Ведь производство спирта благоприятно влияет и на развитии отечественного производства медицинских препаратов, кормов для сельхозживотных, сокращает вымывание средств на импорт и многое другое. Об этом подробнее рассказал председатель Ассоциации производителей и импортёров алкогольной и никотиносодержащей продукции «QazSpirits» Куттубаев Еркен Жумагатович.

- Еркен Жумагатович, расскажите нам текущую ситуацию на рынке алкогольной продукции? Какие сейчас тренды по потреблению?

- По данным ВОЗ в Республике ежегодно сокращается потребление крепких алкогольных напитков, в первую очередь водки в абсолютных цифрах и особенно – в расчёте на душу населения. Мы меньше пьём крепкого алкоголя и это хорошо. Отказ от алкоголя, рост осознанного потребления в противовес злоупотреблению – это позитивный тренд, который необходимо укреплять.

В то же время, благодаря планомерной работе государства и ответственных производителей начиная с 2019 г. снизилась доля нелегальной продукции на этом рынке – с 60% до 30%. Это позволило отрасли развиться, несмотря на снижение потребления, начать выходить на экспорт, развивать бренды и вкусы международного уровня. Расслабляться относительно нелегального рынка, тем не менее, ещё рано и работы предстоит немало.

- Но разве снижение потребления не очень хорошо для производителей алкогольной продукции? Тогда производство будет падать?

- Вот именно, что легальное производство может расти как за счёт продолжения работы по выдавливанию нелегальной продукции, так и за счёт наращивания экспорта этилового спирта и готовой алкогольной продукции. В отличие от Казахстана, мировое потребление крепкого алкоголя стабильно и даже растёт, в первую очередь в странах Азии, где потребители стремятся к новым вкусам и ощущениям. Только в Китае в ближайшие 10 лет средний класс составит 350 млн человек! Средний класс – это люди, которые тратят деньги на статусное потребление, кто ищет способы поднять качество своей жизни, в т.ч. потребляя напитки, ассоциируемые с достатком.

Если государство нам поможет наращивать экспорт и расширять географию экспорта этилового спирта и алкогольной продукции, то мы безусловно увеличим как объёмы производства, так и экспортную выручку, приток валюты, переработку отечественного сельскохозяйственного сырья и т.д.

- В данном контексте Глава Государства поставил задачу Правительству по увеличению доли экспорта переработанной продукции до 70%. Наращивание экспорта этилового спирта и алкогольной продукции соответствует вышеуказанной задаче?

- Да, и даже больше. Как известно, в прошлом году были неблагоприятные погодные условия для сельского хозяйства. Затянувшиеся дожди в августе-сентябре 2023 г. негативно повлияли на качество зерна, по оценкам отдельных экспертов фуражное зерно составляет до 40% от собранного урожая пшеницы, а это порядка 5-6 млн тонн. Это зерно не подходит для хлебопекарных целей, но отлично подходит для переработки и производства этилового спирта. При наличии достаточных финансовых возможностей, отечественные спиртзаводы могли бы переработать значительную часть некондиционного зерна. А спирт, в отличие от пшеницы, не имеет срока годности, требует минимальных затрат на хранение.

Даже если просто брать реализацию спирта, как готового продукта, выручка от его продажи на 70% выше выручки за переработанный объём зерна. При этом, только Европа импортирует ежегодно спирта на 5,5 млрд долларов США.

Вот тут как раз и пригодилась бы поддержка государства для наращивания производства этилового спирта как для внутреннего, так и внешнего рынков.

- Вы часто упоминаете о необходимости оказания поддержки со стороны государства. Какая конкретно поддержка необходима Вашей отрасли?

Мы считаем, что выпуск подакцизной продукции – это государственный вопрос: более половины себестоимости бутылки водки, к примеру, составляют налоги. Из минимальной розничной цены 1200 тенге, акциз составляет 510 тенге, а НДС – 128 тенге. При этом, акцизы поступают в местный бюджет.

Местные бюджеты зависят от алкогольных предприятий. Около половины бюджета Кокшетау и Петропавловска оплачиваются поступлениями от, соответственно, АО «КМВ» и ТОО «ПВЗ». На фоне снижения потребления в стране, переориентация этих и других алкогольных предприятий на экспорт не просто вопрос полезности – это вопрос необходимости.

Что касается проблем.

Во-первых, нами на сегодня почти упущена отличная возможность занять нишу РФ на европейском рынке (100 млн долларов в год составлял алкогольный экспорт России в западные страны до известных событий). За этот период экспорт казахстанской водки в страны СНГ и третьи страны увеличился ненамного, меньше своего потенциала: мы, прямо сказать, не смогли воспользоваться благоприятным для нас обстоятельством. Помешали этому проблемы излишнего контроля, отсутствия технических регламентов, пробелов в вопросах транспортировки и складирования, таможенной очистки. Уполномоченный орган в лице Комитета государственных доходов МФ РК в основном выполняет функции фискального органа и не обладает возможностями экспертизы в других областях. То есть, государство больше контролирует отечественных производителей, а не импортёров и не занимается развитием отрасли. Даже на созданной нашей страной СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», согласно Налоговому Кодексу, импортный алкоголь освобождается от уплаты акциза, а отечественная продукция – нет!

Во-вторых, вопрос вывоза спирта – нам требуются евро-кубы и цистерны. В евро-кубах возить алкоголь в нашей стране запрещено, хотя в остальном мире можно, а цистерны просто дороги и их не хватает.

В-третьих, государство может и должно обеспечивать кредитование экспорта переработанной продукции по льготным ставкам – эти деньги возвратные. Как мы понимаем, для этого и создано новое экспортное агентство: хотелось бы, чтобы оно стало надёжным партнёром для казахстанских алкогольных производителей.

В-четвертых, кроме прямого субсидирования, есть способы поддержать отрасль без государственных денег: сегодня производители оплачивают акциз авансом, задолго до того, как продукт попадёт на полки. Помимо акциза, производители обязаны выставлять гарантию в размере акциза (0.3 МРП на 1 л водки), что фактически является двойной фискальной нагрузкой. Перевод акцизного налога на общераспространённый порядок оплаты высвободит значительные ресурсы отечественных производителей. Единственная причина сегодня, по которой у нас сохраняется предоплата акциза, а перемещение алкоголя приравнивается к продаже – устаревшее восприятие водки и спирта, как «сакральных» продуктов, «жидкой валюты», и производства, как априори криминогенного. Очевидно, что такие меры не помогали и ранее, а сегодня, в цифровую эпоху, как мера контроля предоплата просто бессмысленна. Мы уже далеко ушли от необходимости подобного подхода, пора воспринимать алкогольную отрасль, как любую другую часть экономики. Отрасли нужен разумный контроль, а не сплошное ограничение.

Вот несколько простых и быстрых шагов, которые были сегодня упомянуты, могут значительно улучшить конкурентное положение отечественных производителей алкоголя, увеличить экспорт переработанной продукции и повысить доходы государства.

- Подскажите, есть ли страны, которые поняли значимость алкогольной отрасли для своей экономики?

- Примеры успешного регулирования алкогольной отрасли можно брать у наших ближайших соседей. Целенаправленная политика развития алкогольной отрасли в Узбекистане и Кыргызстане привела к впечатляющим результатам.

К примеру В феврале 2019 года Президентом РУ был принят Указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развитию виноградства и виноделия». Данным указом было создано отдельное Агентство Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан.
В марте 2017 года Постановлением Правительства КР было принята «Программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики на 2017-2021 годы», которая включала развитие алкогольной отрасли.
Результаты этих стран демонстрируют следующие данные:
В 2022 году Узбекистан экспортировал в Казахстан коньячный дистиллят на сумму 16,6 млн.долл.США или 67,6% из 24,6 млн долл. США из импорта из третьих стран.
На Кыргызстан приходится 57,4% импорта коньяка и коньячного дистиллята из стран ЕАЭС. Сумма импорта из КР составила 5,3 млн.долларов США или 57,4 % из 9,1 млн долларов из ЕАЭС.

Попытка развитие виноделия за счёт акцизных льгот на вино и коньяк в Казахстане привело к усиленному импорту виноматериала и коньячного дистиллята, а выращивание винного винограда так и осталось прерогативой небольшого климатического ареала.
Необходимо отметить, что в Великобритании господдержка оказывается не виноделию, а производству виски. Так как там хорошо растет ячмень, а не виноград. К тому же дипломатический корпус Англии работает над продвижением виски.

В целом, мы хотим изменить сложившееся понимание алкогольной отрасли. Ведь производство спирта благоприятно влияет и на развитии отечественного производства медицинских препаратов, кормов для сельхозживотных, сокращает вымывание средств на импорт и многое другое. Кормом для сельхозживотных и птиц является побочный продукт производства спирта – кормовая барда, которая содержит белок до 42 % в общей массе. Барда также является высокодоходным экспортным продуктом.

Основной акцент сегодня должен быть на развитии, а не фискальном контроле. Вопросы контроля, борьбы с нелегальным оборотом важны, но они лежат сегодня в зоне ответственности правоохранительных органов, улучшения техрегулирования, цифровизации и совершенства законодательства.

Поэтому мы предлагаем создать Межведомственную рабочую группу под председательством курирующего заместителя Премьер-Министра с обязательным участием уполномоченных государственных органов по обсуждению и решению накопившихся проблем в отрасли.

Надеемся, что Правительство нас услышит и мы нарастим внутреннее производство этилового спирта и алкогольной продукции для интенсивной экспансии на внешние рынки, а государство получит крепкую отрасль и увеличение доходной части в бюджет.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры