Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

МПС исключает возможность корректировки ПСД при удорожании стоимости строительных материалов

22 Января 2024
6723 просмотров

17 января 2024 года на портале открытых нормативно-правовых актов завершились публичные обсуждения проекта приказа Министра промышленности и строительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра национальной экономики Республики Казахстан».

В 2021 году НПП информировало общество о проведенной работе по решению проблемы удорожания проектов строительства, вызванного резким изменением стоимости строительных материалов.

https://atameken.kz/ru/news/45104-npp-atameken-stroiteli-poluchili-pravo-peresmotra-smety-po-gosudarstvennym-proektam

В тот период в рамках проводимой НПП работы по решению проблемы удорожания проектов подрядные организации и заказчики столкнулись с проблемой отсутствия в законодательстве правовых оснований проведения корректировки стоимости проекта при удорожании стоимости строительных материалов.

В связи с чем, НПП на уровне Правительства был инициирован вопрос внесения соответствующих изменений в Правила утверждения проектов, предназначенных для строительства объектов за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций.

Как отмечалось ранее, принятие данных поправок решало не только проблемы проводимой в тот период процедуры корректировки проектов строительства, а в целом позволяло частично решить ряд поднимаемых строительным бизнесом проблем, связанных с несовершенством действующей процедуры планирования и финансирования бюджетных инвестиционных проектов по строительству.

Вместе с тем, на сегодня Министерство промышленности и строительства необоснованно инициирует поправки, исключающие ранее внесенные по инициативе бизнеса нормы.

Строительным бизнес-сообществом на постоянной основе поднимаются проблемные вопросы финансирования и реализации бюджетных инвестиционных проектов по строительству. Так, среди не решенных на сегодня проблем наиболее актуальными являются:

- несвоевременная реализация утвержденной проектно-сметной документации;

- ненадлежащее исполнение заказчиками графика финансирования проектов;

- несоблюдение заказчиками сроков оплаты выполненных работ согласно ПСД.

На практике это создает существенные не только административные и финансовые барьеры для подрядчиков, но и приводит к удорожанию проектов строительства в ходе реализации и последующим их корректировкам.

Необходимо отметить, что по мнению бизнеса, исключение данной нормы прямо противоречит вышестоящему по иерархии нормативному правовому акту – Гражданскому кодексу Республики Казахстан.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 655 ГК РК, подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Кроме того, пунктом 5 ст. 621 ГК РК предусмотрено, что при существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены (сметы), а при отказе заказчика выполнить это требование расторгнуть договор.

Особо следует отметить, что ценообразование на рынке строительных материалов, изделий и конструкций осуществляется на основе рыночных инструментов, и подрядные компании не имеют возможности регулировать их стоимость.

Фактическое удорожание проекта на момент его реализации, в связи с изменениями цен на строительные материалы, машины-механизмы, оборудования и заработные платы, не зависит от заказчика или подрядчика, а также не может быть спрогнозировано на этапе разработки и утверждения проектно-сметной документации.

В свою очередь, со стороны государственных органов также отсутствуют гарантии стабильности цен на строительные материалы, изделия и конструкции в период реализации проектов.

В таком случае, отсутствие возможности корректировки проекта при существенном увеличении стоимости строительных ресурсов приведет к тому, что все непредвиденные расходы, связанные с удорожанием строительных ресурсов, будет вынужден нести подрядчик, что в итоге негативно отразится на финансовом состоянии компании, увеличит риски не завершения социальных объектов и банкротства строительных компаний.

НПП категорически не поддерживает внесение изменений, предусмотренных проектом Приказа поскольку, уполномоченный орган исключая возможность корректировки ПСД в случае удорожания стоимости строительных ресурсов, фактически перекладывая риски реализации проекта и расходы, связанные с его удорожанием в ходе реализации, на подрядные организации, даже в случаях, когда стоимость ПСД увеличивается от независящих от них причин.

Соответствующая позиции была направлена в адрес органа-разработчика, и мы надеемся на положительное рассмотрение позиции бизнеса по данному вопросу.

Фото: с сайта pixabay.com


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры