Бизнесу нужен хороший Градостроительный кодекс!
Проект Строительного Кодекса РК, одобренный Правительством и внесенный на рассмотрение Парламента, следует вернуть на доработку в МПС - эксперты
Национальная палата предпринимателей и Палата экспертных организаций сообщает, что бизнес-сообщество разочаровано качеством проекта Строительного Кодекса РК, одобренного Правительством и поступившим на рассмотрение Парламента, по следующим причинам:
- Проект Строительного Кодекса РК не соответствует поручению Главы государства по разработке «концептуально нового документа» и является расширенным сводом существующих законов и норм, не содержащих в себе принципиально новых, креативных и современных решений.
- Проект Строительного Кодекса РК плохо отвечает требованиям времени и потребностям отрасли.
- Проект Строительного Кодекса РК предусматривает полную ликвидацию рыночной отрасли строительной экспертизы в пользу РГП «Госэкспертиза».
- К разработке проекта Строительного Кодекса РК не были привлечены отраслевые ассоциации и эксперты, научное сообщество и бизнес. Кроме того, разработчиком не были учтены официально направленные НПП замечания и предложения бизнеса к проекту кодекса.
- Проект Строительного Кодекса РК является примером формального исполнения поручения Главы государства и, в случае принятия, не решит, а лишь усугубит существующие отраслевые проблемы.
В связи с вышеизложенным, НПП «Атамекен» и профильные ассоциации обращаются к Мажилису Парламента с просьбой вернуть документ на доработку в Министерство промышленности и строительства.
Для эффективной работы строители страны нуждаются в чётких алгоритмах и однозначных законах. Строительной отрасли Казахстана критически не хватает понятного регуляторного механизма, который стоял бы над сводом десятков действующих законов и подзаконных актов. Когда в сентябре 2022 г. по поручению Президента страны началась разработка проекта Строительного Кодекса РК, участники строительной отрасли обрели надежду.
Как подчеркнула на пресс-конференции в НПП «Атамекен» председатель Комитета строительства и ЖКХ президиума НПП «Атамекен» Ирина Манжанова, суть вопроса в том, что «Министерство пытается быстро исполнить поручение Главы государства».
«Но нормальный Кодекс за год разработать невозможно…Если Строительный Кодекс примут в таком виде, как он представлен в Парламент, в строительной отрасли ничего не изменится и ничего не наладится к лучшему. Мы получим только кучу несогласованных между собой статей и дополнительную неразбериху. Более того, если в Кодекс включат еще и Закон о долевом участии в жилищном строительстве, то это будет просто большая каша.
Бизнесу нужен хорошей Градостроительный Кодекс. Мы ждем, что проект отзовут и отправят на нормальную разработку. И мы готовы в этом участвовать», - сказала эксперт строительной отрасли.
Предыстория такова: 25 декабря 2023 г. МПС проект Строительного Кодекса был презентован в Правительстве. Очень убедительно для непрофессионалов. Однако, специалистам было очевидно: содержание презентации в части важных отраслевых вопросов ввело Кабинет Министров в заблуждение, т.к. не соответствуют фактическому наполнению представленного документа.
Правительству было презентовано, что принятие Проекта Кодекса «в первую очередь повлияет на установление стабильного регулирования отношений в области архитектуры, градостроительства и строительства». Увы, обещанного комплексного эффекта на индустрию оказано не будет. Проект Кодекса не зря называется «Строительным». В данном документе, к большому сожалению, не учитываются проблемы архитектуры и градостроительства. Хотя эти вопросы весьма обширны и на сегодняшний день недостаточно урегулированы.
Для понимания: строительство – это про то, как нужно делать кирпичную кладку и что должен сделать подрядчик в том или ином случае. Градостроительство – это область архитектуры и строительства, комплексно решающая экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические и эстетические задачи. Существенная разница между двумя этими понятиями предельно очевидна.
Председатель Регионального совета Палаты предпринимателей г. Астана, Председатель Комитета Development ОЮЛ «Ассоциации участников рынка коммерческой недвижимости «QAZPROPERTY» Кайрат Кокенов уверен, что «ключевую проблему – систематизировать застройку городов – этот Кодекс не решает».
«Кроме того, любой Кодекс регулирует правоотношения участников рынка для достижения конкретной поставленной цели… На текущий момент у МПС нет никакой внятной концепции развития градостроительной и строительной отрасли в Казахстане. Нет понятной стратегии, целей, непонятно, куда мы идем. Поэтому мы рекомендуем Парламенту вернуть документ МПС на доработку. В первую очередь, чтобы определиться с задачами на будущее. Сначала - цель, потом идут средства ее решения», - уверен Кайрат Кокенов.
При презентации проекта МПС также прозвучал следующий тезис: «Кодекс станет точкой установления баланса интересов государства, инвесторов, застройщиков и населения». Опять же, данное утверждение можно воспринимать только скептически: ничего нового и существенного, помимо уже действующих норм, в Кодекс не добавлено.
«Президент озвучил необходимость разработать принципиально новый документ, где была бы обозначена триада взаимоотношений главных субъектов: гражданин - бизнес-государство. При этом интересы человека должны стоять на первом месте. Основной целью Кодекса должно быть создание благоприятной среды жизнедеятельности человека. Каждый его раздел и глава должны быть этому подчинены. Никаких пробелов не должно быть! А в представленном варианте Кодекса регулировкой охвачены только этапы, где начинается движение денежных средств. Главная цель исчезла.
Второе. Все в строительстве должно быть непрерывным, технологически связанным. Сегодня в нашей стране гора нормативов, полный хаос государственных нормативов. Они не подчиненны единой системе. И представленный проект Кодекс единой настольной книгой для проектировщика не стал.
И самое главное – нет ответственности. Сегодня мы имеем в нашей стране множество нарушений на всех этапах строительства и отсутствие серьезной ответственности для нарушителей. Только КоАП. Но там ответственность начинается с одного МРП и не является серьезной преградой для нарушителей. Во всем цивилизованном мире ответственность осуществляется через полное возмещение нанесенного материального и имущественного ущерба. Это является главным барьером недопущения нарушений на всех этапах реализации строительного проекта. В представленном проекте опять ответственности нет», - сетует исполнительный директор ОЮЛ «Союз профессиональных инженеров» Мелик Алпысбаев.
«Не соответствует этот документ ожиданиям строительной отрасли. Каждое слово поручения Президента должно быть исполнено в точности. Сказал Глава государства «Градостроительный кодекс» - значит, он должен быть таковым, а не Строительным. Сказал, что он должен быть концептуальным, - значит, такой и нужно разработать, а не дублировать существующее законодательство», - добавил спикер.
С сомнением следует также отнестись к утверждению, что «будет наблюдаться повышение инвестиционной привлекательности отрасли». Принятие/непринятие проекта Кодекса никак на это не повлияет. Так как документ не содержит в себе принципиально новых, креативных и современных решений существующих отраслевых проблем.
Утверждение, что «проект Кодекса обеспечивает равноправие и конкурентное равновесие среди участников торгово-экономических отношений строительной индустрии» звучит вообще лицемерно: одобренный Правительством проект Строительного Кодекса неприкрыто монополизирует рынок экспертизы строительных проектов в пользу государства.
«Министерство строительства решило использовать проект Кодекса и законодательные рычаги, чтобы уничтожить отрасль негосударственной строительной экспертизы. Статья 118 Кодекса полностью монополизирует экспертную деятельность в пользу Госэкспертизы. И разработчиков мало волнует, что более 2000 человек окажутся без работы, что огромные средства – 155 миллионов затрачены на создание уникальной информационной системы для работы экспертов. Убытки никто и не планирует компенсировать.
Восемь лет назад государство сделало все, чтобы уйти от монополии, чтобы повысить качество работ, снизить сроки и цены, а сейчас отыгрывает ситуацию обратно. «Хочу передам экспертизу, а захочу отберу» - это очень плохой сигнал для рынка. Бизнес сильно задумается, стоит ли верить МПС в следующий раз. Я бы еще понял, если бы Госэкспертиза давала наилучшее качество работ, но ведь этого нет», - прокомментировал в кулуарах пресс-конференции председатель Правления Профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций «Палата экспертных организаций» Бирлик Ережепов.
К огромному разочарованию отраслевых экспертов и бизнес-сообщества, предложенный на рассмотрение законодателей проект Строительного Кодекса является расширенным дубликатом действующих законов и норм. С действующим законодательством строители могут спокойно существовать еще, как минимум, 3-5 лет. Иных вопросов, кроме вопросов строительства, проект Кодекс не решает.
И хоть НПП «Атамекен» в целом поддерживает изложенные в презентации МПС приоритетные направления, формы и меры регулирования строительной отрасли, следует объективно признать – в таком виде принципиальное принятие Проекта Кодекса не является архиважной проблемой.
Задача по переосмыслению законодательства, предлагающая критически новые способы регулирования деятельности индустрии, к сожалению, МПС не выполнена. Проделанная над Кодексом работа не в полной мере раскрывает потенциал документа и не реализует в достаточной мере поручение Главы Государства.
Оставьте комментарий:
Комментарии: