О работе НПП в отраслях агропромышленного комплекса, земельных отношений, строительства, торговли
О проделанной работе по отраслям агропромышленного комплекса, земельных отношений, строительства и торговли рассказал в своем отчете заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Ербол Есенеев на XI очередном Съезде Национальной палаты «Атамекен».
Агропромышленный комплекс-ключевой сектор экономики.
Текущий год был очень сложным для аграриев. Неблагоприятные погодные условия оказали большое влияние на снижении производительности продукции, ее качества и, соответственно цены.
Вместе с этим остаются нерешенными системные проблемные вопросы и сдерживающие факторы развития АПК:
Неопределенность мер господдержки сдерживает развитие отрасли.
За последние 5 лет в отраслевые Правила вносились изменения более 50 раз. Неопределенность мер господдержки представляют угрозу отрасли, фермеры и инвесторы дезориентированы, что не позволяет им строить долгосрочные планы развития.
Неполное финансирование, нехватка бюджетных средств ограничивает планы фермеров. Несмотря на стабильную тенденцию роста выделенных бюджетных средств на развитие (в 2020 году – 363,4 млрд. тг, в 2021 году 374,8 млрд. тг, и в 2022 году – 451 млрд. тг) ежегодно отрасль АПК недофинансируется на более 100 млрд. тенге. Стоит отметить, что кратный рост цен на СЗР, технику, корма и т.д. не покрывают потребность отрасли в финансовых средствах.
Ограничительные меры негативно отражаются на планах по дальнейшему развитию.
За последние 3 года Правительством вводились экспортные ограничения на 15 видов сельхозпродукции (пшеница, ячмень, овес, рожь, гречиха, подсолнечник, картофель, морковь, капуста, лук, сено, силос, КРС, МРС и шкуры). Последствия для бизнеса - это срывы контрактов, переполненные склады, порча продукции, остановка производств.
Необходимо отметить, что основная причина введения ограничительных мер — это стабилизация цены на внутреннем рынке и обеспечение внутреннего спроса. Однако, данные решения принимаются поспешно, без проведения расчетов и прогнозирования рисков. Особенно это видно по тем фактам, когда вводились ограничения, а позднее экстренно снимались (в 2020 году - лук, капуста, семечка, в 2021 году - морковь).
Недоступность финансовых средств тормозит развитие отрасли. Фермеру сложно их получить, причины - низкая оценка залогового имущества фермеров, длительные сроки кредитования и установление лимитов финансирования аграрной отрасли. Только для проведения ВПР необходимо более 1 трлн. оборотных средств. Острыми остаются проблемы сбыта с/х продукции.
Проблемы со сбытом продукции являются сдерживающим фактором развития отрасли АПК. К примеру, присутствие на отечественном рынке фальсификата мешает развитию добросовестных отечественных производителей. Фальсификат, за счет скрытой и заведомо недостоверной информации, дешевле качественной отечественной продукции. Учитывая покупательскую способность, население предпочитает продукцию с наименьшей ценой.
Также, крупные торговые предприятия выставляют обязательные сборы, ретро-бонусы, премии за рекламу и полку, акционные скидки и т.д. Все эти факторы способствуют распространению дешевых и не всегда качественных импортных товаров на торговых полках Казахстана.
Более того, многие производители не имеют доступа к торговым полкам крупных городов Казахстана и вынуждены реализовывать свои товары через торговых посредников. В результате торговые посредники занижают цену закупа и добавляют свою нерегулируемую маржу, что приводит к удорожанию товаров. Для решения этих и других проблем был проведен ряд работ в области сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Вопросы фискальной политики.
В рамках внесения изменений в Налоговый Кодекс были приняты льготы, улучшающие деятельность бизнеса. Так с 1 января 2023 года производители сахара, кондитерских изделий и дрожжей могут использовать льготу по дополнительной сумме НДС относимого в зачет бессрочно. Ранее предусматривалась только на период с 01.01.2020 до 01.01.2023 года.
Более того, с 1 января 2022 года вернули в действие нормы по применению метода зачета НДС при импорте пестицидов, КРС живого, племенных животных и оборудования для искусственного осеменения.
По итогам проведенного совещания 1 декабря 2022 года под председательством заместителя Премьер-Министра Жумангарина С.М., было принято решение о нецелесообразности введения обязательной маркировки и прослеживаемости упакованной воды и сахаросодержащих напитков на внутреннем рынке. В августе 2023 года удалось отстоять введение пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости растительного масла.
Государственная поддержка
По итогам проведенных совещаний на уровне Правительства, государственных органов и НПП, удалось сохранить преемственность государственной поддержки в виде субсидирования с небольшими корректировками.
Возмещение части экспортных затрат
С 8 декабря 2022 года восстановлены все исключенные позиции продукции АПК в Перечень отечественных товаров обрабатывающей промышленности, по которым частично возмещаются затраты субъектов бизнеса при экспорте (продукты переработки зерновых культур, мяса и рыбы).
С 1 марта 2023 года дополнительно в Перечень включены товары алкогольной продукции с высоким экспортным потенциалом (вина, вермуты, виски, пиво солодовое, водка, джин, ром и ликеры).
Удешевленное дизтопливо
Ввиду поднимаемых вопросов субъектами сельского хозяйства по отсутствию прозрачного механизма по отбору оператора ГСМ в течении 2022 года проработаны с отраслевым органом вопросы разработки информационного материала.
13 апреля 2023 года МСХ РК утверждены Правила определения региональных операторов распределения нефтепродуктов на сельскохозяйственные работы, а также Правила формирования и распределения объемов нефтепродуктов для производителей сельхозпродукции в периоды весенне-полевых и уборочных работ, что обеспечило распределение удешевленного дизельного топлива в едином открытом цифровом формате.
Финансирование/Кредитование
В рамках программы «Кең дала» прием заявок на финансирование на ВПР переведён на декабрь месяц (ранее было март-май). С 2023 года финансирование увеличено с 70 до 140 млрд. тг. В рамках механизма кредитования и финансового лизинга приоритетных проектов увеличены сроки субсидирования с 5 до 7 лет. Дополнительно с бюджета на субсидирование выделено в 2022 г. - 124,6 млрд тенге, в 2023 году потребность составляет более 150 млрд тенге.
Ежегодно на уровень Правительства выносится вопрос по выплате субсидии. Дополнительные средства будут выделены отрасли в последние месяцы года. В текущем году будет выделено 90 миллиардов тенге. Работа по вышеуказанным вопросам будет продолжена.
Земельные отношения:
НПП удалось решить следующие вопросы в сфере земельных отношений:
- Установлена законодательная возможность выкупа земельных участков до окончания срока действия СЭЗ, что позволит полноценно реализовать право собственности на землю участникам СЭЗ;
- Исключена земельная комиссия из процесса изменения целевого назначения земельного участка в черте населенных пунктов, что позволит сократить сроки, а также исключить размытую ответственность комиссии в случае неправомерных отказов;
- Установлена административная ответственность МИО за невыставление земельных участков на торги, либо выставление их с нарушением установленных сроков. Теперь, любой желающий может подать заявку в акимат на получение земли, и в случае отказа по причине необходимости такого предоставления на торгах или конкурсах, акимат обязан в течение 90 дней вынести этот участок на торги и конкурсы с обязательным уведомлением о дате вынесения заявителя;
- Исключены требования к землепользователям по формированию и ведению ими книг истории полей и пастбищ на специализированном портале. Ранее, за неисполнение таких требований предусматривались меры, вплоть до изъятия земельного участка, даже при его использовании. Кроме того, объем и вид запрашиваемой информации у фермера на портале не регламентировался НПА;
- Обеспечена защита законных прав собственников земельных участков при утверждении ПДП (с возможностью использования земельных участков, подпадающих под красные линий до начала градостроительного освоения). Ранее предприниматели не могли провести реконструкцию коммерческих объектов, поскольку органы архитектуры в течение нескольких лет отказывали в согласовании реконструкции по причине нахождения земли в зоне будущего строительства дорог или иных объектов. С внесением изменений в НПА, такой отказ впредь будет считаться незаконным, о чем МИИР РК провело ряд разъяснительных работ с региональными органами архитектуры;
- Установлен запрет на предоставление земельных участков для целей строительства при отсутствии инженерных сетей в черте городов, что позволит сократить число случаев, когда после получения земельного участка, предприниматели не могут построить на них объекты по причине отсутствия возможности подключения к сетям монополистов;
- Исключена необходимость предоставления акта определения кадастровой стоимости земельного участка при изменении целевого назначения до получения положительного заключения земельной комиссии, что позволит исключить необоснованные траты предпринимателей в случае получения отказа в изменении целевого назначения земельного участка. Теперь, данный документ необходимо предоставлять только после получения положительного решения.
Также, центральными уполномоченными органами одобрен целый ряд поправок в действующее законодательство, направленных на:
- Освобождение от уплаты кадастровой стоимости земель сельхозназначения за изменение их целевого назначения на цели, предусмотренные градостроительными документами;
- Регламентирование процедур получения согласований на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ, строительству прудов, и иных водоемов землепользователями на земельных участках сельхозназначения;
- Обеспечение прозрачности при распределении земель сельхозназначения;
- Обеспечение прав собственников земельных участков, которые подпадают под изъятие для государственных нужд, до начала процедуры изъятия;
- Исключение НАО «Правительство для граждан» с конкурентного рынка землеустроительных работ;
- Пересмотр системы расчета норм нагрузки на пастбища, обеспечивающих учет реальной продуктивности каждого участка пастбища;
- Возобновление приема заявок по согласованию координат проектируемого земельного участка посредством портала E-Gov;
- Определение исчерпывающего перечня документов для каждого из исключительных случаев (25), когда земельный участок может быть предоставлен вне торгов (аукционов);
В текущем году НПП ведется работа по решению следующих вопросов:
- Обеспечение доступа бизнеса к информации о земельных ресурсах, генпланах, ПДП и инженерных сетях.
Запуск Публичной кадастровой карты, которая должна была обеспечить открытой информацией о земельных участках (в т.ч. свободных), генпланах, ПДП, схемах инженерных сетей и инфраструктуре, не оправдал ожидания бизнеса, поскольку карта не содержит в полном объеме заявленную информацию, а размещенная информация имеет существенные недоработки
- Несовершенство земельного законодательства и отсутствие единообразной правоприменительной практики на местах.
Наличие в Земельном кодексе РК большого количества норм, по которым на местах складывается неоднозначная правоприменительная практика, слабая координация и методическое руководство МИО со стороны ЦГО приводит к большому количеству нарушений земельного законодательства со стороны МИО при предоставлении прав на землю. Последующая отмена таких решений контрольно-надзорными органами приводит к нарушению прав предпринимателей и причинению им убытков и ущерба; - Проблемы эффективного распределения и использования земель сельскохозяйственного назначения.
Несовершенство механизма конкурсного предоставления земель сельхозназначения (критериев определения победителя), критериев рационального использования сельхозугодий (применения нормативов нагрузки на пастбища), отсутствие актуальной и оцифрованной информации о качественных характеристиках сельхозугодий не обеспечивают их рациональное использование и объективный государственный контроль за ними;
Отсутствие стимулирующих мер для обеспечения целевого и рационального использования земель.
В настоящее время все усилия уполномоченных органов направлены на принудительное изъятие земельных участков у собственников и землепользователей, принятие к ним карательных мер (штрафы, изъятие) и мер финансового воздействия (увеличение налогов), ограничение размеров участков, предоставляемых в одним руки и ужесточение контроля за их использованием. Вместе с тем, не принимаются меры по выявлению причин, способствующих совершению нарушений земельного законодательства, их профилактике и стимулированию субъектов земельных правоотношений на соблюдение установленных требований
Строительство
За отчетный период усилиями НПП удалось решить ряд проблемных вопросов в сфере строительства.
Внесены изменения в Правила утверждения проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства объектов за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, предусматривающие корректировку сметного раздела проектно-сметной документации, по которой по истечении более одного года с момента ее утверждения не проведены конкурсные процедуры и не предусмотрено финансирование на реализацию.
Таким образом, если по утвержденной ПСД не начаты строительно-монтажные работы по истечении одного года, цены на строительные материалы, работы и услуги, предусмотренные в ней должны быть пересмотрены с учетом изменений рыночных цен.
Также, внесены изменения в Правила проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, предусматривающие сокращение срока проведения экспертизы по проектам корректировки сметной стоимости по причине увеличения стоимости строительных ресурсов с 45 до 15 рабочих дней.
Кроме того, уполномоченными органами одобрен ряд предложений бизнеса по совершенствованию действующего законодательства, в том числе по долевому участию в строительстве, проведению корректировки проектов строительства, государственных закупок в строительстве и др.
В частности, одобрены предложения по:
- исключению финансового аудита из процедуры корректировки сметной части проекта строительства, что в итоге существенно сократит сроки проведения корректировки проектов строительства;
- сокращению требований при получении разрешения на привлечение средств дольщиков при долевом строительстве и позволит большему количеству застройщиков на законных основаниях привлекать средства дольщиков;
- внедрению понятия комплексных работ на условиях «под ключ» по проектам строительства и реконструкции, что позволяет подрядным компаниям осуществлять проектирование и строительство
- снижению размера демпинга при СМР в госзакупках с 5% до 2%, что предоставит подрядным организациям больше финансовых средств при реализации проектов;
- по применению договора страхования гражданско-правовой ответственности для обеспечения исполнения договора в закупках квазигосектора. Данная мера позволит снизить финансовую нагрузку на подрядные организации, связанную с получением банковской гарантии.
Также, одобрены поправки по регламентации расчета опыта работы реорганизованного юридического лица, в частности принимается опыт работы юр. лица прошедшего реорганизацию путем присоединения, слияния и преобразования. При этом, обновление ПФУ происходит только при условии соответствия основного вида деятельности реорганизуемых юр. лиц на первом уровне (секции) ОКЭД.
В настоящий момент государственными органами проводятся работы по внесению изменений и дополнений в соответствующие НПА.
Кроме того, достигнута договоренность с МНЭ и МИИР по интеграции портала государственных закупок и портала РГП «Госэкпертиза» в целях обеспечения требования о соответствии сроков финансирования утвержденной ПСД. Таким образом, данная мера не позволит заказчикам снижать объем финансирования в разрезе по годам и исключит конкурса с объемом финансирования не соответствующим графику финансирования, предусмотренному ПСД.
В сфере жилищных отношений проводится работа с уполномоченными огранами по совершенствованию действующего законодательства по привлечению средств дольщиков и выработке мер поддержки в частных застройщиков, в том числе, путем рассмотрения вопроса увеличения финансирования по действующим льготным ипотечным программам и внедрения новых видов льготной ипотеки.
В текущем году НПП ведется работа по решению следующих вопросов:
- Исключение финансового аудита при проведении корректировки проектов строительства;
- Проработка с уполномоченным органом вопроса разработки и принятия Стратегии развития строительной отрасли;
- Отмена казначейского сопровождения государственных закупок в строительстве;
- Принятие комплексных мер, направленных повышение эффективности системы планирования, финансирования и реализации бюджетных инвестиционных проектов;
- Развитие СРО в сфере строительства и частной экспертизы проектов строительства;
- Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере строительства, государственных закупок, жилищных отношений и долевого участия в строительстве;
- Обеспечение интересов бизнес-сообщества при разработке проекта Градостроительного кодекса и реализации НП «Комфортная школа»;
- Цифровизация сфер строительства и ЖКХ;
- Развитие сферы ЖКХ и дальнейшая реализация принятых реформ;
- Проработка с уполномоченными органами вопроса внедрения программ по лизингу строительной техники.
Торговля
Логическим продолжением любого производства является продажа готового продукта или товара. Это неразрывная связь с одной из ключевых отраслей экономики - торговлей. 16% ВВП, почти полтора миллиона занятого населения, самая динамичная и многочисленная отрасль по количеству субъектов.
Начну с вопроса регулирования цен на социально значимые продукты питания. Понимая социальную составляющую, мы все же убеждены, что должны работать рыночные механизмы.
С Минторговлей и АЗРК сошлись во мнении по дерегулированию в 2 этапа. С 1 января 2024 года – по 9-и товарам, и с 1-го полугодия 2025 года – по остальным 10-и. Все будет зависеть от насыщения внутреннего рынка отечественными товарами.
Самый большой сегмент, около 40% процентов от общей розницы - торговые рынки. Многолетний вопрос – их модернизация. Де-факто, срок продлен до 2025 года - утверждена Дорожная карта, с детальными мероприятиями по каждому рынку. Однако де-юре, законодательные сроки не изменились.Обращаем внимание на объективные сложности - нехватка мер господдержки, залоговой базы, непродление сроков аренды земельных участков, проблемы по инфраструктуре и другое.
На рынках около 150 тысяч торговых мест, это МСБ. «Ликвидация» рынков, которые не успели модернизироваться по независящим от них причинам, пагубно скажется, в первую очередь, на торгующих. Идя по пути развития, нужно сказать, что в Казахстане сохраняется дефицит торговых площадей современного формата, строительство которых требует больших капиталовложений. Определенные результаты в этом направлении достигнуты. Сегодня есть возможность получить субсидирование по проектам строительства объектов современного формата с площадью не менее 1000 кв.м. по двум ОКЭД-ам 47.11 и 68.20.1 (только под исключение попали проекты в столице и городах республиканского значения).
Нами предлагался более широкий перечень ОКЭД и не применять исключения для столицы и городов республиканского значения. Думаю, это еще предстоит обсудить. Электронная торговля – один из самых быстрорастущих каналов. Доля е-кома достигла уже 12,5 %.
Нами проводится работа по вовлечению бизнеса в электронную торговлю, повышению осведомленности. В июне 2023 года совместно с компанией Ozon проведён Форум «COM.E.ON Алматы», и серия обучающих семинаров по выходу на электронные площадки. На базе региональных палат запущен пилотный проект по обучению навыкам онлайн-торговли.Есть и точечные проблемы. Например, проблемы казахстанских селлеров в отношении компании Вайлдберриз. Если вкратце, то решены следующие вопросы:
- предоставлен доступ к внутренней рекламе на Вайлдберриз;
- сделали возврат продавцам ошибочно начисленных штрафов;
- снизили стоимость гарантийного взноса с 230 000 тенге до 170 000 тенге.
Эти и многие другие вопросы находятся в постоянном фокусе Национальной палаты. В последние годы Правительством делался упор в основном на развитие сфер материального производства. Сфера внутренней торговли же никогда не была в приоритетном списке.
Наше предложение по включению торговли в перечень приоритетных секторов экономики принципиально поддержано со стороны уполномоченного органа, и даже отражено в проекте Концепции по развитию отрасли торговли до 2030 года. Однако статус документа до сих пор не понятен.
Считаем, что такая глобальная отрасль как торговля, заслуживает отдельного места в системе госпланирования. Предлагаем Министерству торговли и интеграции совместную разработку самостоятельного программного документа на долгосрочную перспективу. Его нужно обсуждать и писать, будучи вовлеченными. Поэтому, коллеги, Ваше активное участие только приветствуется.
Оставьте комментарий:
Комментарии: